Интеллигенция в России

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Социальное положение интеллигенции (работников умственного труда) достаточно неопределенно,что позволяет ей уклоняться от ответственности и находить оправдательные аргументы, особенно в критические периоды развития страны. Интеллигенция не хочет быть «прослойкой» между классами, но она и не идентифицирует себя со «средним классом». Да и трудно на зарплату доцента чувствовать себя «средним классом». Журналист П.Д.Боборыкин ввел это понятие в русский лексикон. Относилось оно к разночинцам, хотя позднее, уже в советское время, не очень грамотные идеологи связывали интеллигенцию с дворянством. Отсюда и презрительное «гнилая интеллигенция». С функциональной точки зрения деятельность интеллигенции -это деятельность в сфере культуры, это создание, тиражирование, пропаганда, трансляция культуры. Наши дворяне присваивали себе культуру, созданную народом и профессиональными интеллигентами. Сегодня при слове «интеллигент» некоторые склонны вспоминать поручика Голицына и корнета Оболенского. Что ж, у массового сознания - свои представления. Но если бы в царской России кто-нибудь назвал князя Юсупова или князя Гагарина интеллигентом, то невольно нанес бы им тяжкое оскорбление, уравняв с «кухаркиными детьми». Интеллигенты генетически - маргинальны. Маргинальны они и в социальном плане. Маргинальны и по своему роду деятельности. Интеллектуальное творчество принципиально нонкомформично, а последнее обстоятельство делает интеллигента существом парадоксальным и уязвимым для критики.

Интересный ключ к пониманию роли интеллигенции в судьбе России дает современное постперестроечное состояние страны. Не странно ли, что сегодня во всех органах власти сидят бывшие партийные, советские, комсомольские, профсоюзные работники, то есть административная интеллигенция, или чиновничество.

Партийная, административная интеллигенция - очень специфический контингент общества, но именно они и совершили «переворот». Этот факт можно оценивать по-разному, но он выявляет то обстоятельство, что именно интеллигенция, пусть и административная, придала динамический импульс процессам преобразования. Вспомним теперь, кем были Ленин, Плеханов, Троцкий, Бухарин и т.д., с именами которых связывают Октябрьскую революцию.

Это «ключ» к пониманию. Он состоит в том, что пора перестать говорить об интеллигенции абстрактно. Интеллигенция многослойна, как, кстати, и рабочий класс и крестьянство. Она не только вербуется из всех классов общества, она воспроизводит идеологию порождающего ее класса, но тем не менее обладает и своеобразием, характеризующим только данный отряд интеллигенции: врачи отличаются от военных, учителя - от чиновников, академические ученые - от инженеров, и т.д..

Отсюда первая важная проблема - проблема отрядов интеллигенции. Здесь важна иерархия, и она задается движением снизу вверх, от народа к так называемой элите. Ближе всего к народу, к трудящимся, создающим материальные ценности, без которых интеллигенция не может существовать, находится инженерно-техническая интеллигенция: мастера, инженеры, технологи, агрономы, зоотехники, конструкторы, геологоразведчики, мелиораторы и все те, кто непосредственно связан с материальным производством. Они ближе всего к народу, к его чаяниям, интересам, требованиям, да и образ жизни у них аналогичен образу жизни рабочего и крестьянина. Вот почему среди этой интеллигенции меньше всего разброда, диссидентства, поддержки власть имущих, псевдодемократических, а по существу антинародных и антипатриотических вывертов. Это обусловлено и тем, что система материального производства требует высокой организованности, коллективности и упорядоченности действий, чувства локтя и поддержки, солидарности и высокого осознания общих обязанностей и общественного долга.

Второй отряд составляет медицинская интеллигенция: медицинский персонал высшего и среднего уровня. Она тоже связана с высоко организованным трудом, требующим большой ответственности, дисциплинированности и гуманистической ориентации. В силу специфики работы врачи, медсестры связаны со всеми слоями народа и группами населения, а посему хорошо знают проблемы, волнующие широкие народные массы. Среди медицинской интеллигенции тоже редко встречаются антинародные и антипатриотические настроения.

К этому отряду непосредственно примыкает педагогическая интеллигенция: педагоги, учителя, преподаватели, воспитали всех рангов, всех типов учебных заведений. Их деятельность тоже еще требует определенной организованности и дисциплины, но нарастают и тенденции индивидуального авторства, эгоистического новаторства, появляются претензии на «свободу педагогического творчества», подкрепляемые существованием элитарных классов, элитарных школ, элитарных вузов. Более того, в рядах педагогической интеллигенции эти элитарные заведения рассматривают как своеобразную «социальную базу» их свободы, независимости и возможности получения социальных льгот и преимуществ, позволяющих выделиться из общей массы педагогических работников. Все это - уже условие формирования эгоизма, элитарной психологии, аристократической морали и интеллектуальной избранности. На этой основе в высших эшелонах педагогической интеллигенции и складываются антинародные и антипатриотические настроения.

