Институциональные различия национальных систем менеджмента

3 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

          Влияние национальных культур на менеджмент не ограничивается рассмотренными нами факторами. Еще один существенный момент - воздействие национальных институтов, формирующих фундаментальную структурную форму, определяющую организацию компаний.

          Организация институционализирует управленческие процессы. Механизмы межличностных взаимодействий и принятые в компании процедуры обеспечивают процессы планирования, распределения ресурсов и мотивацию. Какие формы принимает институционализация? Большинство организаций первоначально развиваются в единственной стране. Очевидно, что форма, которую они примут, и институционализация процессов менеджмента должны отражать культуру и институты этих государств. «Костюмы» организаций сшиты из «ткани» стран их происхождения.

          Р. Уитли в 1996 году проанализировал возможные объяснения того, как национальные институциональные характеристики определяют различия в характеристиках фирм разных стран, и выделил следующие факторы - культурные обычаи, государственные структура и политика, финансовая система и система трудовых отношений (см. «Классика теории и практики»). Эти институциональные структуры воплощают в себе законные требования и сформированную под воздействием национальной культуры практику, определяющие управление на высшем уровне компании и в ее зарубежных предприятиях. Такие институты обеспечивают фору для доминирующих в процессе принятия организацией решении заинтересованных групп, имеющих возможность выражать свои позиции и влиять на принятую политику управления. В некоторых странах большинство фирм являются субъектами системы взаимосвязей с другими экономическими агентами, такими как банки, государственные агентства, поставщики и профсоюзы. В других странах эти связи намного более слабы или вообще отсутствуют, поэтому менеджмент организаций действует относительно автономно.

          Одна из рассматриваемых нами крайностей - распространенные в Японии системы отношений компаний, то есть традиция взаимного перекрестного владения акциями разных, но сотрудничающих бизнес-единиц, когда компании имеют тесные финансовые связи и определенные обязательства перед другими фирмами в разных отраслях. Стратегические решения принимаются после проведения переговоров с независимыми заинтересованными группами (другими компаниями и финансовыми институтами). Более того, активно участвует в разработке стратегии в важнейших областях бизнеса и Министерство промышленности Японии, оказывающее поддержку национальным производителям.

          Напротив, британские или американские компании работают автономно, пользуются меньшей прямой поддержкой банков, традиционно избегающих долгосрочных инвестиций. В их советы директоров редко входят представители других компаний, таких как поставщики или крупные потребители, которые, будучи независимыми, имеют собственные долгосрочные интересы.

          Уровень автономности компаний влияет и на их отношение к росту и прибыльности. Р. Уитли считает, что высокий уровень зависимости от государства стимулирует рост, но негативно воздействует на показатели прибыльности, и в качестве примера рассматривает французские компании. В Японии фирмы стремятся к расширению своей доли рынка и росту в своей отрасли, но никак не за ее пределами. Система отношений японских фирм с потребителями и поставщиками ограничивает диверсификацию, но все заинтересованные группы проявляют интерес к росту производства. Напротив, автономные фирмы Великобритании и США, в которых собственники выступают как портфельные инвесторы, ограничивают свои цели достижением заданного уровня прибыли и соответствием ожиданиям фондового рынка. Важнейшими показателями эффективности деятельности корпораций являются размеры дивидендов и рост цены акций, а отнюдь не их рост. А развитие семейного бизнеса ограничивается нежеланием собственников утратить контроль над фирмой и их стремлением к росту благосостояния семьи, а не производства компании.

          Устоявшаяся национальная система экономических отношений определяет и направления роста компаний. Некоторые из них предпринимают усилия по созданию крупных интегрированных организаций, другие концентрируются на внутренней деятельности, ориентируясь на внешних поставщиков. Один полюс - небольшие специализированные производственные единицы в промышленных районах Италии, другой (в частности, крупнейшие корейские чебо-ли) - высокодиверсифицированные конгломераты в тяжелой и легкой промышленности, строительстве, розничной торговле и сфере финансов. Между ними расположены относительно специализированные японские кайша, вертикально интегрированные немецкие предприятия и англосаксонские диверсифицированные транснациональные компании.

          Институциональные воздействия оказывают влияние и на формирование базисных организационных структур принятия стратегических решений и координации деятельности и планов компаний. Многие компании первоначально интегрируют свою деятельность на иерархических принципах единой организации. По мере расширения масштабов структура преобразуется в мультифилиальную (принимает так называемую М-форму). В каждом ее подразделении менеджмент осуществляется в соответствии с принятой иерархией и является частью более крупной иерархии организации в целом. На верхнем ее уровне находится совет директоров, подотчетный акционерам компании и другим институтам фондового рынка. Однако компании М-формы - один из видов институционализированных в Европе организаций, так как существует множество способов эффективной координации управленческих и предпринимательских услуг.

          Организации М-формы преобладают в институциональных структурах США (место их «рождения»). Правительства американских штатов не принимают участия в делах компаний, за исключением антимонополистического регулирования. Участие банков также ограниченно, за исключением краткосрочных кредитов на пополнение оборотного капитала, что предопределило важнейшую роль фондового рынка США и диффузию прав собственности. Однако М. Мэйер и Р. Уиттингтон {Mayer and Whittington, 1996) приводят результаты исследования, показывающего, что в крупных компаниях можно выделить частных лиц или институты, в собственности которых находятся достаточно крупные пакеты акций. Они утверждают, что для американских компаний характерен «профессиональный; свободный от семейных интересов менеджмент, а их руководители прекрасно осведомлены о санкциях за неудовлетворительные результаты» (с. 95). Собственников компаний интересуют прежде всего результаты компании в краткосрочном периоде. Для эффективной с точки зрения акционеров деятельности компании необходима адекватная организационная структура, а контрольные функции в организации М-формы инвесторы возлагают на ее главу.

          В континентальной Европе собственники компаний осуществляют более жесткий контроль над их деятельностью. По данным М. Мэйера и Р. Уиттингтона, в конце 1970-х гг. в Германии 37% крупных компаний находились в частной собственности, а 21% - в государственной. Во Франции в конце 1980-х гг. 44% крупнейших промышленных и коммерческих организаций находились под семейным контролем, а 13% компаний принадлежали государству. В Германии и Франции банки принимают активное участие в предоставлении бизнесу долгосрочных финансовых ресурсов и участвуют в советах директоров компаний. Р. Уитли считает, что для этих стран наиболее адекватной организационной структурой бизнеса являются холдинговые, а не мультифилиальные компании. В холдинговой компании за каждую из областей деятельности организации ответственность несут самостоятельные компании. Холдинги традиционно предоставляют входящим в них компаниям большую автономию, чем организации М-формы своим подразделениям. Р. Уитли полагает, что советы директоров холдинговых компаний - эффективный форум, на котором обсуждаются проекты ее бизнес-единиц и необходимость привлечения к их реализации внешних финансовых институтов.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!