Индустриализация в Российской Империи на рубеже XIX — XX веков

27 Сен 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Российская промышленность в пореформенный период разви­валась значительно динамичнее аграрного сектора. В структурном отношении в ней сочетались мелкое товарное производство в основном, в виде крестьянских промыслов, капиталистическая Мануфактура, фабричное производство. Несмотря на увеличение удельного веса последних кустарные промыслы быстро приспо­сабливались к рыночным отношениям, находя свое место «под солнцем». В 60-80-х гг. XIX в. их продукция по своему объему превышала продукцию мануфактур и фабрик. Мелкое производ­ство гибко реагировало на рыночную конъюнктуру, переходя на производство новых товаров и находя новые рынки сбыта. Вместе с тем, тенденция в развитии промыслов состояла во все большем использовании наемного труда и в укрупнении производства.

Тяжелая промышленность в первое пореформенное десятиле­тие находилась в кризисном состоянии. Основанная главным об­разом на крепостном труде, она испытывала значительные трудности в результате отмены крепостного права. Доля российского чугуна в мировом производстве упала с 4% в 1860 г, до 2, 5% в 1870 г. Однако в дальнейшем ситуация меняется.

Завершение к 80-м гг. промышленного переворота дало значи­тельный толчок экономическому развитию страны. По темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на первое место в мире. Особенно быстро росло производство чугуна (с 1886 по 1896 гг. его выплавка утроилась), добыча угля и нефти. Темпы роста легкой промышленности и машиностроения были меньшими. Однако запоздалый старт и слишком большое изначальное отста­вание России к 1861 г. не позволили ей догнать к сер. 90-х гг. передовые страны.

Высокие темпы, развития российской промышленности объяс­нялись технической помощью и примером «старых» стран, воз­можностью использовать иностранные капиталы, технику, техни­ческий персонал.

Усилению притока иностранного капитала в Россию способст­вовали дешевизна рабочей силы, наличие богатых природных ресурсов, постоянное повышение пошлин на ввоз товаров, прави­тельственная гарантия государственных займов и облигаций железных дорог. Все это обеспечивало ему высокие прибыли. Евро­пейский капитал вкладывался в основном в тяжелую промышленность. Отечественные предприниматели «облюбовали» легкую промышленность, приносившую более высокие прибыли.

С завершением промышленного переворота в стране сложи­лись реальные условия для индустриализации. Ее программа была создана к сер. 90-х гг. по инициативе министра финансов С. Ю. Витте и нацеливала на стабилизацию финансового положения и изыскание необходимых денежных ресурсов для модернизации экономики. Намеченные задачи предполагалось достичь за счет жесткой налоговой политики, увеличения косвенных налогов, введения государственной монополии на производство и продажу водки; введения твердой конвертируемой валюты - золотого рубля в ходе проведения финансовой реформы; развития банков­ского дела; широкого привлечения иностранного капитала.

Эти меры позволили направить значительные инвестиции на развитие приоритетных для государства отраслей промышленно­сти и обеспечить стабильно и долговременно высокий индустри­альный рост. Ведущим звеном в цепи российской индустриализа­ции явилось железнодорожное строительство, темпы развития которого впечатляющи. С 1893 по 1900 гг. в стране было построено 22 тыс. километров железных дорог, больше, чем за 20 пред­шествующих лет.

Железнодорожное строительство не только формировало со­временную инфраструктуру, без которой невозможно динамич­ное развитие экономики, но и стимулировало развитие промыш­ленности, создание новых рабочих мест, явилось своеобразным детонатором российского индустриального взрыва. За десятилетие 1891-1990 гг. промышленное производство в стране удвоилось. При этом производство средств производства утроилось и соста­вило 40% суммарного объема промышленной продукции. На предприятиях, создаваемых в Новых для России отраслях и в технически развитых регионах, вводились новейшие организаци­онные формы крупного капиталистического производства. В этих отраслях была изначально высокая концентрация производства и рабочей силы.

В ходе индустриализации произошли значительные сдвиги в размещении производительных сил страны. На Юге (Донбасс, Кривой Рог) возник новый центр металлургии, оттеснивший Урал. На базе добычи нефти и ее переработки вокруг Баку возник еще один новый промышленный район.

В целом к концу XIX в. был сделан огромный скачок в развитии тяжелой промышленности, происходили рост машиностроения, техническое перевооружение заводов, увеличился ввоз машин. С 1860 по 1896 гг. число машиностроительных заводов выросло в 5,5 раз.

Были осуществлены решающие шаги в превращении страны из аграрной в аграрно-индустриальную, но завершение процесса индустриализации тормозилось отсутствием достаточной матери­ально-технической базы и пережитками крепостничества. Кроме того, имея неограниченные возможности для развития вширь, освоения окраин империи, в структурном отношении российский капитализм развивался не так динамично, как того требовало положение догоняющей страны.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!