Педагогическая интеллигенция создает плацдарм для формирования научной интеллигенции с ее культом интеллектуального труда. А интеллектуальный труд обладает множеством признаков, которые способствуют усилению негативных качеств интеллигенции. Он не может быть нормирован, упорядочен, а значит создаются возможности для анархической идеологии и психологии. Интеллектуальный труд по большей мере универсален, безразличен к стране проживания, к типу социальной системы, а значит стимулирует космополитические взгляды. К тому же он элитарен по определению, требует огромной индивидуальной подготовки и труден для восприятия массовому сознанию. Это в известной мере способствует самоизоляции.

Показательно и то, что негативные качества формируются прежде всего у тех представителей научной интеллигенции, которые связаны не с техническими и прикладными, а с академическими и общественно-гуманитарными науками. Технические науки достаточно строги, определенны и практически ориентированы на систему и уровень отечественного производства. Занятие ими менее всего стимулирует возникновение космополитических и элитарных настроений. В естественных и общественно-гуманитарных науках много вариативного, авторского, что прежде всего способствует формированию психологии индивидуализма и замкнутости. А общение с иностранными коллегами закладывает основы цехового транснационализма.

У художественной интеллигенции, где творчество - царь и бог, все названные выше черты еще более очевидны: индивидуализм, богемность, анархизм, космополитизм, элитарность, «абстрактный гуманизм», апелляция не к своему народу и не к своей стране, а к человечеству. Этот отряд интеллигенции - социальная база для диссидентства и нонконформизма. Он разделяет лозунги «деполитизации» и «деидеологизации». Аморфность же мировоззрения, ее «мозаичная структура» тоже создают условия для внедрения концепций плюрализма и эклектики, что и составляет суть духовности постмодернизма. Впрочем и здесь не следует делать предельных обобщений. Наша страна всегда была богата талантами, ставшими ее гордостью, ее «визитной карточкой». Достаточно назвать имена В.Мухиной, Дм.Шостаковича, М.Плетнева, В.Гроссмана, Ю.Трифонова, Б.Окуджавы, М.Погодина, А.Щусева, Н.Рубцова, А.Жигулина и многих, многих других - народных артистов, писателей, музыкантов, поэтов, горячо любимых народом и любящих свой народ.

Административная интеллигенция представлена чиновниками всех рангов и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной, судебной). Они сами власть и функция их - обслуживание власти, а не народа. Отрыв интеллигенции от народа здесь усиливается: к идеологическому и психологическому факторам добавляются политические и правовые. К идеологии здесь профессиональное отношение, нередко граничащее с цинизмом. Возникает административно-правовой фетишизм: культ власти, воплощенной, материализованной в столе, бумаге, печати, документе, указе, регламенте. Именно этот смысл и вкладывается народом в понятие «бюрократ». Здесь тоже формируются такие качества как элитарность, чиновность, психология строгой ранжированности и иерархичности, беспринципность, чинопочитание, угодничество. У административной интеллигенции « семь пятниц на неделе »: смена власти приводит ее к смене убеждений, образа жизни, манер, одежды, типа отдыха, модели автомобиля и т.д. В.И. Ленин писал, что «жить в обществе и не зависеть от него нельзя». Про административную интеллигенцию можно сказать: «жить при власти и не зависеть от нее ей нельзя». Психология конформизма - ее важная черта. Великий сатирик назвал чиновничество - «крапивным семенем», то есть сорняком, но справедливости ради надо сказать, что без организации нет ни производства, ни государства. Как соединить эту потребность в управленцах с человеческими качествами? Это проблема, видимо, не для одного поколения россиян.

Особое место занимает «военная интеллигенция», но она разнородна не только по формированию (сегодня инженер -завтра офицер, сегодня врач - завтра военврач, сегодня экономист - завтра начпрод и пр.), но и по составу: в армии - врачи, педагоги, инженеры, юристы, администраторы, повара, художники и т.д., то есть все отряды интеллигенции. К тому же там действует всеобщий, всеобъединяющий устав. Но армия из народа и для народа, в стране и для страны, поэтому в ней доминируют патриотические настроения: преданность народу и Родине. Хотя и здесь встречаются индивиды, продающие оружие чеченским боевикам, а радиоактивные материалы - перекупщикам с Запада.

Наконец, можно сказать о «религиозной интеллигенции^:

священнослужители всех типов, связанные с утверждением и пропагандой духовно-религиозных ценностей. Она тоже разнородна по происхождению и по реакции на социальные процессы, хотя там, как и в армии, действуют общие предписания образа мыслей и образа жизни. К тому же православная церковь, как и церковное чиноначалие, никогда не отрывала своей судьбы от судеб России. «Грех против Бога и преступление против человека»,- так оценил патриарх Алексий II невыплату нашему народу зарплаты; регулярно высказывается патриарх и по всем острым национальным и международным вопросам, задавая ценностные ориентиры для достаточно многочисленной сегодня паствы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!