Искусство Египта эпохи Среднего царства

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Только в XXI в. до н. э. фараоны новой династии, выходцы из города Фивы в Верхнем Египте, смогли вновь объединить страну. Новые цари сделали свой родной город столицей государства. В окрестностях Фив начинают возводиться храмовые комплексы и усыпальницы фараонов. Новым словом в развитии египетской архитектуры стала усыпальница — храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н. э.) — выдающийся памятник древне­египетского зодчества. Храм представлял собой сочетание окружен­ных колоннами террас с возвышающейся в центре пирамидой, которая опиралась на скальное основание.На террасы вели широкие пандусы (пологие подъемы). Из долины реки к храму шла дорога длиной в 1200 м и шириной в 32 м. Новым в храмовом строительстве было и создание так называемых пилонов — монументальных тра­пециевидных башен, расположенных по сторонам главного входа в храм. Перед храмами и дворцами царей стали сооружаться обелиски с иероглифическими текстами. Это были монолитные сужающиеся кверху четырехгранные колонны с пирамидальным завершением.

С укреплением власти фиванских фараонов, как выражение их претензий на наследие древних династий, делаются попытки во­зобновления строительства пирамид. Планировка пирамид и хра­мовых комплексов заимствуется со старых образцов. Однако скон­центрировать всю мощь страны для решения таких гигантских задач, как это было во времена Хуфу, фараоны Среднего царства были не в состоянии. Их пирамиды только по форме напоминают усыпаль­ницы Древнего царства. Так, пирамида фараона XII династии Сенусерта I имела высоту всего 61 м. Основным строительным материалом был кирпич-сырец и сама пирамида держалась только благодаря внутреннему каркасу из каменных стен и каменной облицовке. До наших дней дошли только руины этих сооружений.

Тем не менее в период расцвета Среднего царства создавались и замечательные памятники. Таким был храмовый комплекс Аме-немхета III в Хавара (XIX в. до н. э.). Хотя и здесь пирамида построена из кирпича-сырца, удивителен заупокойный храм при пирамиде. Его площадь составляет 72 тыс. кв. м. Храм состоял из многочисленных залов, переходов, молелен, украшенных статуями и рельефами. В античном мире этот храм прославился под названием Лабиринта и «отец истории» Геродот сравнивал его с великими пирамидами. Особенностью храма являлось широкое применение колоннад и перекрытий, вытесанных из цельных каменных моно­литов. Храм в Хавара по своему предназначению отличается от сравнительно небольших святилищ Древнего царства. Именно он символизирует теперь власть фараона, равную власти богов. В отличие от прошлого многочисленные статуи царя, наряду со статуями богов, заполняют помещения храма. Более того, близ храма изваяны две колоссальные статуи Аменемхета III из желтого квар­цита высотой 18 м. Теперь не только посвященные жрецы в темных погребальных камерах, но и весь народ должен был преклониться перед мощью царя, олицетворенной в этих колоссах.

Скульптура. В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер, но в то же время образ дается упрощенно, схематично. Чувствуется стремление ваятелей повторить прежний идеализированный образ

живого бога.

Однако серьезные потрясения в социальной и политической жизни Египта, когда был нарушен казавшийся незыблемым уклад жизни, не могли не найти своего отражения и в изобразительном искусстве. Утверждались новые династии, личность человека, его воля, талант, смелость играли иногда решающую роль в борьбе за

власть.

В период расцвета Среднего царства в пластике Египта форми­руется новое направление. Мастера начинают уделять больше вни­мания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер человека, его возраст, эмоциональный настрой. Яркими примерами воплощения идей нового стиля могут служить портретные работы фараонов XII династии — Сенусерта III и его сына Аменемхета III (XIX в. до н. э.). Голова Сенусерта III изваяна из черного обсидиана. Резкий контраст света и тени на широких выступающих скулах, сжатых в узкую щель губах, глубоко запавших глазах — все это создает ощущение напряженности. Тщательно проработана муску­латура, костяк, складки кожи лица. Возникает образ реального человека — волевого, властного, ироничного, много повидавшего правителя.

В портретной статуе его наследника Аменемхета III из черного гранита и особенно в статуе в виде сфинкса ощущается продолжение этих новых тенденций. Хотя поза сидящего в парадном убранстве фараона выдержана в каноническом стиле и повторяет позу фараона Хафра, лицо Аменемхета III дает представление о его энергичном, властном и суровом характере.

