Информационные и коммуникационные технологии в современном образовании

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В контурах системы образования XXIвека отчетливо вырисовы­вается большая роль и значимость информационных и комму­никационных технологий, которые могут стать основой новых образовательных систем, педагогических инноваций. При этом подразумевается, что идеология современного образования - ме-таобразование входит в информационную культуру, которая яв­ляется важнейшим и составным компонентом формирования ин­формационного общества.

Развитие и широкое применение информационных и коммуника­ционных технологий в образовании и науке является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Примене­ние современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения качества и доступ­ности образования и расширения возможностей для интеграции российского образования в мировую систему, так и для повыше­ния эффективности процессов управления образованием на всех уровнях.

Анализ хода мирового процесса формирования информационно­го общества позволяет (по степени достижения конечных и про­межуточных целей) выделить в данном процессе три этапа. Рас­смотрим их применительно к развитию инфраструктуры учебного заведения.

Основной задачей первого этапа является насыщение учебного заведения вычислительной и микропроцессорной техникой, раз­личными средствами информатизации, поэтому его можно на­звать этапом компьютеризации.

Второй этап характеризуется компьютерным освоением инфор­мационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенных в локальные и корпоративные информационные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ог­раниченный круг пользователей. Происходит подключение этих сетей к глобальным и их интеграция. Продолжается формиро­вание информационной культуры обучаемых и преподавателей. Второй этап может быть назван этапом персонализации информационного фонда и интеграцией информационных сетей. Третий этап характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и непосредственно пополнять инфор­мационный фонды. Объединение всех информационных систем в единую образовательную информационную сеть не только мно­гократно усиливает интеллектуальные способности обучаемых, охваченных этой сетью, но и создает новые возможности, которые присущи новому качественному образованию, а именно коллек­тивному разуму. Информационный фонд становится достояни­ем практически каждого обучаемого и превращается в основной ресурс развития образования и общества, поэтому данный этап можно назвать этапом социализации и актуализации информаци­онного фонда.

На протяжении нескольких десятилетий компьютеры в образо­вании использовались как мощное инструментальное средство, средство для обучения на основе использования компьютерных программ учебного назначения, разработанных с использованием методологии программированного обучения. Какое влияние могут оказать информационные технологии на сложившиеся педагогические технологии, обладающие опреде­ленным консерватизмом? В чем научная новизна и теоретическая значимость педагогических технологий базирующихся на совре­менных средствах информатизации?

Наиболее значимыми отличительными чертами формирующейся новой системы образования являются:

1. переход от «обучения» к «образованию»;

2. непрерывное и опережающее образование, его фундаментализа-ция, направленность на личностно-ориентированное образование и развитие творческих способностей обучаемых;

3. широкое и непрерывное применение информационных и ком­муникационных технологий в образовательном процессе;

4. создание единого интерактивного образовательного информа­ционного пространства и переход к открытому образованию. Почему именно современные информационные технологии сыг­рают большую роль в создании новых педагогических систем и об­новлении уже действующих на протяжении многих десятков лет? Ответить можно кратко: сформулированные выше отличитель­ные черты нового образования - образования через всю жизнь,по сути дела, с точностью до изоморфизма, определяют этими ха­рактерными чертами структуру, состоящую из множества совре­менных средств информатизации и образовательных технологий, основанных на современнейших информационно-коммуникаци­онных технологиях. Именно использование этой структуры в об­разовании позволит решить проблему человека в быстро меня­ющемся мире, обрести новую целостность, сформировать новый образ науки, преодолевая ставшую традиционной разобщенность естественных и гуманитарных наук, осуществить поиск новых вза­имоотношений человеческой цивилизации и природы, создать ос­нову новой инфраструктуры планеты - инфосферу, когда персо­нальные компьютеры и информационные технологии выступают не просто как умножители интеллекта, а открывают новые изме­рения сознания, связывая их в единое целое, образуя упорядочен­ную систему новой культуры.

