Интеграционный процесс в Европе

 Первый этап послевоенной западноевропейской интеграции

 

Уже в марте 1948 г. был заключен так называемый Брюссельский пакт Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Люксембур­га («Западный союз») — договор о сотрудничестве в военной, эко­номической, политической и культурной сферах. В мае того же года прошел Гаагский конгресс движений за объединение Европы. В 1949 г. произошло образование Европейского совета, призванно­го способствовать защите прав человека, парламентской демокра­тии и главенства закона на Европейском континенте, развитию договорных отношений между странами Европы, содействовать ста­новлению «общеевропейского сознания». Впоследствии Велико­британия на длительное время отдалилась от процесса европейс­кой интеграции, но в него активно включилась ФРГ. Политическая направленность западноевропейской интеграции сменилась при­оритетом экономических связей. В апреле 1951 г. по инициативе французского министра иностранных дел Шумана было создано Ев­ропейское объединение угля и стали (ЕОУС), объединившее Фран­цию, ФРГ, Италию и страны Бенилюкса. ЕОУС сформировало об­щий рынок сырья и продукции этой стратегической отрасли. В рам­ках этой организации произошла апробация наднационального механизма управления. В 1957 г. «шестерка» заключила Римские со­глашения о создании на базе ЕОУС Европейского экономического сообщества, ориентированного на интеграцию всей экономической системы стран-участниц. В рамках ЕЭС сформировались наднацио­нальные институты — Совет (на уровне министров — как высший орган по координации с правом вето любого участника), Комиссия (основной исполнительный орган), Ассамблея (консультативный орган, формируемый на представительной основе и названный впо­следствии Европарламентом), Суд (высший арбитражный орган).

Первоначально в рамках ЕЭС полностью сохранялся политический сувере­нитет стран-участниц, а главным направлением интеграции стало постепенное снятие таможенных пошлин, унификация финансового законодательства, про­ведение единой аграрной политики.

 

 Общий рынок в конце 50-х – начале 60-х годов

 

Общий рынок (Common market) – концепция экономической интеграции государств-членов Европейского Союза в рамках Европейского сообщества (до 1992 г. Европейского экономического сообщества – ЕЭС). Основные положения концепции общего рынка отражаются в Римском договоре о Европейском Сообществе 1957 г.

Общий рынок включает три основных элемента.

Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной. антимонопольной, торговой и т.д.

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рыка в течение первых 12 лет после вступления Договора в силу (1958 г.). Этот период в свою очередь подразделялся на три стадии, по четыре года каждая. В течение этого времени в соответствии с подробным расписанием, осуществлялось снижение ограничений вплоть до полного устранения тарифных и нетарифных ограничений, во взаимной торговле, унификация таможенных правил и введение общего таможенного тарифа, постепенная отмена, устранение ограничений на свободу жительства и экономической деятельности, на движение капиталов внутри сообщества. Устанавливались также сроки поэтапного введения общих политик.

В целом процесс создания общего рынка завершился к концу 1960-х гг.

Концепция общего рынка послужила основой для реализации концепции внутреннего рынка (Internal Market), заложенной в Едином европейском акте 1986 г. и сегодня являющейся составной частью экономического и валютного союза (Economic and Monetary Union) государств-членов. Общий рынок частично распространяется также на государства-члены ЕАСТ (Швейцарию, Лихтенштейн, Исландию. Норвегию) на основе механизма Европейского экономического пространства (European Economical Area), соглашение о котором было заключено в 1992 г. (См. также Европейский Союз; Право Европейского Союза).

 

 ЕС в период структурного кризиса

 

середина 70-х — середина 80-х годов) вошел в историю ЕС  в основном как застойный период. Хотя  в  этот  период  странам  —  членам  ЕС удалось принять программу  европейского  валютного  сотрудничества,  создать механизм внешнеполитических консультаций,  все  же  проявившиеся  негативные тенденции привели к серьезному кризису лапа  дно  европейской  экономической интеграции, получившему название еврпсклероз, В 70-е  и  начале  80-х  годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением  в  ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция    Окончательно таможенные барьеры в ЕС были отменены лишь в 1994 г, проявилась еще более отчетливо, поскольку ее  экономика  находилась  на значительно  более  низком  уровне  по  сравнению  с   другими   участниками Сообщества.

