Искусство Древней Месопотамии

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Одновременно и параллельно с цивилизацией Египта в между­речье Тигра и Евфрата возникли и развивались центры других древнейших культур. Как и в долине Нила, зарождение новой культуры было связано с развитием земледелия, формированием новых социальных отношений, становлением государственности. Однако в отличие от Египта в Двуречье долгое время не существо­вало единого государственного и национального центра. Периоди­чески набирали силу и разрушались государственные объединения, созданные различными народами: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др. Тем не менее, хотя в результате бесконечных войн гибли и уничтожались культурные ценности покоренных народов, общая культурная традиция, наследие прошлого, сформировали единое культурное пространство.

Как и в Египте, религия в Двуречье играла громадную роль в общественной жизни, определяя идеологические установки худо­жественной культуры. Но в Месопотамии не существовало разви­того заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, после нее не оставалось ничего. Реальной была лишь земная жизнь, но она страшна, жестока, в ней все решается силой и кровью. Так возник культ сильной царской власти, дарованной богами. Именно он определял религиозное мировоззрение человека Двуречья. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня и как строительный материал использовался недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. Стихия и бесконечные войны разрушали созданное челове­ком. До наших дней дошли только громадные горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура. Храмы Двуречья по своим масштабам сравнимы с великими пирамидами долины Нила. В изобразительном искусстве важную роль играла пластика, рельеф, настенная живопись. Большого мастерства ху­дожники Месопотамии достигли в изготовлении глазурованных цветных изразцов, из которых складывались великолепные много­красочные панно. Этот вид искусства являлся специфическим для данного региона. Из глины были созданы замечательные образцы мелкой пластики и керамики. Значительны достижения в металлургии, изготовлялось прекрасное оружие и изящные ювелирные из­делия.

Шумер и Аккад. Фундаментом цивилизации Двуречья является культура древнего и таинственного народа — шумеров. В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. возникли первые города-государства шумеров: Ур, Лагаш, Урук и др. Город и земля вокруг него принад­лежали богу, от имени которого правил царь-жрец. Между городами шли постоянные войны и каждый из них представлял собой мощную крепость, обнесенную прочными стенами. Центром города был храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каж­дый ярус окрашивался в свой цвет — черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. На плоской как стол равнине многоцветный храм с зеленью садов создавал настроение праздника. Во время торжественных богослу­жений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии жрецов.

Но зиккурат использовался и для других целей. Это была своеобразная обсерватория древности. С вершин зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средо­точием знаний.

Непрочность материала определила особенности архитектуры Двуречья. Мы не увидим здесь мощных колоннад, вертикалий, только большие прямоугольные массы кирпича. Но это не означало, что строители Двуречья в инженерно-техническом творчестве усту­пали египтянам. Именно здесь возникла новая конструкция — полукруглая арка. Впоследствии арка была позаимствована Римом, затем арабским востоком и романской Европой.

Наглядное представление о сооружениях подобного типа дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построен­ный в 2200—2000 гг. до н. э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

Те же конструктивные особенности отличают и светскую архи­тектуру Двуречья. О ней дают представление сохранившиеся фун­даменты зданий. Скажем, дворец правителя в городе Киш размером 75 х 40 м сложен из массивных кубических блоков. Он окружен мощными крепостными стенами, которые господствовали над го­родом. Во двор собраний выходила широкая прямая лестница, на вершине которой царь появлялся перед народом.

Скульптура. В отличие от архитектуры изобразительное искус ство Шумера выглядит сравнительно бедно и примитивно. Мы не найдем здесь замечательных образцов пластики, тем более мону­ментальной, как в искусстве Древнего Египта. О развитии изобра­зительного искусства можно судить по маленьким фигуркам животных и, позже, по небольшим, размером в 35—40 см, статуэткам из мягких пород камня и глины. Эти работы имели плоскую заднюю сторону и располагались вдоль стен. Художники были как бы не в силах оторваться от стены, искали в ней опору. Именно поэтому для ранней эпохи гораздо более характерен глубокий рельеф.

Изображения людей и животных встречаются также на керами­ческих сосудах. Особенно интересны и характерны для данного региона цилиндрические печати с вырезанными горельефами. Наи­более часто встречаются сцены битв и охот. Вообще изображение зверя — это излюбленная тема искусства раннего периода. Челове­ческий мотив встречается гораздо реже.

