Институционализация социального партнерства: опыт, проблемы, перспективы

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Социальное партнерство - понятие многозначное, его современная трактовка сводится к нескольким аспектам. Оно характеризуется:

- как система согласования интересов работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. Данно.е определение сформулировано в Трудовом кодексе РФ, где социальному партнерству посвящен второй раздел, а также ряд статей других разделов;

- как широкий спектр договорных отношений между органами власти, объединениями бизнеса и некоммерческими организациями, представляющими собой институты гражданского общества;

- как мировоззренческая или идеологическая составляющая, ориентированная на формирование цивилизованных человеческих взаимоотношений различных профессиональных, социальных групп, слоев, классов, народов и государств;

- как междисциплинарная учебная дисциплина, введенная во многих учебных заведениях, и как соответствующая профессионально-квалификационная специализация менеджеров и государственных служащих.

В связи с этим следует поддержать предложение о включении социальной политики в государственный образовательный стандарт по специализации "государственное и муниципальное управление" и предложить ввести в государственный образовательный стандарт изучение "социального партнерства" для всех высших учебных заведений. Тем более что положения по этому поводу включаются неоднократно в Генеральные соглашения, но не реализуются.

Институализация социального партнерства предполагает четкое определение функций органов власти, государственной и муниципальной службы, предпринимателей, работодателей в системе партнерских отношений; разделения ответственности - власти и хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) за достойные параметры уровня жизни, за социальную консолидацию на основе повышения благосостояния граждан - населения.

К сожалению, функции государственных и муниципальных служащих в системе социального партнерства четко не определены. Существующее законодательство предусматривает, что органы власти выступают в системе социального партнерства как посредники, координаторы, арбитры, а в бюджетной сфере - как работодатели. Но на практике это выражается чаще всего в добровольно инициативных формах деятельности институтов государственной и муниципальной службы.

Более того, деятельность институтов государственного и муниципального управления в системе социального партнерства нередко характеризуется как административное барье-ростроительство, проявляющееся в различных формах, в том числе: в "лицензировании", "аттестации", "сертификации", всевозможных "разрешениях", "проверках деятельности" и т. д. Организаторами такого рода барьеростроительства являются сплоченные неформальные группы из госчиновников и предпринимателей. "Первые", хорошо зная правила в той или иной сфере, отыскивают в них слабые места для "укрепления" их барьером, "вторые" предлагают "облегчение в преодолении барьера" за соответствующее вознаграждение. Выручка от эксплуатации данного барьера делится между партнерами по барьеростроительству, а дополнительные издержки несет население.

Анализируя административные барьеры только в стандартизации и сертификации, специалисты указывают на неоправданность чрезмерного государственного вмешательства в данной области. Бизнес в состоянии самостоятельно, через консенсусную выработку мер поддерживать правила и стандарты деловой практики и отношений с клиентами, включая санкции за их нарушение; развивать и совершенствовать механизмы внесудебного разрешения споров между членами ассоциации и потребителями; создавать механизмы возмещения ущерба, причиненного клиентам и др.

История саморегулируемых организаций, в чьем частном ведении находятся лицензирование, стандартизация и сертификация в развитых странах, насчитывает почти сотню лет, в то время как в России такие организации до сих пор отсутствуют.

Провозгласив рыночные отношения, предпринимательство, свободную конкуренцию, соответствующие институты частной жизни, органы власти пока не обеспечили должных условий для их оптимального функционирования.

Характеризуя взаимодействие государства и бизнеса в системе социального партнерства, следует иметь в виду, что молодое российское предпринимательство явно недооценивает жизненно важную значимость упрочения партнерских отношений для перспектив своей деятельности с точки зрения необратимости трансформационных процессов в стране. В большинстве случаев оно еще не осознает своей особой общественной роли в обеспечении устойчивости в обществе, которая невозможна без сотрудничества и взаимодействия с многообразными социальными группами и слоями общества.

Государство, органы власти должны принять действенные меры по консолидации предпринимательской самоорганизации, легитимизации ее деятельности и шаг за шагом преодолевать свой "комплекс неготовности" по переходу к новому качеству взаимодействия с институтами социального партнерства, предполагающий отказ от произвольных решений. Органам власти следует определиться в отношении введения ограничения собственных полномочий, а точнее, полномочий института государственной и муниципальной службы.

Государственные и муниципальные служащие, с одной стороны, заинтересованы в сохранении и даже расширении совокупности норм и профессиональных стандартов, которые определяют их статус, в гарантировании им соответствующего положения в обществе; а, с другой стороны, такого рода устремления не находят позитивной оценки в общественном мнении и, в известной мере, могут стимулировать развитие перманентного конфликта интересов с другими социальными группами и слоями.

Цель, смысл и основной критерий эффективности социального партнерства и соответственно деятельности органов власти, предпринимателей, профсоюзов, некоммерческих организаций является качество жизни населения. Данное понятие концентрированно выражается в утверждении приемлемых социальных стандартов жизни многообразных социальных групп и слоев общества.

Однако на практике эта работа не получает поддержки со стороны законодателей. Многие годы в Государственной Думе не продвигается проект закона о минимальных социальных стандартах, а также других законодательных актов, в том числе о соответствии минимальной заработной платы уровню прожиточного минимума. Их принятие сегодня-назревшая необходимость.

Во время встречи с Генеральным директором ТНК "Пи-релли" в г. Турине на наш вопрос: "О взаимодействии администрации предприятий с органами власти по реализации социальной политики" он ответил: "Было бы опрометчивым с моей стороны и недальновидным отдавать решение социальных проблем органам власти, государству. Я имею с властью договоры на аренду земли, строительство жилого комплекса, университета, культурно-бытовых учреждений" в соответствии с разработанными условиями и "социальными стандартами".

Принятие и утверждение на практике цивилизованных социальных норм и стандартов будет содействовать качественному улучшению содержания коллективных договоров, соглашений, преобразованию механизма их заключения, повышению эффективности социального партнерства в системе взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческого сектора.

В мировой практике все более широкое распространение по решению социальных проблем получает частногосу-дарственное, государственно-общественное партнерство. Изучение и использование данного опыта дают позитивные результаты. Совершенствование системы социального партнерства, его механизма требуют интеллектуального осмысления и целенаправленных усилий со стороны государства, бизнеса и общественности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!