 

 Хельсинский процесс

 

Вспышки "холодной войны" между Востоком и Западом чередовались с периодами разрядки, потепления. Самая длительная разрядка наступила в 1970-е гг. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В течение двух лет совещались представители США, Канады и всех европейских государств, кроме Албании.

В конце, 60-х гг. международные отношения в Европе также характеризовались поисками путей к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе.

Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала СССР и другим соцстранам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских стран в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.

В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем странам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддержали нейтральные страны Западной Европы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, правительство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созыва совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - Общеевропейский процесс.

Развитию этого процесса благоприятствовали крупные сдвиги в политике ряда западноевропейских стран, обозначившиеся к концу 60-х гг. Важный вклад в разрядку напряженности сделала тогда Франция. Наметившийся после визита президента де Голля в Москву летом 1966 г. курс на сотрудничество Франции с СССР был продолжен его преемниками Помпиду и Жискар д'Эстеном. Для нормализации межгосударственных отношений в Европе немаловажную роль сыграл и приход социал-демократов к власти в ФРГ, которые также взяли курс на сотрудничество с СССР. В 1970-73 гг. была подписана серия договоров между ФРГ, с одной стороны, и СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией - с другой. Было заключено также четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, которое подтвердило, что Западный Берлин не является частью ФРГ и не может ею управляться.

На основе крупных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между СССР и странами Западной Европы в ноябре 1972 г. начались консультации предварительного характера в результате которых в июле 1973 г. в Хельсинки открылись заседания министров иностранных дел 33 стран, США и Канады.

Второй этап переговоров о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству проходил в Женеве и длился два года (с сентября 1973 по июль 1975 г.) Длительность этого этапа объясняется необходимостью тщательного согласования участвовавших в переговорах стран. Работа по согласованию текста Итогового документа завершилась 19 июля 1975 г. 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания.

Он не являлся договорным документом, но имел большое морально-политическое значение, ибо вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы. Он упрочил базу европейской безопасности, т.к. в нем содержалось коллективное признание политических и территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны и послевоенного социально-экономического и политического развития. Он провозгласил 10 принципов взаимоотношений государств, которые представляют собой свод международно-правовых норм, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Это суверенное равенство, уважение прав присущих суверенитету, нерушимость границ. СССР обязался уважать права человека. В СССР(в Москве и других крупных городах) были созданы общественные организации по соблюдению прав человека в СССР. Эти организации фиксировали многочисленные нарушения международных норм и прав, соблюдать которые СССР обязался, и передавали данную информацию на запад. Данная деятельность вошла в противоречия с фактической внутренней политикой в стране и многие из деятелей хельсинских групп были подвержены репрессиям, что вызывало протесты со стороны западных держав(Ковалев, Синявский, Даниэль, Сахаров).

В дополнение к этим положениям акта был принят Итоговый документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, в котором предусматривались предварительное уведомление о крупных военных маневрах, обмен наблюдателями на военных учениях, визиты военных делегаций.

Акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках Общеевропейского, или Хельсинского процесса. В соответствии с этой договоренностью новая встреча 33 европейских государств, США и Канады состоялась в Белграде в октябре 1977-марте1978 гг. Однако к этому времени международная обстановка существенно осложнилась. США и другие страны НАТО встали на путь обострения отношений с СССР и его союзниками, используя при этом продолжающиеся нарушения прав человека в СССР. Поэтому Белградская встреча практически не дала ничего нового. Хотя все же удалось добиться принятия совместного документа, но в нем не было сделано ни шага вперед от Заключительного акта 1975 г. Тем не менее участники Белградской встречи договорились о новой встрече в Мадриде. И несмотря на поворот к конфронтации и новой вспышки холодной войны, эта встреча все-таки состоялась.

Она продолжалась с перерывами в течение трех лет(ноябрь 1980-сентябрь 1983 гг.). Главным в ее работе был вопрос о мерах укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе, с тем чтобы приостановить дальнейшую конфронтацию. Но США и некоторые их союзники по НАТО противились принятию конструктивных решений. Весьма жесткой оставалась и позиция СССР. После длительной острой дискуссии был все же принят документ, в котором участники встречи выразили решимость сделать разрядку более жизнеспособным и непрерывным процессом, искать решения неурегулированных вопросов мирными средствами. Важным результатом Мадридской встречи было также согласование созыва и определение целей конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.