Новые веяния коснулись также рельефных изображений и на­стенной живописи. Их сюжеты становятся более разнообразными, сцены — более динамичными, позы людей свободными и раскован­ными. Фигуры уже не располагаются строго по фризам. Они естественно включены в композиции на фоне природы или в бытовых условиях. Мягче и богаче становится цветовая гамма. Художники наряду с яркими одноцветными тонами начинают использовать различные смеси красителей, полутона, что придает росписи более изысканный характер. В целом в эпоху Среднего царства искусство Египта, используя наследие прошлого, сделало новый шаг вперед в своем развитии в сторону реализма и человеч­ности.

Однако период подъема опять сменяется кризисами и потрясе­ниями. Вновь ослабевает центральная власть. Этим воспользовались азиатские кочевые племена гиксосов около 1700 г. до н. э., захва­тившие Египет.

Искусство Нового царства. Борьбу за независимость и объеди­нение страны вновь возглавили правители г. Фивы. В 1560 г. до н. э. кочевники-гиксосы были изгнаны и фараоны XVIII династии снова объединяют Египет в единое целое. Воскресшая и обновлен­ная страна при великих фараонах Яхмосе I и Тутмосе III достигает пика своего могущества. Границы государства на юге включают золотоносную Нубию, а на севере доходят до Евфрата. Непрерывным потоком из завоеванных земель потекли толпы рабов, золото, слоновая кость, драгоценные камни, умножая богатства царей, знати и жреческого сословия. Несметные богатства позволяли пра­вителям Египта украшать страну, и прежде всего столицу — г. Фивы — великолепными храмами, с необычайной пышностью поднять и возвеличить престиж царской власти и культы богов. Особенное значение приобретает культ верховного божества Фив — Амона. Его культ сливается с культом древнего солнечного Ра в единое целое — культ Амона-Ра. Вместе с тем в культуре Египта все более сказыва­ется и внешнее влияние завоеванных стран и земель, с которыми у него установились прочные торговые отношения.

Искусству этой эпохи свойственны не только пышность и богатство, но и стремление к изысканности, изяществу и уточнен-ности.

Архитектура. Основным типом архитектурного сооружения в период Нового царства становится храм. Усыпальницами фараонов служат тайные скальные гробницы расположенные близ Фив в так называемой «Долине царей». В период правления XVIII династии сложился тип храма, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник. От долины Нила к фасаду храма вела аллея сфин­ксов. Сам фасад оформлялся в виде двух трапециевидных башен-пилонов, перед которыми возвышались иглы обелисков и стояли колоссальные статуи фараонов. Узкий проход между пилонами приводил в. открытый прямоугольный двор, обнесенный колонна­дой. Далее следовал по прямой закрытый колонный зал и за ним само святилище. Колоннада центральной части залов возвышалась над боковыми портиками и в помещения проникал естественный свет. Основные залы храмов дополнялись молельнями, подсобными помещениями, складами; все это в целом создавало громадные храмовые комплексы. Залы храмов украшали многочисленные ста­туи царей и богов. Стены и колонны покрывали монументальные рельефы и росписи, сопровождавшиеся священными иероглифиче­скими текстами.

В столице Египта Фивах были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского храма началось в XVI в. до н. э. и до нас дошло имя его первого строителя зодчего Инени. В XV в. до н. э. зодчий Аменхотеп-Младший начал строительство Луксорского храма. На протяжении столетий правители дополняли, достраивали, украшали эти храмы. На их стенах фараоны прослав­ляли свои деяния, так что храмы превратились в своеобразную каменную историческую летопись своей эпохи. Поражает вообра­жение колонный зал Карнакского храма размером 103 на 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских разме­ров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Игра света и тени в этом колоссальном каменном лесу создавала ощущение таинственности, ничтожности человека в обители царей и богов. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями. Создатели храмов стреми­лись не только продемонстрировать мощь и величие, но отдавали дань изяществу и красоте.

Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захороне­ния, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных храмов. Это были величественные со­оружения с пилонами у подножия гор, к которым вели аллеи сфинксов. От громадного храма фараона Аменхотепа III до нас дошли лишь полуразрушенные статуи, ранее стоявшие перед храмом высотой 21 м. Впоследствии греки назвали их колоссами Мемнона, сына богини Зари.