Исключением из общего правила является мраморная скульп­тура женской головы из г. Урука. По предположению, это покро­вительница города богиня Инанна (начало III тысячелетия до н. э.). Первоначально у богини был головной убор, глаза и брови инкру­стированы драгоценными камнями и золотом. По своей вырази­тельности, по мастерству моделировки лица автор этой работы опережал свое время. Кажется, мастер использовал минимальный набор приемов: громадные глаза, крупный нос, тонкий разрез надменного рта, мягкий овал подбородка. И перед нами образ прекрасной и грозной богини. Правда, и здесь мастер еще не отрывается от стены. Тыльная часть головы срезана и приспособлена для крепления на плоскости.

Вплоть до конца III тысячелетия до н. э. в Шумере не было выработано единого стиля в изображении человека. Существовали только некоторые общие правила: инкрустация бровей и глаз, выделение глаз и ушей (символов мудрости), лепка бород и приче­сок. Однако в независимых городах-государствах, где существовали свои пантеоны богов, своя мифология, трактовка поз, одежд, дета­лей декора весьма разнообразна.

Образцом раннего рельефа может служить черная базальтовая «Стела охоты» из Урука. На лицевой стороне дважды изображен бородатый человек, поражающий львов копьем и стрелами из лука. Фигуры свободно располагаются на плоскости камня.

Позже сцены на рельефах располагаются уже строго по поясам, раскрывая фазы какого-то общего сюжета. Так, на алебастровом культовом сосуде из храма богини Инанны в Уруке изображены шествия домашних животных, людей с приношениями и, наконец, сама богиня, перед алтарем которой сложены дары. Образцом такого стиля может служить и знаменитая «Стела корушнов» из г. Лагаша (ок. 2500 г. до н. э.), сооруженная в честь победы над г. Уммой. На одной из сторон плиты разворачивается последовательный рассказ о походе царя Эанатума, об эпизодах сражения и о кровавой победе, когда на поле боя мы видим пирующих коршунов. На обороте бог Нингирсу держит сеть с захваченными пленными. Так же, как и в мелкой пластике, фигуры людей, их лица лишены даже намека на индивидуальность. Это только лики-маски. Ни о каких портретных чертах говорить не приходится.

По такому же принципу строились изображения на оттисках цилиндрических печатей.

Удивительного мастерства достигли оружейники и ювелиры древнего Шумера. В захоронениях царей из г. Ура (XXVI в. до н. э.) найдены десятки изделий из драгоценных металлов. Среди них великолепный золотой шлем царя Мескаламдуга, сделанный в виде человеческой головы с прядями волос и ушными раковинами. Прекрасны головные уборы цариц в виде венков из золота и листьев, украшенных драгоценными камнями.

В XXIV в. до н. э. впервые города-государства Двуречья были объединены в централизованное государство. Во главе него оказался выходец из северных семитских племен Шаррукен (Саргон), по­строивший свою столицу г. Аккад.

За время существования аккадского государства (XXIV—XXII вв. до н. э.) в художественной культуре произошли определенные изменения.

В архитектуре разрабатывались и совершенствовались конструк­тивные решения предшествующего периода. А в изобразительном искусстве появилась большая раскованность и индивидуализация. Так, на стеле преемника Саргона царя Нарам-Сина композиция строится не как линейное повествование. Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулу-беев. Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. Цент­ральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. Перед ним поверженный и молящий о пощаде враг. Треугольная форма стелы, ее композиция — все под­черкивает главную идею — восхождение к триумфу. Движения фи­гур динамичны и пластичны, размеры пропорциональны, тщательно проработана мускулатура. Это уже не схема, а произведение искус­ства.

Попытку оживить стандартную схему мы видим и в медной скульптурной голове (Саргона?) из Ниневии (XXIII в. до н. э.). Все здесь укладывается в схему: моделировка черт лица, прическа, борода. Но это уже не маска, а человеческое лицо.

После гибели аккадского государства традиции его искусства не были забыты. В подлинно монументальных статуях патеси (прави­теля-жреца) г. Лагаша Гудеа из твердого диорита мы видим смелость и реалистичность в лепке мускулатуры, в попытке добиться портретного сходства. Прекрасна обработка материала, тщательная шли­фовка камня.

