Интеграция и межпредметные связи

Межпредметные связи в обучении выступают как одна из конкретных форм всеобщего методологического принципа си­стемности. Руководящую функцию в процессе обучения межпредметные связи приобретают на уровне важнейшего дидак­тического требования — принципа обучения. В новых программах школы межпредметные связи играют роль одно­го из ведущих принципов построения содержания образова­ния и одного из основных компонентов его структуры.

Объективной основой является общность структуры ос­новных учебных предметов, которая включает ряд  компонентов (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер): объекты, факты, понятия, законы, теории, исторические пути науки, методологические основы и методы науки, язык науки, обобщенные способы познания, специфические предметные уме­ния и навыки, формируемая предметом система отношений к миру.

Связи между предметами могут осуществляться по линии каждого из общих компонентов структуры учебных предме­тов. Основу межпредметных связей в учебном познании со­ставляют связи по линии образовательных функций обучения. Связи между предметами могут осуществляться и по ли­нии развивающих функций обучения: общих способов дейст­вий, умении и навыков. Так, речевая деятельность является общим видом деятельности ученика при изучении всех учеб­ных предметов. Развитие речи - это естественная основа межпредметных связей не только в предметах гуманитарного цикла, но и связей между гуманитарными и естественнонауч­ными дисциплинами. Еще у младших школьников овладение письменной и разговорной речью происходит благодаря взаи­мосвязи обучения литературе, русскому языку и чтению, обогащению сло­варя на уроках  природоведения, труда, музыки, рисования.

Межпредметный материал играет обучающую роль только при условии использования его в учебном процес­се. Поэтому межпредметные связи — это и организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных яв­лений.

На уроках литературы меж­предметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его бе­седе с учащимися, в устных ответах школьников, в уп­ражнениях, направленных на исполь­зование межпредметного материала, в письменных работах учеников. Выбор этих методов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого ма­териала и особенностей формируемых умений. На их выбор оказывает влияние также специфика контактируемых учебных дисциплин и временные связи   межпредметного   материала (синхронного или несинхронного).

Сообщение (слово) учителя ис­пользуется, во-первых, на начальном этапе ознакомления с теми или ины­ми явлениями (например, с нормами литературного языка той или иной эпохи, историческими явлениями, с видами работ по развитию связной речи), во-вто­рых, при ознакомлении с теми явле­ниями, которые недостаточно извест­ны школьникам (например, с частными знаниями, историческими событиями и фактами, с особенностями той или иной эпохи), в-третьих, если используется материал, который на уроках по другому предмету только еще будет изучаться.

Беседа с использованием межпред­метного материала дает большой эф­фект, если в ней ведется работа над сходными или смежными понятиями, уже изученными или изучаемыми на уроках по другим предметам. В связных ответах учащихся меж­предметный материал может быть ис­пользован, если он уже знаком детям и если о нем уже говорилось на уро­ках.

Межпредметный материал каждого вида по-разному применяется на уро­ках литературы.

Понятийно-терминологическая меж­предметная связь реализуется при прохождении программного материа­ла в форме сопоставления понятий, изучаемых на уроках литературы, истории, русского языка. Для сопоставления смежных поня­тий вопросы подбираются в зависи­мости от специфики контактируемых учебных предметов. Например, при изучении антонимов в IV классе можно поста­вить вопрос: что составляет языко­вую основу художественного приема антитезы (на уроке литературы)?

Для закрепления полученных знаний целесообразно предлагать уча­щимся включать в свои связные отве­ты межпредметный материал, над ко­торым велась работа в классе.

Межпредметные связи на уроках в школе – проявления более сложного и глубокого процесса – интеграции наук. Интеграция предметов (например, истории и литературы) позволяет объединить знания учеников в единую систему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!