Особое место среди заупокойных храмов занимает храм женщи­ны-фараона Хатшепсут (XV в. до н. э.). Он сооружен в той же долине, где в эпоху Среднего царства был построен знаменитый храм Ментухотепа I. Строителем храма был вельможа и советник царицы Сенмут. Зодчий создал грандиозный ансамбль из трех поднимаю­щихся друг над другом террас. Их объединяют широкие пандусы, продолжающие дорогу сфинксов из долины Нила. Фасады террас храма оформлены в виде изящных колоннад и.как бы постепенно вырастая,поднимаются к горам. Сочетание плавного вертикального движения с горизонтальными ритмами белоснежных колонн создает удивительное чувство уравновешенности и гармонии, плавного перехода к вечности. Храм был богато декорирован и украшен с использованием драгоценных материалов. Его помещения украша­ло более 200 статуй женщины-царя.

Скульптура. Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: ко­лоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью, ярко выраженной индивидуальностью. Так, тронные портреты Хат­шепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой — таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты.

Прекрасными образцами нового стиля являются скульптурные портреты храмовой певицы Ранаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа. Созданные в технике мелкой пластики из темного эбенового дерева статуэтки богато инкрустированы драгоценными металлами. Изящность, грациозность, изысканность становятся отличительными признаками нового стиля.

В том же ключе шло развитие и настенных изображений. В храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты древности. Мы видим стремительно мчащиеся колесницы великого завоевателя Тут-моса III, рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и велико­лепных пиров. Строгая, скупая прорисовка фигур сменяется мягкими пластичными линями. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттен­ки человечес- кой кожи. В развевающихся полупрозрачных одеждах кружатся прекрасные женщины. Ткань не скрывает, а лишь под­черкивает грацию и воздушность прекрасных флейтисток и танцов­щиц.

Изящный стиль утверждается и в прикладном искусстве. Пред­меты туалета, керамика, ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов отличаются непревзойденной тонкостью работы и изы­сканным вкусом.

Амарнский период (начало XIV в. до н. э.). Наметившиеся тенденции в изобразительном искусстве обусловили его необычный взлет, который вошел в историю под названием Амарнского пери­ода. Этому предшествовали серьезные потрясения в политической и религиозной жизни Египта. Непомерное обогащение знати и жрецов усилило их могущество и спровоцировало конфликт с царской властью. Стремясь обуздать своеволие жречества и вель­мож, фараон Аменхотеп IV проводит радикальную религиозную реформу, которая должна была укрепить прежде всего политиче­скую власть царя.

Фараон-реформатор объявил ложными всех старых богов, их храмы были закрыты, а имущество пополнило государственную казну. Новым единым божеством вместо символа солнца Амона-Ра стало само солнце под именем бога Атона. Фараон изменил свое тронное имя и стал величаться Эхнатоном (Дух Атона). Считалось, что каждый человек, без посредничества жрецов, может общаться с богом-солнцем. Вместо древнего культового языка, доступного только жрецам, в обиход, литературу и даже в священные гимны вводится современный разговорный язык. Опасаясь происков фи-ванских жрецов, фараон переносит свою столицу в Средний Египет. Там он строит город Ахетатон (Небосклон Атона). Сегодня это место носит имя Тель-эль-Амарна. Отсюда название — Амарнский пе­риод.

Отказ от старого пантеона богов предопределил пересмотр традиционных канонов архитектуры и изобразительного искусства. Вместо таинственных колонных залов сооружаются открытые, за­литые солнечным светом просторные дворы с жертвенниками сол­нцу. Однако храмы Ахетатона, построенные из кирпича-сырца, оказались недолговечными и не сохранились до наших дней.

Наиболее значительные достижения Амарнского периода связаны с развитием нового стиля пластических форм, с новой трак­товкой изображения человека. Разрыв с многовековой традицией идеализированного, богоподобного изображения царя обусловил поиск и новых форм, отличающихся от предписанного старой религией канона. В соответствии с идеологией реформ, где большое значение придавалось поискам истины, моральному аспекту, раз­витие изобразительного искусства пошло по пути приближения к реальной жизни, по пути раскрытия подлинного, внутреннего мира человека.