В январе 1984 г. эта конференция начала свою работу в Стокгольме. Она продолжалась более двух с половиной лет - до сентября 1986 г. Все ее 35 участников взяли на себя обязательство, зафиксированное в итоговом документе конференции, уважать и претворять на практике принципы неприменения силы или угрозы силой. Были также еще раз подтверждены 10 пунктов Заключительного акта Хельсинского Совещания 10975 г. и намечены конкретные меры по упрочению безопасности в Европе. Участники конференции, например, договорились о предварительном уведомлении об определенных видах военной деятельности, о взаимном приглашении наблюдателей, а также об обмене информацией о планах военных учений и маневров. Стокгольмская встреча стала важной вехой на пути стабилизации политической обстановки в Европе.

Следующие совещание проходило в Вене, где 19 января 1989 г. министры иностранных дел 33 европейских стран, США и Канады подписали Итоговый документ венской сессии Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так была завершена 27-месячная работа участников Совещания, в ходе которой были согласованы мероприятия, способные далеко продвинуть Общеевропейский процесс во всех сферах взаимоотношений - экономической, политической, военной, гуманитарной, культурной.

Большое значение для установление атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках Хельсинского процесса переговоры 23 государств - участников ОВД и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала. Задача участников этих переговоров состояла в том, чтобы сдвинуть с мертвой точки годами длившиеся безрезультатные переговоры в Женеве, установить стабильность и безопасность в Европе, сократить численность вооруженных сил и обычных вооружений, добиться укрепления атмосферы доверия.

Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст Договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающий масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала. Для подписания этого и ряда других документов о строительстве новой Европы в Париже 19-21 ноября 1990 г. впервые за 15 лет после Хельсинки состоялось Совещание глав государств и правительств 32 европейских стран, США и Канады. Этот документ предусматривал сокращение военной машины ОВД и НАТО до согласованного паритетного уровня. Соответственно этому предусматривалось крупное сокращение уровня обычных вооружений СССР.

Это событие открыло новую страницу в Общеевропейском процессе, знаменовало конец враждебного противостояния в Европе. Итоговый документ встречи - Парижская хартия для новой Европы - подтвердил верность государств - участников Совещания 10 принципам Заключительного акта, принятого в Хельсинки, наметил конструктивную программу международного сотрудничества, выравзил их приверженность демократии, основанной на правах человека и обеспечении процветания при гарантии экономической свободы и социальной справедливости, и признал равную безопасность для всех стран.

 

 Проблема расширения Евросоюза в 80-90-е гг.

 

Вторая  половина  80-х  -  начало  90-х  годов -  этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г.  присоединение  Испании и  Португалии  привело  к  обострению  ранее   существовавших   межстрановых диспропорций.  На  момент  вступления  в  ЕЭС  душевой  доход  в  Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании - около 3/4. В  новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в  то время как в ЕЭС — один из  тринадцати.  Вместе  с  тем  именно  этот  период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской  интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц  Сообщества:  создание Европейского Союза — объединения, которое  представляет  собой  политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень  их экономического,  валютно-финансового,  гуманитарного  сотрудничества,  но  и согласование   внешней   политики,   включая    обеспечение    безопасности. Центральным положением ЕЕА  явилась  зафиксированная  в  нем  цель  создания единого экономического пространства, к котором разные  страны  —  члены  ЕЭС составляли  бы  единый   хозяйственный   организм.   С   принятием   Единого европейского  акта  усилились  интеграционные  процессы   стран   —   членов Сообщества в области микро- и макроэкономики,  политики  и  права,  науки  и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х  годов страны — члены ЕС практически  завершили  создание  основ  единого  рынка  и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и  политического союзов,

 

 Особенности социально-экономической политики ЕС

 

Стратегическая  цель  экономической   политики   ЕС   состоит   в  укреплении, обновлении и реструктуризации, прежде всего промышленной  базы,  создании  прочного  экономического  и  валютного  союза  при  одновременном  увеличении доли внутреннего потребления продукции передовых отраслей  стран  - членов Сообщества  и  поддержании  ее  конкурентоспособности  на  мировом  рынке. В основе этой политики - интеграционные интересы всего Сообщества, и  в первую очередь его наиболее экономически развитых стран. Несмотря   на   ряд   сложностей,   и   противоречий    организационно-экономического и финансового характера, различия в уровнях развития  стран, руководству ЕС, его наднациональным органам  в  целом  удалось  посредством координации экономической политики, перераспределения средств  в  поддержку более слабых государств,  не  только  стабилизировать  среднеэконо-мические показатели  стран  -  членов  ЕС,  но  и  обеспечить  устойчивое   развитие Сообщества)

