Индустрия развлечений

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Развлекаясь, человек (группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах разных социальных систем. Процессы развлечения осуще­ствляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстанов­ке. Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий для раз­влечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.

Психологи следующим образом объясняют механизм воздействия развлечений на духовный мир человека. Зарождение потребности в раз­влечении побуждает человека к физическим действиям - нахождению развлечения и его «потреблению». Удовлетворение потребностей сопро­вождается сменой эмоционального фона. Человек ищет предмет развле­чения и ощущает тоску, беспокойство. Человек встретился с предметом развлечения, и его охватывает чувство радости. Пресыщению предметом развлечения соответствует успокоение. Мир эмоций остается пока недо­статочно изученным, однако воздействие эмоций на психическую деятель­ность человека несомненно.

Социальная направленность развития индустрии развлечений выра­жается в том, что она служит формированию новых личных и обществен­ных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сло­жившихся предпосылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического на­строения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути сво­ей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть сво­бодного времени, человек восстанавливается и как трудовая единица.

Представление индустрии развлечений как сложной социально-эко­номический системы позволяет формулировать закономерности ее дей­ствия, оценивать типичные характеристики. При изучении структуры вы­являются соотношения частей системы и взаимосвязи с внешней средой. Выделять части системы можно по разным признакам, что приводит к рас­смотрению множества структур: во времени, в пространстве, смешанных. Для правильной оценки последствий развития системы важна ее целесо­образность.

В статистической практике нет критерия выделения сферы деятель­ности по развлечению людей. Связано такое положение прежде всего с не­достатками классификации исходных видов деятельности. Следует отме­тить также чрезвычайно большое разнообразие предприятий, призванных создавать и организовывать условия для развлечения. Согласно традици­онной классификации отраслей хозяйства соответствующие производства рассредоточены по многим отраслям, образуя в ряде случаев их неоснов­ную, вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание. Поэтому неразработанность вопросов экономики, организации, управления предприятиями, обеспечи­вающими процесс развлечений, связана с относительной «молодостью» индустрии развлечений. Остаются нерешенными вопросы о технологиче­ском единстве составных частей такого предприятия, его инфраструкту­ре. Трудно сформировать совокупность организационно-экономических признаков, характерных для предприятия индустрии развлечений.

Опыт развития этой индустрии в разных странах позволяет предста­вить принципиальный состав ее самостоятельных единиц. К индустрии развлечений в качестве таких единиц относятся предприятия, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Это предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности: цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.п. Разнообразные зрелищные предпри­ятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изосту­дии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ан­самбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.), также обеспечивают процесс развле­чения. Развлечения присущи занятиям физической культурой (в искусст­венных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, мане­жах и пр.), а также деятельности спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выстав­ках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также сопровождает­ся развлечением.

К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся и предприятия туризма, включая средства размещения турис­тов. Ряд предприятий обеспечивает развлечения в рамках неосновной де­ятельности. Помимо гостиниц к подобным развлекательным единицам относятся государственные зоны отдыха и исторические достопримеча­тельности.

Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудо­вание и инвентарь, также должны относиться к индустрии развлечений.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относитель­но обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприя­тия индустрии развлечений характеризуются специфическими техноло­гиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение поведения туристов как потребителей конкретных резуль­татов индустрии развлечений, безусловно, имеет важное значение. Радост­ные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (например, передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Целенаправленно осуществляются и специальные виды деятельности, вызывающие соответствующие эмо­ции. Следует исходить из того, что понятие «турист» по отношению к кон­кретной личности является временным, преходящим. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в со­поставлении со всем предыдущим образом жизни человека.

К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести:

- добровольный выбор человеком вида развлечений;

- неограниченный перечень видов развлечений;

- предварительную подготовленность личности к потреблению раз­влечений;

- частую смену развлечений;

- комбинирование развлечений с другими занятиями (например, от­дых и развлечение, спорт и развлечение, развлечение и обучение);

- периодичность потребления развлечения (приуроченного к жиз­ненному циклу человека - годовому, недельному, суточному).

Нужно различать массовые развлечения и развлечения индивидуаль­ного порядка. Развлечения могут организовываться специально или воз­никать стихийно. Применительно к предлагаемому кругу развлечений сле­дует анализировать его прогрессивность. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных раз­влечений, а далее оценивать отдельные развлечения по их вкладу в разви­тие личности.

К числу важнейших современных задач изучения индустрии развле­чений относятся следующие.

1. Исходя из важности места, которое занимают развлечения в фор­мировании личностных особенностей, можнй заключить, что в изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений. Создание, адекватных моделей индустрии развлечений будет способство­вать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению действенности социальной политики. Развитие теории потреб­ления, относящейся к развлечениям, направит дальнейшие исследования в более целесообразное русло.

2. Индустрия развлечений ряда стран превращена в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конку­рентоспособная сеть предприятий обеспечивает обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечения. Однако коммерциализа­ция развлечений увеличивает возможность изменения структуры развле­чений в заданном направлении. При этом важно видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека, «мягким» управлением потребления и корыстным манипулированием сознанием людей вследствие предложения им означенного комплекса развлечений. Правовая, экономическая регламентация деятельности индустрии развле­чений нуждается в особом подходе.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнета­нием стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличива­ется риск заболеваний нервной системы, гиподинамии. Снятию нервного напряжения, избавлению от лишней энергии способствуют наряду с дру­гой досуговой деятельностью развлечения. Уход от действительности, расслабление человека являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений. Деэнергетизация личности может правильно осу­ществляться благодаря соответствующему уровню развития индустрии раз­влечений.

4. Независимо от того, отдыхает человек один или в компании, раз­влечение выступает индивидуальным благом. Кроме того, сегодня значительную часть развлечений человек получает дома. В связи с этим целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрог­раммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщенности людей.

5. Необходимо формирование современных представлений о меха­низме воздействия атмосферы индустрии развлечений на человеческие убеждения. Недостаточный уровень изученности соответствующих про­блем обусловлен рядом трудностей, прежде всего многообразием воздей­ствующих факторов и их изменением во времени, связью с духовным ми­ром человека. Сказывается и определенная узость методических подходов к изучению последствий влияния развлечений на сопряженные изменения в социальной и вещественной среде. Необходимо выявлять и оценивать факторы, определяющие эффективность функционирования индустрии развлечений.

6. Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особен­ности работы предприятий зависят от величины и форм использования свободного времени. На выбор конкретного развлечения оказывают влия­ние многочисленные факторы. К их числу относятся увеличение доли сво­бодного времени в общем бюджете времени населения, социально-груп­повые, демографические, поведенческие характеристики человека, образа его жизни, а также уровень развития индустрии развлечений. Важным фактором формирования развлекательной среды является доход населе­ния. Необходимы измерение и оценка факторов, влияющих на развитие индустрии развлечений.

7. Управление развитием индустрии развлечений должно строиться на основе полной информации. Поэтому большое значение приобретает разработка методического инструментария изучения индустрии развлече­ний.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!