В этом плане характерны портретные изображения самого Эх-натона, вышедшие из мастерской знаменитого скульптора Тутмоса. Главным в этих работах является уже не изображение силы, власт­ности и несокрушимой воли царя. Мы видим болезненное лицо человека, вытянутое, худое, с толстыми губами и широким носом, полуприкрытыми грустными глазами. Но этот образ привлекателен своей внутренней одухотворенностью, моральной силой и уверен­ностью в своей правоте. В следовании такому реалистическому стилю художники иногда доходили до грани гротеска, даже кари­катуры. В царских мастерских найдены рельефные наброски, на которых фараон изображен почти в смешном виде. В поисках наибольшей выразительности утрировались, нарочито подчеркива­лись наиболее характерные черты лица и фигуры Эхнатона. Но постепенно была найдена необходимая мера, обретена гармоничная ясность и отточенность изображения. Вершиной пластического искусства рассматриваемого периода являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. В Берлинском музее хранится портрет Нефертити из раскрашенного известняка, о котором в истории искусства говорится как о самом совершенном из женских изображений. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. С изумительной тонкостью моделированы черты лица: точеный нос, нежные губы, немного приподнятый подбородок и распахнутые под высокими бровями глаза. Мастер нашел удивительное сочетание царственной красоты и нежной женственности. Это впечатление усиливают теплые, телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы. Из мастерской Тутмоса до нас дошли и два незавершенных портрета Нефертити, по которым мы можем судить о процессе работы художника.

Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изобра­жаемого появляется много нового, немыслимого доселе в величе­ственном искусстве Египта. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые и даже интимные сюжеты. Фараон изобража­ется в окружении семьи, с любимой супругой и играющими детьми. Настоящее человеческое горе, а не традиционное оплакивание, предстает перед нами в сцене смерти одной из царских дочерей. Человечность, лиризм сочетаются в этом новом стиле с изыскан­ностью, утонченностью, даже некоторой нарочитой манерностью.

Период реформ был недолог. После смерти фараона-реформа­тора начинается возврат к старому. Восстанавливаются культы старых богов. Само имя Эхнатона было предано проклятию, Ахе-татон разрушен и столица снова перенесена в Фивы. Однако влияние амарнского искусства продолжало ощущаться долгие годы. Полный возврат к прошлому в культурной жизни страны был уже невозможен.

Найденные в гробнице преемника Эхнатона фараона Тутанха-мона произведения искусства выполнены в традициях амарнского стиля. Это была единственная усыпальница, найденная неразграб­ленной, и в ней сохранились ценнейшие предметы из драгоценных материалов. Великолепны саркофаг царя и золотая маска с инкру­стациями из лазурита, фаянса, стекла и драгоценных камней. Вос­хищение вызывает не только высочайшая техника обработки металла. С погребальной маски на нас смотрит юношеское лицо с тонко очерченным носом, широко раскрытыми миндалевидными глазами, в уголках рта притаилась улыбка. И на всем отпечаток утонченного изящества мастеров Ахетатона. В усыпальнице найде­ны сотни предметов утвари, драгоценных украшений, пластики, инкрустаций на дереве и металле, оружия и повсюду, даже в мельчайшей принадлежности туалета, ощущается дух нового стиля.

В 14—11 вв. до н. э. Египет еще вел завоевательные войны, знал годы величия и славы. Продолжалось строительство великолепных храмов Карнака и Луксора, возводились пышные заупокойные храмы царей. Во времена правления великих фараонов Сети I и Рамзеса II создаются уникальные сооружения. Так стремясь утвер­дить свою власть над завоеванной Нубией Рамзес II строит гиган­тский храм в Абу-Симбеле, целиком высеченный в скале. Казалось, вернулись традиции доамарнского времени. Главный замысел этого сооружения — продемонстрировать могущество и силу власти. Фа­сад храма представлял собой как бы переднюю стену гигантского пилона, перед которым возвышались вырубленные из скалы 20-мет­ровые статуи Рамзеса II. Видные издалека плывущим по Нилу судам колоссы производили впечатление несокрушимой мощи. Стены внутренних помещений храма покрыты изображениями, прослав­ляющими деяния фараона. В самом сердце храма, в молельне рядом со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте помещена статуя самого Рамзеса II.

Продолжая отстраивать фиванские храмовые комплексы, Рам­зес II фактически переносит свой административный центр далеко на север Египта, в древний Танис. Там строится новый город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). В украшении новой столица проявляется то же стремление к мощи и гигантизму. На севере эти замыслы попадают на благоприятную почву. Здесь влияние амарнского стиля было слабее, а перед глазами в Сакара и Гизе находились титани­ческие памятники Древнего царства.