Величина ВВП на  душу  населения  в  1995 ,  рассчитанная  с  учетом стандарта покупательной способности, где за базу принята  средняя  величина для 15 стран ЕС, распределяется следующим образом. Выше  средней  находятся Люксембург - 169, Дания - 116, Германия - 111, Австрия  -  108,  Франция  - 108, Нидерланды - 107, Италия -  103,  Швеция  -  101.  Ниже:  Финляндия  и Великобритания - 96, Ирландия - 93, Испания - 77, Португалия -67, Греция  - 66.

Бюджет  ЕС  имеет  специальные  шесть   статей,   предназначенные   для финансирования экономической политики Сообщества, в том числе две из  них  - непосредственно    по    обеспечению    развития    промышленности     через соответствующие  фонды.   Например,   по   статье   "Структурные   действия" финансируются   фонды   социального,   регионального   развития,   сельского хозяйства   и   фонд   сплочения    (выравнивания    социально-экономических показателей). Последний предусмотрен для тех стран - членов  ЕС,  в  которых величина ВНП на душу населения  не  превышает  90%  среднего  показателя  по Сообществу.  В  списках  получателей  поддержки  числятся  Греция,  Испания, Ирландия  и  Португалия.  По  статье  "Внутренняя  политика"  финансируются мероприятия по улучшению конкурентоспособности  европейской  промышленности, где от 50 до 70% средств выделяется на  научные  исследования.  (Известно, что конец 80-х и начало 90-х гг. характеризуются определенной  экономической стабилизацией  (и  даже  ростом)  в  условиях  усиления   западноевропейской интеграции. Прежде  всего  наметилась  тенденция  роста  капиталовложений  в промышленное производство.  При  снижении  инфляции  сокращаются  показатели дисперсии цен (степень отклонения от среднего уровня цены  в  Сообществе)  и роста денежной массы. Так, в начале 80-х гг. дисперсия цен  оставляла  около 8% в ЕЭС, а к 1990 г.  снизилась  до  3%.  Рост  денежной  массы  не  только замедлился и сблизился с темпами  экономического  роста,  но  и  стал  более единообразным, т.е. с меньшей дисперсией. Если в начале 80-х  гг.  разрыв  в росте денежной массы составлял 4,1%, то в 1989 г.  -  около  3%.  Это  стало решающим  условием  для   становления   «общеэкономического   экономического пространства» и подписания Маастрихтского договора в декабре 1991  г.  Таким образом, в Западной Европе делаются реальные шаги по решению главной  задачи её  объединения  –  созданию  единого  Европейского  внутреннего  рынка  при условии обеспечения военной безопасности в Европе и коллективного  лидерства (при партнёрстве с США в мире)

Основное содержание европейской социальной политики формируется на основе подлинно гуманистических ценностей.

Главные социальные права граждан Евросоюза гарантируются социальной Хартией трудящихся, которая отразила стремление и политическую волю стран-участниц построить в его рамках социально ориентированное общество и положила начало осуществлению новой социальной стратегии, осуществляемой коммунитарными институтами - Европейским социальным фондом, шестью постоянными комитетами по конкретным направлениям социальной политики, трехсторонни Комитетом по социальному диалогу.

Основным методом воплощения в жизнь целевых установок ЕС в социальной области служит реализация социальных программ** и отдельных проектов с помощью структурных фондов ЕС и других инструментов Сообщества.

Единая социальная политика интенсивно проводится с 1989 г., образуя новое мощное направление политики Общего рынка, хотя отдельные его элементы возникли почти одновременно с образованием последнего.

Наряду с оказанием поддержки тем людям, которые попали в трудное экономическое положение, понятие “единая социальная политика” включает сотрудничество между социальными партнерами, органами власти различных уровней, коммунитарными институтами, добровольными общественными и международными организациями, отдельными гражданами.

Целью ЕС стало не просто увеличение экономического благосостояния, а повышение эффективности европейского общества. Помимо экономических, эта задача требует учета экологических, социальных и других факторов, поэтому проведение социальной политики, как и другие направления деятельности ЕС (которые можно обозначить как “информационная Европа”, “устойчивое промышленное развитие”, “промышленная экология”), стало приобретать все более интегрированный характер, отражаемый в понятии “социальная Европа”.

