Индивидуальный жизненный путь человека

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Принято говорить о жизненном пути человека, о духовном мире человека, о цели и смысле его жизни, о судьбе человека и т.д. Понятие жизненного мира человека как бы обобщает все эти различные аспекты. Важно, что речь идет не об обществе, не о жизненном мире общества (об этом позднее), а об индивиде, отдельном человеке, его включенности в общественную жизнь, его функциях, отношениях с другими людьми и ценностях.

Человеком не рождаются, а становятся. Эта мысль стала уже обыденной. Человеческие качества не передаются по наследству, генетически, биологически (как у животных). На свет появляется не человек, а «кандидат в человека». Ребенок - это потенциальный человек. Ему предстоит стать человеком за счет освоения общечеловеческой культуры. Сложный путь от потенциального человека до личности предстоит пройти каждому в ходе процесса, который получил название социализации. Социализация - это передача обществом и освоение индивидом социального опыта человечества.

На этом пути можно выделить четыре этапа, четыре способа бытия индивида: потенциальный человек, человек, индивидуальность, личность.

Рассмотрим движение, переходы от этапа к этапу. Процесс идентификации - это превращение потенциального человека в реального человека по мере освоения общечеловеческого опыта. Два моста связывают поколения людей: генетическая программа наследственности, по которой передаются биологические качества от поколения к поколению; социальная программа наследования, по которой передаются социальные качества, социальный опыт.

Социальный опыт человечества включает в себя три системы ценностей:

а) знания, информационную культуру;

б) умения, операциональную культуру;

в) установки, мотивационную культуру.

Следовательно, в ходе первичной социализации (идентификации - от латин. иден - такой же) ребенок должен освоить знания, умения, навыки и социальные установки, убеждения, ценностные ориентации. Социализация осуществляется тремя педагогическими механизмами: через образование - передачу и освоение знаний, через обучение - передачу и освоение умений, через воспитание - передачу и освоение социальных установок.

Развитие индивида - это и есть единство образования, обучения и воспитания - три кардинальных процесса педагогической деятельности общества. Этим и определяется приоритетное значение педагогики в системе общества: она обеспечивает преемственность поколений, передачу социального опыта человечества от поколения к поколению.

В результате формируется человек, обладающий всеми общечеловеческими родовыми качествами.

Процесс индивидуализации - процесс превращения человека в индивидуальность, в социально-неповторимого, самобытного, специфического человека. Социально-психологические механизмы общества (уподобление, внушение, заражение, идентификация, подражание, мода, конформизм, убеждение;

их изучает новая наука «социальная психология») помогают человеку социализироваться, а обрести индивидуальность, самобытность, неповторимость, что составляет процесс становления индивидуальности - это задача и забота самого человека (не семьи, не школы, не общества).

Человеку предстоит самому индивидуализировать различные социальные механизмы уподобления другим. Среди них выделим хотя бы два: конформизм и моду.

Стать индивидуальностью можно за счет саморазвития, педагогической самодеятельности.

Следовательно, к развитию личности добавляется саморазвитие: самообразование, самообучение, самовоспитание. Собственная активность человека - гарантия формирования его как индивидуальности.

Процесс персонализации - превращение индивидуальности в личность, в субъекта общественной жизни, в субъекта истории, в деятеля. Это осуществляется за счет самодеятельности, о которой сказано выше: самодеятельность как внутренне мотивированная творческая деятельность. Действительно, в истории человечества работает закон трансформации деятельности в самодеятельность: художественная самодеятельность, самоуправление, научная самодеятельность, самолечение, педагогическая самодеятельность, спортивная самодеятельность и т.д. и т.п. -это будущее человечества.

В ходе персонализации формируется личность. Это предельное состояние человека. Далее следуют лишь дополнения к этому состоянию - выдающаяся личность, историческая личность, всесторонне развитая личность, гармонично развитая личность.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!