Инкорпорация как внешняя форма систематизации нормативно-правовых актов: сущность, виды, перспективы развития

2 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Систематизация нормативно-правовых актов в форме инкорпорации выражается в подготовке и издании разно­го рода сборников (собраний) таких актов. В отличиеот учета, осуществляемого государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нор­мативно-правовых актов. Необходимо подчерк­нуть, что инкорпорация нормативных актов лишена правотворческой природы.

Инкорпорация нормативно-правовых актов прямо и непосредственно связана с их учетом, поскольку базиру­ется на определенном, максимально полном фонде соот­ветствующих актов и поисковой системе, способной обес­печить нахождение всех необходимых актов. Ибо первой задачей инкорпорации является подготовка перечня ак­тов, из которых должен состоять подготавливаемый сбор­ник.

Так, при издании Сборника законов по отдельным от­раслям права нужно будет выявить все законодательные акты в пределах предмета соответствующей отрасли. В случае же подготовки сборника актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, отбору подлежат принятые ими нормативные акты за весь пери­од их деятельности или какой-то определенный срок. Нормативные акты могут инкорпорироваться в том виде, как они были приняты правотворческим органом. Подобный принцип переопубликования актов применяется в случаях, когда акт состоит только из нормативных пред­писаний и в процессе действия не претерпел никаких из­менений или дополнений либо при подготовке историче­ских источников права. Однако в сборниках действующих нормативно-право­вых актов их тексты публикуются не в той редакции, в ка­кой они были приняты первоначально правотворческим органом, а с учетом последующих изменений и дополне­ний.

В процессе действия нормативно-правовой акт, как правило, претерпевает определенные изменения, допол­нения. Если часть его предписаний утрачивает силу, акт дополняется новыми нормативными предписаниями либо вносятся какие-либо коррективы в его первоначальные нормы. Поэтому нецелесообразно включать в сборник нормативный акт в первоначальном виде, не отразив его последующих изменений, дополнений. Такой акт будет неудобен в пользовании. Чтобы установить норму, кото­рой следует руководствоваться в том или ином случае, нужно будет всякий раз просматривать всю совокупность дополняющих и изменяющих его актов.

Прежде чем помес­тить нормативно-правовой акт в сборник, нужно осуще­ствить его внешнюю обработку: удалить из текста отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и, наоборот, включить в него все после­дующие изменения, дополнения с указанием реквизитов актов, внесших такие изменения или дополнения; исключить из акта те его части, которые не содержат нормативных предписаний, сделав отметки о причинах отсутствия в тексте таких его частей; в целях экономии убрать сведения о лицах, подписав­ших нормативный акт.

Такая внешняя обработка нормативно-правовых актов, однако, не затрагивает их нормативного содержания. Са­ми нормы права не претерпевают никаких изменений и инкорпорируются в том виде, в каком они действуютна момент их систематизации. При этом полностью сохраня­ются реквизиты нормативно-правовых актов, в том числе нуме­рация пунктов и абзацев.

Именно этот признак – сохранение неизменным нор­мативного содержания акта – составляет основное отли­чие инкорпорации от консолидации и кодификации как более сложных в творческом организационном плане ви­дов систематизации. Результаты инкорпорации могут вы­ражаться в виде сборника законов, иных нормативных ак­тов, собрания законодательства или свода законов.

Сборниками называются инкорпорированные издания законов или иных нормативно-правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативно-правовых актов. Сборники нормативных актов могут готовиться и изда­ваться как самим правотворческим органом, так и госу­дарственными, коммерческими издательствами, юриди­ческими учреждениями. Сборник нормативных актов, подготовленный самим правотворческим органом, имеет статус источника офи­циального опубликования, на него можно ссы­латься при разрешении споров и иных юридических воп­росов.

Собраниями обычно называют инкорпорированные из­дания нормативных актов высших органов государствен­ной власти и управления страны. Необходимо учитывать, что в подготовке и изда­нии собраний может принимать участие достаточно ши­рокий круг органов, организаций, учреждений. И в зави­симости от того, кто осуществлял инкорпорацию законо­дательства, в юридической литературе выделяют три вида собраний:официальные, официозные (полуофициальные) и неофициальные.

Официальным собрание признается в двух случаях: ко­гда правотворческий орган сам подготовил и издал его либо утвердил или иным образом официально одобрил Соб­рание, подготовленное иным органом.

Официальные собрания законодательства являются со­ответственно и источниками официального опубликова­ния, тогда как официальные и неофициальные рассматри­ваются лишь в качестве обычного издания, на текст кото­рого нельзя ссылаться при обращении в правоохранитель­ные и иные органы государства.

Разновидностью и наиболее высокой формой собрания законодательства признается свод законов – инкорпори­рованное издание нормативных актов высших органов го­сударственной власти и управления страны. Помещен­ные в своде акты, как правило, систематизируются по предметному принципу, то есть по отраслям и институтам законодательства.

От собрания свод отличается тремя признаками:

1) свод всегда является источником официального опуб­ликования нормативных актов, поскольку издается от име­ни и по поручению правотворческих органов, с последую­щим одобрением подготовленного издания в целом либо каждого из его томов в отдельности. При этом свод имеет приоритет над всеми ранними официальными публикаци­ями нормативных актов, поскольку он содержит их дейст­вующую редакцию. В случаях расхождения текстов норма­тивных актов, опубликованных в своде и иных, более ран­них изданиях, аутентичным официальному тексту акта признается его редакция, опубликованная в своде;

2) подготовка свода всегда сопровождается большой законотворческой работой. В период его составления вы­являются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически недействующие нормативные акты. Множе­ственность актов, принятых по одному и тому же вопро­су, устраняется подготовкой нового укрупненного акта. Имеющиеся пробелы в законодательстве преодолеваются принятием новых законов и иных нормативных актов;

3) свод представляет собой собрание всего действую­щего в государстве законодательства без какого-либо ис­ключения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!