Идея единой социальной политики получила полную поддержку в ЕС к началу 90-х годов.

В итоге в ЕС достигнута значительная социальная солидарность, основанная на перераспределении части доходов экономически активного населения в пользу социально ущемленных групп (“хронические” безработные; жители депрессивных регионов; бедные; инвалиды; молодежь до 20 лет, не обладающая профессиональной подготовкой, и т.д.). Ставится задача частично перейти к более равномерному предоставлению уязвимым категориям граждан возможностей преуспеть в жизни. Суть заключается в том, чтобы снять “с иглы” социальных пособий максимальное количество нуждающихся в этом людей, предоставив им условия для достижения экономической самостоятельности.

Структура европейской социальной политики включает в себя, наряду с Европейским социальным фондом, Комитет по занятости, специализированные комитеты ЕС по отдельным направлениям социальной политики: социальная защита рабочих-мигрантов, свободное перемещение трудящихся в рамках ЕС, профессиональное обучение, безопасность труда, гигиена и здравоохранение на рабочих местах, равноправие на рынке труда женщин и мужчин, социальный диалог.

Социальный диалог на европейском уровне в рамках этих органов содействует улучшению качества рекомендаций Евросоюзам, способствует успешной их реализации на практике. Социальное партнерство зарекомендовало себя в Европе как действенный инструмент достижения социального консенсуса на основе социальных компромиссов. Роль Комитета по социальному партнерству не следует недооценивать на том основании, что он выполняет консультативную функцию.

В конце концов органы ЕС, как правило, не принимают окончательных решений за исключением Европейского Совета, где заседают главы государств и правительств стран ЕС. В рамках социального диалога обсуждаются как макроэкономические, так и конкретные социальные вопросы. Это позволило вывести процессы подготовки коммунитарных решений на принципиально новый уровень: социальный консенсус в ЕС вырабатывается не на заключительной стадии принятия решений, а поддерживается постоянно, особенно по социальным вопросам. Трехсторонний диалог ведется и в отраслевом разрезе: сельское хозяйство, транспорт, авиация, рыболовство и т.д. Институт партнерства получил дальнейшее развитие в такой новой форме регулирования промышленных отношений, как европейские советы по труду (к настоящему времени число таких советов превысило 2 тыс.).

В ноябре 1994 г. начала действовать Европейская служба занятости (представляющая собой агентство по трудоустройству, действующее в европейском масштабе). Служба, которая объединена с национальными центрами занятости в единую сеть с выходами на другие страны и международные организации.

В практику ЕС прочно вошло проведение конференций, организация европейских “круглых столов” и форумов по актуальным проблемам социального развития.

Многоцелевой характер западно-европейской интеграции, отражающий, казалось бы, противоречивые цели гарантирует прочность союзных связей, укрепляет социальную солидарность, обеспечивает стабильное развитие единой Европы. Основная задача общих органов сводится к поиску разумного баланса целей. Выдвижение комплексной цели, учитывающей жизненные интересы различных социальных слоев и реальные взаимосвязи общественных процессов, на практике приводит к выработке более реалистичного курса.

Механизм непрерывного социального диалога, учет a priori законных интересов основных слоев общества, как правило, позволяет находить консенсус по всему спектру проблем развития ЕС, порождает социальную синергию, во многом обеспечивая устойчивое экономическое развитие.

Социальное равновесие может поддерживаться в том случае, если основные социальные силы имеют возможность, с одной стороны, реально влиять на принимаемые решения, а с другой - ощущать результаты экономического развития, если распределение национального продукта с течением времени становится все более эгалитарным.

В долгосрочной перспективе такой подход плодотворнее, нежели стремление обеспечить сиюминутную конкурентоспособность за счет уменьшения социальных расходов. Сплоченное общество способно достичь больших результатов во всех сферах, когда разные социальные силы и представляющие их интересы политические партии заняты не взаимной борьбой за больший кусок “общественного пирога”, а совместным решением сложных проблем. Организация общества на основах просвещенной демократии, коллегиальной выработки решений и социального партнерства привела к тому, что сначала ЕЭС, а затем Евросоюз отказались от примитивного, “узколобого” эгоистичного подхода, когда правящий класс принимает односторонние решения, игнорируя несовпадающие с его позицией интересы и подавляя возникающее сопротивление, что характерно для недемократичных, внутренне неустойчивых общественных формирований. Противостоянию в политике зачастую сопутствует застой в экономике.

