Информационное общество и информатизация

3 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План

Введение           3
1. Понятие и признаки информационного общества   4
2. Сущность процесса информатизации      14
Заключение          19
Список литературы         20

Введение

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний
В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека.
Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы - переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе.

1. Понятие и признаки информационного общества

Говоря о сущности информационного общества, в первую очередь говорят об универсальном охвате информационными технологиями во всех его сферах экономике, государственном управлении, образовании, быту. Сегодня сложно представить мир без глобальной сети Интернет, без, более чем энциклопедических, электронных поисковых систем, посредством которых человек имеет возможность активно участвовать в политической, государственной, экономической, социальной жизни общества.
Относительно личности можно также наблюдать позитивную компоненту влияния СМИ, но, в равной степени, можно ставить акцент на способности СМИ формировать деструктивные типы поведения. Несомненным является лишь то, что в глобальном информационном обществе именно средства массовой информации во многом определяют характер социальных отношений, оказывают большое влияние на формирование и функционирование социальных институтов, а также на становление личности [1].
Определяющим признаком информационного общества является превалирование числа занятых граждан в информационном производстве над числом занятых в материальном производстве в едином расширенном воспроизводстве той или иной страны.
Другим признаком может служить отношение объема продаж информационных продуктов и услуг к объему продаж материальных продуктов и услуг в стране. В информационном обществе это отношение должно быть больше единицы.
Прорыв в информационное общество был подготовлен стремительным ростом производительности труда в материальном производстве индустриального общества, усложнением управления этим производством и резким увеличением затрат труда на разработку сложных технических систем и технологий их производства и эксплуатации т.е. на производство информационных продуктов в виде проектов, технологических инструкций и эксплуатационной документации.
Впечатляющим признаком информационного общества является уменьшение доли реализуемых изобретений и научно-исследовательских проектов. В настоящее время эта доля оценивается в 20-25% и имеет устойчивую тенденцию к снижению при увеличении объемов НИР и числа изобретений.
Информационное производство все больше и больше становится самодостаточным в своем развитии. Математическое моделирование свойств, поведения и эксплуатационных характеристик проектируемых систем и предлагаемых изобретений позволяет сертифицировать их не прибегая к материализации. Это дает возможность поддерживать высокие темпы технического прогресса с минимумом затрат материальных ресурсов. Продукты информационного производства, сертифицированные средствами информационного производства, могут использоваться и используются как предметы труда в новом информационном производстве [6, c. 19].
Тем самым информационное производство в информационном обществе постепенно выходит из положения подчиненности материальному производству. При этом прогресс материального производства не останавливается, а ускоряется путем использования при необходимости самых свежих разработок, предлагаемых информационным производством.
Средствами информационного производства и потребления информационных продуктов служат вычислительные машины и программы общего и специального назначения, интерфейсные устройства для обеспечения включения вычислительных машин и людей в информационное производство, копировальная и множительная техника со средствами отображения, а также сети связи, обеспечивающие тиражирование и доступность продуктов информационного производства и комфортное потребление этих продуктов как в общественном производстве, так и в быту.
Развитие средств информационного производства и потребления информационных продуктов является определяющей составляющей развития всех сфер информационного общества посредством постоянного совершенствования технологий информационного производства и потребления в этих сферах.
Совершенствование технологий информационных производств требует совершенствования известных и создания новых технологических переделов или, как принято говорить, новых информационных технологий.
Новые информационные технологии определяют уровень технологии информационного производства и эффективность потребления продуктов этого производства как в быту, так и в деятельности отдельного человека и общества в целом.
Под эффективностью потребления информационных продуктов мы понимаем многокритериальную оценку последствий их потребления как отдельными людьми, так и обществом в целом.
В сфере потребления продуктов материального производства общество выработало достаточно полную гамму критериев оценки материальных продуктов различного назначения и выработало средства уменьшения ущерба от потребления вредных и/или некачественных продуктов исходя из особенностей физиологии человека и характеристик среды его обитания. Принятая в развитых странах система сертификации материальных продуктов и технологий их производства по мере своего развития будет снижать риск потребления.
Продукты информационного производства, используемые как средства труда в материальном и информационном производстве, также охвачены системой сертификации, но в части индивидуального потребления информационных продуктов проблема их сертификации далека от совершенства [6].
Как ни странно, решению этой проблемы во многом мешает отсутствие цензуры в демократическом обществе развитых стран. Используя возможности сетей телекоммуникации типа Интернет, люди могут потреблять любую информацию, помещенную в общедоступных базах данных серверов этой сети. Более того, объявив свой адрес в сети, пользователь становится уязвимым к экспансии ненужной ему информации. Таким образом существенно упрощается деятельность вредных или сомнительных для общества групп и индивидов по завоеванию людских симпатий и умов.
Физическое насилие над личностью сурово карается обществом. Даже медленное отравление организма распознается современными методами физиологической диагностики. Но методы диагностики постепенного вредного воздействия на сознание человека пока что развиты весьма слабо. В тоже время чрезмерное увлечение домашним компьютером, да еще подключенным к Интернет, может привести и уже приводит к нежелательным последствиям не только сознания, но и психики детей и взрослых. Особенно опасен в руках недобросовестных политиков и газетчиков, а также маньяков и извращенцев наиболее совершенный продукт информационного производства - виртуальная реальность.
Можно возразить, что чрезмерное потребление высококачественной пищи также вредно и человек сам должен регулировать процесс питания. Однако, общество борется с эти явлением всеми доступными ему методами, а распространение вредных продуктов, типа наркотиков, преследуется законом. Кроме того, последствия нарушения пищеварения проявляются гораздо быстрей и болезненней, чем последствия изменения сознания в нежелательном направлении.
К сожалению, общество еще не умеет распознавать "информационные наркотики" и бороться с ними средствами специальных технологических переделов информационного производства и потребления. Это является проблемой обозримого будущего [7].
В сущность, информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер [1, c. 12].
Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е.Масуда).
Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс) [1, c. 14].
Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции”.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!