Попытаемся ответить на следующий вопрос: Есть ли разница в формировании информационной культуры гуманитария и спе­циалистов технического и естественно-научного цикла? Переход к киберпространству, виртуальному пространству сдви­гает базисные образовательные ориентиры. Происходит сдвиг от линейного, последовательного, представления информации к сетевому, от формальной математики - к образной, символь­ной, языковой, к математике мышления и коммуникаций. Парал­лельно с профессиональной подготовкой в киберпространстве развивается и линия учебной среды. Естественно-научную подго­товку гуманитариев можно осуществлять, используя электронные средства поддержки учебного процесса с наглядными и доступ­ными формами представления информации, например, «Живая математика», «Открытая физика», «Физика в картинках» и т.д.. Гуманитариям необходимо показать, что использование компью­терных технологий создает принципиально новые возможности не только в получении знаний, но и в совершенствовании их чувс­твенных ощущений (при обучении живописи, музыке; использова­нии в области культуры, экранной культуре). Немаловажно также, учитывая необходимость адаптации к условиям жизни в информа­ционном обществе, показать обучаемым решающую роль инфор­мации и научных знаний в информационном обществе, а не энер­гии и вещества.

К педагогическим инновациям относится дистанционное образование, которое можно рассматривать как новую образовательную систему, позволяющую на основе новых информационных техно­логий обеспечить эффект непосредственного общения между пре­подавателем и обучаемым независимо от того, на каком расстоя­нии они находятся друг от друга, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения.. Постепенный переход к новому витку дистанционного образования - открытому обра­зованию - приведет к созданию электронных библиотек и уни­верситетов распределенного типа, киберуниверситетов и учеб­ных заведений, которые заложат реальную основу формирования единого образовательного информационного пространства, в том числе для тех его членов, которые по разным причинам лишены свободного доступа к образованию. В этом видится высокая гу­манистическая роль современных информационных технологий в образовании и реализация девиза «Образование без границ». К педагогическим инновациям последнего столетия относятся: метод проектов - его цель индивидуализировать процесс обу­чения, дать возможность каждому обучаться в наиболее удобном для него режиме;

проблемное обучение, в основу которого положен деятельност-ный подход (обучаемый в онтогенезисе повторяет путь человечес­тва в познании).

Современные информационные технологии придают совершен­но иной облик этим педагогическим технологиям. Проектируют­ся новые организационные модели взаимодействия обучаемых и преподавателей с информационными технологиями. В резуль­тате появляется педагогическая инновация, основанная на ин­формационных и коммуникационных технологиях - метод те-лекомуникационных проектов, который позволяет значительно усовершенствовать (и даже изменить) методическую систему обу­чения, тем самым повысить качество и доступность образования. Российское классическое высшее образование всегда славилось своей фундаментальной подготовкой, что давало достаточно боль­шой объём знаний, но мало умений. И перед системой образова­ния всегда стояла проблема: как при сохранении фундаменталь­ной подготовки дать обучаемому больше практических навыков. Для решения этой проблемы в учебных заведениях необходимо повысить степень адекватности практических занятий реалиям окружающего мира; по сути, речь идёт о полной имитации проблем и задач, с которыми выпускник столкнётся в своей профес­сиональной деятельности, назовём это принципом адекватного обучения.

Второй принцип, который необходимо реализовать в учебном заведении - принцип селективного обучения, также раньше ши­роко применявшейся в советской высшей школе и незаслуженно забытый или материально необеспеченный в нашей новейшей ис­тории. Суть метода заключается в постоянном отборе (селекции) наиболее талантливых и способных студентов и учащихся на ос­нове объективной оценки их научно-исследовательских, иннова­ционных, либо коммерческих проектов.

Распоряжением Правительства Российской от 12 февраля 2001 года, №207-р принято решение о разработке Федеральной целевой программы «Электронная Россия: 2002-2010 годы»; ос­новной целью программы является создание условий для постро­ения в РФ эффективной сбалансированной экономики, ориенти­рованной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг.