Повышение конкурентоспособности за счет снижения социальных стандартов возможно лишь на очень короткий период. Устойчивость развития в долгосрочной перспективе базируется на инвестициях в инновации и людские ресурсы, на использовании человеческого капитала (который становится все более значимым фактором выживаемости на международных рынках), что без сильной социальной политики недостижимо. Постсоветская Россия, кстати сказать, продемонстрировала невозможность экономического роста в условиях снижения социальных стандартов, так как при этом у значительной части населения одновременно сокращается совокупный спрос и уменьшается экономическая мотивация к труду.

Тип организации общественной жизни, характерной для ЕС, возможен при соблюдении ряда условий:

все системы народного хозяйства ориентированы на экономический рост, центр (его роль может исполнять государство и/или интеграционное объединение) формирует “здоровую” (а значит, конкурентную) экономическую среду, законодательно устанавливая “правила игры” для хозяйственных субъектов и контролируя макроэкономические пропорции. Приоритет отдается развитию ресурсов, которые даются не “от природы”, а зависят от общества (новые технологии в промышленности, информатике и образовании, инновационная сфера, качественное развитие человеческого капитала через образование, здравоохранение и социальные программы). Повышается степень защиты природных источников благосостояния путем включения затрат на экологические мероприятия в издержки производства;

социальное партнерство, действительно, эффективно, если властные структуры чувствуют свою зависимость от избирателей, если представительство различных интересов на разных уровнях принятия решений не ограничивается декларированием позиций, а реально приводит к выработке решений на основе консенсуса. Конечно, для этого необходимы политическая культура, высокая активность профессиональных объединений и отдельных граждан, позволяющая основным социальным партнерам полностью осознать законные интересы друг друга и находить разумные компромиссы на основе взаимности. Частным, но убедительным примером является защита европейским законодательством социальных прав рабочих, легально прибывших из третьих стран, поскольку оно исходит из равенства прав на получение социальных благ, из необходимости их предоставления на недискриминационной основе по отношению к полноправным гражданам ЕС;

высокий уровень проработанности решений, принимаемых Евросоюзом. Их инновационный характер обеспечивается глубокой концептуальной и информационной подготовкой, продуманностью организационной процедуры.

В результате интеграционная стратегия ЕС становится, действительно, “совместным продуктом”, взаимно выработанной стратегией, а не уроком, который бюрократы из штаб-квартиры ЕС в Брюсселе предлагают национальным правительствам для выполнения “на дом”.

 

Создание валютного союза

 

Элементы валютной интеграции в Европе формировались задолго до создания ЕС. Западноевропейской интеграции предшествовали соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембргом и присоединившимся к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии; соглашение 1948 и 1949гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР; Европейский платежный союз (ЕПС) - многосторонний клиринг 1950-1958гг., введение конвертируемости валют в 1958-61 гг. Постепенно сложились условия для валютной гармонизации - сближение структур национальных валютных систем и методов валютной политики; координации - согласование целей валютной политики; унификации - проведение единой валютной политики. Однако процесс подлинной валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка.

В 1958-68 гг. был образован таможенный союз. Были отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенные тариф на ввоз товаров из третьих стран. К 1967 г. сложился общий аграрный рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС. Таможенный союз дополнялся елементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики.

Были сняты многие ограничения для движения капитала в рабочей силы.

Однако интеграция в сфере взаимной торговли ослабила национальные системы государственного регулирования экономики. Назрела необходимость создания наднациональных компенсирующих механизмов. В этой связи страны ЕЭС в 1971 г. приняли программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980г.

Так называемый "план Вернера" был расчитан на 10 лет.

На первом этапе ( 1971 -74 гг.) предусматривалось сужение пределов (до _+ 1,2 %, а затем до 0) колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на основе ее координации и гармонизации, согласование экономической , финансовой и денежно-кредитной политики. На втором этапе (1975-76 гг.) -завершение этих мероприятий. На третьем предполагалось передать наднациональным органам некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать европейскую валюту в целях автоматического выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой базисной системы, гармонизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу ФРС США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

Несмотря на некоторые сдвиги, с 1974 г. "план Вернера" потерпел провал. Это было обусловлено разногласиями в ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, дифференциацией экономического развития стран-членов, кризисами 70-х - 80-х гг.

Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов.

С 13 марта 1979 начала функционировать Европейская Валютная Система в составе 8 стран “Общего ранка” (Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания). Важный этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного и экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

План “Делора” предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия. На основе “плана Делора” к декабрю 1991 был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Сроки введения единой валюты были одобрены главами государств или правительств 15 стран ЕС на заседании Европейского совета в Мадриде в декабре 1995 г. Тогда же было принято решение о ее названии ("евро").

В мае 1998 года главы государств и правительств 15 стран-участниц, отталкиваясь от экономических показателей за 1997 г., приняли решение о том, какие из них удовлетворяют критериям конвергенции для вступления в Валютный союз:

  • уровень инфляции не может превышать 1,5 % от уровня трех стран с наименьшими темпами инфляции,
  • дефицит госбюджета не должен превышать 3 %,

совокупный государственный долг — 60 % стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) соответствующего государства,

  • доходные процентные ставки могут лишь на 2 % превышать процентные ставки по госзаймам в трех странах с самыми стабильными ценами,
  • национальные валюты должны в течение двух лет — без больших колебаний курса — быть частью европейской валютной системы,

С 1 января 1999 г. начался процесс введения единой валюты в странах, отвечающих критериям конвергенции:

  • были устанавлены не подлежащие пересмотру курсы валют стран-участниц (взаимные и по отношению к "евро");
  • "евро" стал полноправной валютой и официальная "корзина" валют, по которой исчисляется ЭКЮ, прекратила свое действие;
  • была выработана и начала применяться единая денежная политика со стороны Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), в которую входят центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк (его учреждение намечено на 1998 г.). • страны-участницы стастали исчислять размер своего нового государственного долга в "евро";
  • финансовые рынки также были переведены на "евро".

На завершающем этапе с 2002 года выпускаются наличные банкноты и монеты евро. Они печатаются Европейским Центральным Банком (ЕЦБ) и национальными центральными банками следующих достоинств: 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро.

 

Взаимодействие ЕС и др.

 

Для второй половины XX в. была характерна тен­денция к росту экономической и политической ин­теграции. Она проявлялась прежде всего в образовании множества международных межгосударственных и неправительственных орга­низаций. Если до Второй мировой войны в мире их насчитывалось несколько десятков, то в настоящее время число организаций пер­вого типа составляет уже несколько сотен, а второго — около 2,5 тыс. В течение непродолжительного периода после окончания Второй мировой войны были созданы ООН, НАТО, ГАТТ, МВФ, Мировой банк, заложены основы Европейского союза и ОЭСР, ныне прекратившие существование СЭВ и Варшавский пакт.

Важную роль в современном мире играют группы государств, всемирные и региональные организации, Европейский союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др. На­чался процесс формирования Североамериканской зоны свобод­ной торговли (НАФТА), включающей США, Канаду, Мексику. В 1989 г. организован Азиатско-Тихоокеанский экономический со­вет (АПЕК). Успешно действуют Ассоциация государств Юго-Во­сточной Азии (АСЕАН), Азиатский банк развития (АзБР) и дру­гие союзы и объединения.

Число таких организаций постоянно растет, функции существу­ющих организаций расширяются. Все большие масштабы приоб­ретает транснациональное сотрудничество политических партий разных стран. Руководители партий сходной идеологической ори­ентации предпринимают усилия по их консолидации и координа­ции на международном уровне, придания партиям наднациональ­ного характера. Об этом свидетельствует, например, то, что еще в 1961 г. был основан Всемирный христианско-демократический союз, в состав которого вошли центристские партии разных стран. В 1983 г. создан Международный демократический союз, объеди­няющий консервативные партии Западной Европы, республикан­скую партию США, либерально-демократическую партию Японии, а также австралийских консерваторов.

Важным фактором современной мировой политики стали также ежегодные совещания так называемой «Большой семерки» — глав семи наиболее индустриально-развитых стран — США, ФРГ, Фран­ции, Великобритании, Японии, Италии и Канады — по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам. Главное внимание на совещаниях «семерки», как правило, уделяется решению таких вопросов, как обеспечение экономического роста, сглаживание не­сбалансированности внешнеэкономических связей, инфляции, без­работицы и т.д. Немаловажное значение имеют также военно-стра­тегические и внешнеполитические вопросы и т.д.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!