Искусство Древнего Египта

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

История древнего мира развивалась медленно. Медленно тяну­лось время. Со сцены истории в небытие уходили целые народы и государства. «И зарастали дворцы их колючими растениями, кра­пивою и репейником — твердыни их». Центры древней цивилиза­ции существовали замкнуто и исчезли, не оставив следов. Сведения о других — утеряны. На территории Мексики найдена пирамида, почти скрытая потоками лавы. Может быть, это свидетельство, что здесь существовали культуры еще более древние? Древнейшие цивилизации, сведения о которых сохранились, возникли примерно в IV тысячелетии до н. э. на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки. Это Египет, Месопотамия, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту.

Перевернем только некоторые страницы древней истории. Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока — Египет и Месопотамия. Здесь впервые на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. утвердился новый социальный порядок, возникла государственность. В рели­гиозной сфере осуществился переход от первобытных примитивных форм к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти.

Фундаментальные изменения произошли и в художественной куль­туре. Изобразительное искусство, архитектура, литературное твор­чество выделяются из материально-трудовой деятельности, ремесла и приобретают самостоятельное значение. В восточных деспотиях идейным содержанием искусства становится возвеличивание власти богов и царей, прославление мощи государства и незыблемости его основ. Эти тенденции закрепляются в возникновении строгих за­конов и традиций, утверждении канонов и художественных стилей, сохраняющихся на протяжении тысячелетий. В то же время это искусство не порывает с народной традицией, связано корнями с архаическим и мифологическим наследием прошлого.

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Несколько тысячелетий в плодородной долине Нила разви­валась своеобразная культура, оставившая человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменно­сти. Изучая искусство Древнего Египта, необходимо понять причи-ны,определившие его своеобразие и неповторимость. Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла безграничная власть владык-фараонов и мощное влияние религи­озных культов.

Древнеегипетская культура как бы вырастает из камня. Архи­текторы и скульпторы использовали в своем творчестве различные породы камня, в том числе такие твердые, как гранит, диорит, базальт. Искусные мастера в совершенстве овладели этим матери­алом. Из камня сооружались гигантские пирамиды и храмы. Вес отдельных монолитов превышал тысячу тонн. Из камня создавались тончайшие, просвечивающие на солнце алебастровые сосуды и кружево украшений.

Историю Древнего Египта и соответственно историю его искус­ства принято делить на следующие периоды:

Додинастический период (IV тысячелетие до н. э.) Древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.) Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.) Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.) Позднее время (XI—332 г. до н. э.)

В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет. Та же судьба была уготована и развитию культуры. Сложившиеся еще в глубокой древности пра­вила и каноны художественного творчества оставались почти неиз­менными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивалось раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом и существовало поклоне­ние громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умер­ших царей и вельмож, ибо в них, согласно вере, могла вернуться душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела — статую, и поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящим жизнь». Но эта жизнь творилась по раз и навсегда установленным правилам. В Древнем Египте существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев. Для работы применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храмов.

Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения, связи с реальной жизнью, с чувствами и переживаниями человека, с народной традицией, хотя в массе своей это искусство было обезличено. История донесла до нас не много имен великих ученых и мастеров. Среди них имена Имхотепа, Хемиуна, Инени Сенмута и др., сыгравших выдающуюся роль в развитии культуры.

Додинастический период. Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысяче­летий, период развития культуры. В это время шел процесс станов­ления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений, создания единого государства. В Додинастический пе­риод Египет был разделен на отдельные карликовые государства — номы, где сохранялись родоплеменные воспоминания о тотемисти­ческих предках. Каждый ном имел своего предка-покровителя:

кошку, крокодила, шакала и т. д. До нас дошли найденные в погребениях шиферные пластинки и керамика со стилизованными изображениями животных. Процесс развития общества находит свое отражение в новых мотивах искусства. Так, в более поздний период изображения зверопредков сливаются с культом богов и царей. Царь в образе могучего быка поражает своих противников. Боги Древнего Египта изображаются одновременно с чертами и зверя, и человека. Так, бог смерти Анубис изображается с головой шакала. Солнечный Гор — с головой сокола, бог знаний Тот — с головой длинноклювого ибиса и т. д. Такие изображения приобретают тематический характер, идет отбор способов и приемов фор­мирования художественного стиля.

В конце IV тысячелетия до н. э., к моменту создания единого египетского государства этот процесс в основном был уже завершен. На знаменитой шиферной плите фараона Нармера (или Менеса, 3000 г. до н. э.), запечатлевшей исторические события — победу царства Верхнего (Южного) Египта над царством Нижнего (Север­ного) Египта, мы видим основные правила изображения, на 30 веков ставшие каноническими. На двусторонних рельефах плиты, высо­той 64 см, горизонтальными полосами изображены пять сцен, проставляющих победу фараона. Каждая сцена раскрывает эпизод общего замысла. На одной из них царь в короне Верхнего Египта убивает в битве своего врага, на другой — он уже в короне побеж­денного Нижнего Египта предает казни пленных врагов, и в образе быка разрушает неприятельскую крепость.

Именно так теперь будут строиться все рельефы и стенные росписи Древнего Египта. Фигуры царя размерами многократно превосходят другие фигуры — такой прием подчеркивает могуще­ство божественной власти. Эту же божественность выражает изо­бражение на стеле царя в виде священного сокола — бога солнца Гора. Религиозно-мистическое содержание передается иллюзией объемного изображения фигур, в которые могла вселиться душа. Голова человека изображается в профиль, развернутые плечи — в фас, нижняя половина туловища и ноги снова в профиль. Художник изображает не то, что он видит реально, а то, что он знает об изображаемом, стремится выразить его сущность.

Таким образом рельеф Нармера как бы открывает новый период в истории Египта, когда наметившиеся тенденции в развитии культуры приобретают завершенность и цельность.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!