Проблемы, решаемые в рамках настоящей федеральной целевой программы, базируются на приоритетах и целях «Стратегии соци­ально-экономического развития России на период до 2010 года» и отвечают Критериям формирования перечня федеральных це­левых программ, начиная с 2002 г., одобренным Правительством Российской Федерации на заседании 21 сентября 2000 г. Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информацион­ных технологий, реализуются в рамках других федеральных, реги­ональных и ведомственных программ, поэтому одной из важных задач ФЦП «Электронная Россия на 2002-2010 годы» (далее - Программа) должно стать дополнение и координация других про­грамм, придание процессу информатизации комплексного харак­тера. В этом смысле данная Программа оказывается тесно связана с ФЦП «Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 го­дах» и ФЦП «Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 годы». Вместе с тем три названные программы решают разные задачи. Если ФЦП «Элект­ронная торговля» ориентирована преимущественно на создание предпосылок для внедрения информационных и коммуникацион­ных технологий (ИКТ) в коммерческом секторе, а ФЦП «Единаяинформационная образовательная среда» акцентирует внимание на развитие новых образовательных технологий и формирование материальной базы для их внедрения, то Программа призвана в первую очередь устранить общие институциональные барьеры для развития ИКТ, содействовать расширению взаимодействия между государством и гражданами на основе использования ИКТ, а также обеспечить развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

Рассуждая об удивительных и непростых проблемах наступаю­щего информационного века, можно с уверенностью утверждать, что будущее - за цифровой информацией и коммуникационными технологиями, информационной магистралью, предвестниками которой сначала была электронная почта, а в настоящее время - Всемирная паутина» в Интернете. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое по­ложение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образо­вательных целях. Такие технологии позволяют создавать и раз­вивать как локальные и региональные единые информационные пространства, так и единое интерактивное информационное ми­ровое пространство.

Последнее десятилетие характеризуется проникновением средств и методов информатики и математики в гуманитарные области человеческого знания. Каждая из социально-гуманитарных наук, взаимодействуя с информатикой, порождает свою специальную «отраслевую» информатику, которая будет обслуживать соот­ветствующую науку, содействуя внедрению в нее информацион­ных и коммуникационных технологий. В этом плане заслуживает внимания разработка и внедрение в учебный процесс учебных за­ведений следующих курсов: «Методология современной инфор­матики и социальная информатика», «Информационная культура личности», «Информационные технологии в юридической де­ятельности», «Новые информационные технологии в обучении английскому языку» и т.д.

Использование компьютерных коммуникаций открывает возмож­ность для совершенствования методической системы обучения базовым дисциплинам, причем изменяет облик не только средств и организационных форм обучения, но формирует новые методы обучения, в конечном итоге изменяя цели и содержание обучения.

В этом плане необходимо провести большую работу по разработке и внедрению педагогики информационно-образовательных сис­тем.

Таким образом, под влиянием информационных и коммуника­ционных технологий процесс обучения становится более дина­мичным, информационно емким, а все возрастающие скорости средств доставки информации делает его распределенным. Обра­зование становится более доступным и однородным, обеспечивая выход учебных заведений и знаний, накопленных в них, на более широкую образовательную аудиторию, которой практически ста­новится весь мир.

© М. А. Тренин

Литература

1. Брановский Ю. С. Гуманитарные и социальные аспекты инфор-матики/Ю. С. Брановский// Вестник Ставропольского государс­твенного педагогического университета. Вып. 1. - Ставрополь, 1995. - С.153-156.

2. Вихрев В. В., Практическое внедрение информационных техно­логий на основе метода проектов/ В. В. Вихрев [и др. ]//Педагоги­ческая информатика. - 1993. - № 1. - С. 26-28.

3. Колин К. К. Информатика в системе опережающего образова­ния/ К. К. Колин. - М.: РАН. Институт проблем информатики, 1996.

4. Проблемы информационной культуры: Сб. статей/ Под ред. Ю. С. Зубова и И. М. Андреевой. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994.

5. Рейзема Я. В. Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики/ Я. В. Рейзема. - М., 1982.

6. Урсул А. Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXIвеке/ А. Д. Урсул. - М.: Зеленый крест, 1995.

7. Урсул А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчи­вого развития цивилизации/ А. Д. Урсул. - М.: Луг, 1993.

8. Урсул А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику/ А. Д. Урсул. - М., 1990.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!