Вавилон. В начале II тысячелетия до н. э. в среднем течении Евфрата начинается возвышение нового политического и культур­ного центра — г. Вавилон. Его население составили осевшие на землю семитские племена амореев. Поначалу это было небольшое селение, но благоприятное расположение на торговых путях опре­делило великую судьбу этого города. Своего расцвета Древневави-лонское царство достигло во времена правления аморейского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.).

К сожалению, от раннего периода существования Вавилона до нас дошло крайне мало памятников изобразительного искусства. Одним из немногих является стела законов Хаммурапи. Она укра­шена наверху выпуклым рельефом, на котором изображен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл — символ власти. По срав­нению с аккадским периодом, той же стелой Нарам-Сина, налицо явное снижение мастерства. Фигуры статичны, сама техника изго­товления рельефа грубее. То же можно сказать и о мелкой пластике и об изображениях на цилиндрических печатях.

Вторая половина II тысячелетия до'н. э.— это время непрерыв­ных войн и нашествий варварских племен. Создается и погибает могущественная держава хеттов. Нарастает и спадает волна наше­ствий «народов моря». И на этом фоне в начале I тысячелетия до н. э. начинается рост могущества нового гегемона — Ассирии.

Ассирия. В период своего расцвета ассирийская держава распро­странила свое господство от Египта до Кавказа. Это было воинст­венное государство, идеологией которого был культ силы и обожествленной царской власти. Культовая и светская архитектура, изобразительное искусство и литература — все было подчинено одной цели, прославлению победоносного царя-завоевателя. Это было хищное, военизированное государство, презиравшее всех и всеми ненавидимое.

Архитектура. Тип государства и общества определял особенно­сти архитектурного стиля ассирийской империи. Следуя традициям Двуречья, в столице и в других городах возводились храмы богам с семиэтажными башнями — зиккуратами. Но не они определяли лицо города. Замысел зодчих отводил храмам второе место после царских дворцов. Города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. И надо всем городом господствовала грозная цитадель — дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II вДур-Шар-рукине (VIII в. до н. э.). При общей площади города в 18 га, дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусственно воздвигнутой плат­форме высотой 14 м. К платформе вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пяти­метровой высоты статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног. Таким образом создава­лась иллюзия движения навстречу зрителю.

Помещения дворцов облицовывались длинными рельефными фризами и украшались многоцветными росписями.

Монументальной скульптуры Ассирии сохранилось немного, она воспринимается как добавление к декоративному украшению дворца. Статуи напоминают небольшие, красиво изукрашенные мелким рельефом колонны. Таковы статуи Ашшурнацирапала II и Салманасара III (IX в. до н. э.).

С максимальной полнотой искусство Ассирии смогло воплотить свои замыслы в громадных, многометровых фризах рельефов и росписей, украшавших стены царских дворцов. Рельефы вырезали на тонких каменных плитах, которыми облицовывали стены из кирпича. Сюжеты ассирийских рельефов подчинены одной задаче — подчеркнуть величие и могущество героического и воинственного царя. По сравнению с образами земных властителей изображений богов и легендарных героев крайне мало. Излюбленные сюжеты — это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож. И здесь художники Ассирии достигли подлинного мастерства. Сцены полны внутреннего напряжения и динамизма, величавого пафоса и несокрушимой мощи. И в то же время поражает холодная жестокость в изображениях сцен пыток и казней.

Чувство материала и исполнительское мастерство великолепны. Каждая деталь тщательно проработана и прорисована. Вместе с тем реализм ассирийского искусства сочетается с канонической идеа­лизацией образа царя. Черты лица оформлены обобщенно и скупо, основное внимание уделяется передаче физической мощи.

В качестве иллюстрации можно привести рельеф из дворца Синахериба в столице Ассирии Ниневии (705—680 гг. до н. э.). На нем изображен штурм города Лахиша. На переднем плане могучие воины стреляют из луков, таран разбивает стены города, на которые по приставным лестницам устремились осаждающие. Внизу трупы поверженных врагов и на заднем плане ужасная картина посажен­ных на кол пленных.