В конце XIII—XI вв. до н. э. начинается период затяжного упадка. Победоносные войны обогатили царя и знать, но разорили народ и привели хозяйство страны в упадок. Усилился натиск внешних врагов. И уже сыну Рамзеса II приходилось думать о обороне страны. Одна за другой утрачиваются завоеванные терри­тории. Египту вновь грозит распад. Такая ситуация приводит к застою и упадку изобразительного искусства. Прекращается строи­тельство крупных сооружений, утрачиваются навыки мастеров пла­стики и живописи, произведения искусства все более стандар­тизируются и подпадают вновь под правила религиозных канонов.

Позднее время. В последнее тысячелетие до н. э. тенденции распада государства и угасания культуры усилились и приобрели необратимый характер. Страна периодически подпадает под власть иноземных завоевателей: нубийцев, ливийцев, ассирийцев, персов.

Время от времени удается ненадолго объединить страну. Так было в период правления ливийского фараона Шешонка I (сер. Х в. до н. э.), или саисских фараонов (VII в. до н. э.). Искусство этого периода еще не забыло достижений прошлого. Техническое мастер­ство ваятелей, художников, ювелиров еще достаточно велико. Но ничего нового уже не создается. Художественное творчество в основном питается прошлым, повторяет его образцы. Однако оно не в состоянии подняться даже до уровня пройденного.

Литература. Цивилизация Древнего Египта оставила человече­ству богатейшее литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрыв­ная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответ­ствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий.

Большая часть литературных произведений являлась художест­венной формой религиозных мифов, преданий, легенд, политиче­ских идей и догматов. Литература выполняла функцию религиоз­но-этиологического объяснения возникавших перед человеком воп­росов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природ­ных явлениях и т. д.

Значительный пласт литературы Египта составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания, исполнявшиеся в храмах при исполнении церемоний поклонения богам. Так, например, в древнеегипетской литературе мы видим целый цикл культовых мифов об Изиде и Озирисе. В мифах делается попытка объяснить круговорот природных циклов рассказом о смерти бога Озириса от рук его злого брата, бога Сета. Смерть Озириса и его воскресение с помощью жены, богини Изиды и сына бога Гора являются причиной угасания и возрождения природы. В «текстах пирамид» сохранились поэтические гимны в честь бога солнца Ра.

К официальной литературе относятся гимны в честь царей, как, например, «Гимн Сенусерту III», где восхваляется властелин, «за­щищающий страну и расширяющий ее границы, покоряющий иноземные страны».

Вместе с тем надо отметить, что наряду с религиозной и официальной литературой до нас дошли и элементы народного творчества в виде сказок, трудовых песен, пословиц, поговорок. В них выступают черты подлинной жизни простых людей в перепле­тении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде» и др.

К области светской литературы относятся и популярные в Древнем Египте описания путешествий. Военные походы и развитие торговых связей открывали новые страны перед неподвижным миром древней культуры. Многие из этих произведений наряду с отражением реальности содержат и элементы фантастики. Таков древнеегипетский «Рассказ о потерпевшем кораблекрушение», в котором герой попадает на фантастический остров. Более реали­стичны «Рассказ Синухета», опального вельможи, бежавшего из Египта и описывающего путевые впечатления и «Путешествие Уни-Амона» — чиновника, выполнявшего за рубежом повеление фараона.

Музыка. О развитии музыкального искусства в Древнем Египте мы можем судить по многочисленным изображениям на фресковых росписях пиров и развлечений. Так, в сцене пира из гробницы Нахта, жреца храма Амона в Фивах (конец XV в. до н. э.), мы видим изгибающихся в изысканных позах танцовщиц. На фресках гроб­ницы Джесеркарасенеба представлен целый ансамбль музыкантов, играющих на разнообразных инструментах. Здесь изображены арфа, своеобразная лира с резонатором, двойная флейта, струнный инс­трумент с длинной декой. Известно, что торжественные гимны царям и богам исполнялись в храмах с музыкальным сопровожде­нием. Все это свидетельствует о том, что музыкальная культура Древнего Египта была богата и разнообразна.

Наконец в 332 г. до н. э., после завоевания Александром Македонским, Египет утрачивает свою самостоятельность. В период правления македонской династии Птолемеев в культурном развитии страны наступает так называемая эпоха эллинизма, когда древнее наследие прошлого сливается с мощной волной влияния антично­сти.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!