Вершиной ассирийского искусства являются сцены охоты и особенно изображения зверей. С необычайной выразительностью переданы неистовый порыв и напряженное усилие, стремительное движение и агония смерти. Пронзенная стрелами умирающая льви­ца с рельефа в Ниневии царя Ашшурбанипала (669—635 гг. до н. э.), в последнем усилии приподнявшись на передних лапах, бросает вызов своим врагам. Это настоящий шедевр мирового искусства, создание великого безымянного мастера.

Как ни странно, но именно, ассирийцам, завоевателям и раз­рушителям, мы обязаны тем, что до наших дней дошли выдающиеся литературные произведения древности. В развалинах дворца Аш­шурбанипала найдены десятки тысяч глиняных табличек с клино­писными текстами. В этой громадной библиотеке сохранились выдающиеся памятники художественного творчества. И прежде всего это «Песнь о Гильгамеше» — могучем и сильном герое-царе древнего Шумера, излюбленном персонаже древних легенд.

В 612 г. до н. э. ненавистная всем Ассирия пала. Ее столица Ниневия была взята штурмом объединенными силами вавилонян и мидян.

Нововавилонское искусство. В конце VII в. до н. э. после крушения Ассирии древний Вавилон снова стал политическим и экономическим центром Месопотамии. В период своего наивыс­шего могущества вавилонские цари совершали победоносные по­ходы в Палестину и Египет. Столица государства превратилась в цветущий город-крепость, окруженный мощными укреплениями. По свидетельству Геродота на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведе­ние зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены великолепной мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фанта­стических львов и грифонов — хранителей города.

В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука. Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. Это было многоярусное сооружение; искус­ственное орошение создало этот рукотворный рай на выжженной солнцем земле.

Литература. Традиционность, мифологизированность, связь с религиозными культами характерны и для литературы древней Месопотамии. Выработанные еще в древнем Шумере жанры и формы, литературные сюжеты впоследствии встречаются в перера­ботанном виде в произведениях ассиро-вавилонской литературы и даже в Библии, созданной иудеями.

Типичным примером такого рода традиционной литературы может служить вавилонская поэма «О сотворении мира», сюжет которой во многом заимствован из древнешумерских прототипов. Это космогонический миф о сотворении мира верховным богом Мардуком из тела убитого им чудовища — богини Тиамат, олицет­воряющей силы хаоса и зла. Поэма рассказывает о том, как бог-творец устроил мир, создал человека и обязал его служить богам.

Вершиной вавилонской литературы является поэма о царе-герое Гильгамеше полубоге-получеловеке. В этом философско-поэтиче-ском произведении делается попытка ответить на извечные вопросы о жизни и смерти. В поисках бессмертия герой совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удается. Поразительно, но в этом произведении почти идентично с библейским сюжетом описаны сцены потопа и спасения богобоязненного патриарха с семенами всякой жизни на земле. Древнейший шумерский миф, пройдя вавилоно-ассирийскую редакцию, воплотился в библейском тексте.

Попытку философско-художественного объяснения угасания и расцвета природы мы видим в поэме о «Нисхождении Иштар», где богиня спускается в подземный мир и спасает оттуда бога природы Таммуза. С появлением бога вновь оживает природа. Исследователи полагают, что эта поэма в виде культовой мистерии исполнялась в храмах в дни праздника весны и обновления природы.

Музыка. До наших дней дошло не так много памятников, свидетельствующих о развитии музыкальной культуры в древнем Двуречье. Тем не менее уже в III тысячелетии до н. э. мастера Шумера умели изготавливать великолепные инструменты с прекрас­ной резьбой и украшениями из драгоценных металлов. Об этом свидетельствует найденное в древнем Уре навершие резонатора арфы в виде головы быка из золота и лазурита (ок. 2600 г. до н. э.).

На терракотовых рельефах древневавилонского царства встре­чаются изображения обнаженных танцовщиц, пляшущих с бубнами шутов, музыкантов-артистов.

Взлет Вавилона был слишком недолог. В 538 г. до н. э. он был покорен персидской державой, а затем победоносными войсками Александра Македонского. Великий завоеватель мечтал сделать Вавилон столицей мира, но его смерть разрушила эти намерения. С тех пор наступает период упадка и постепенного угасания вели­кого города.

Как и Египет, вся передняя Азия включается в новый культур­ный круг, где культура Эллады и древних народов Востока взаимно обогащают друг друга.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!