Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольника

В основе индивидуального развития ребенка лежат его природные особенности органов чувств, головного мозга, типа нервной деятельности.

Темперамент    -    это    совокупность    индивидуально-психологических    свойств, характеризующих   человека   со   стороны   его   динамических способностей, своеобразия проявлений психики (Р.С. Немов). Темперамент складывается из следующих компонентов:

1)   интенсивность и объем взаимодействия индивида со средой;

2)   внешнего поведения и реакций на возможные действия;

3)   моторики (быстроты и количества движений);

4)   речи (темпа, силы голоса);

5)   эмоциональность.

Физиологическую основу темперамента составляет тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения)

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшем - при засыпании, в процессе сна и бодрствования.

В раннем и дошкольном возрасте свойства темперамента проявляются в играх, бытовых процессах, в общении со взрослым и сверстниками.

Первый признак темперамента заключается в том, сколько и как ребенок кричит в течение суток, насколько интенсивны сосательные движения и насколько скоординированы первые спонтанные движения младенца.

Состав свойств темперамента возникает не сразу, а в определенной последовательности, которая обусловлена:

  • общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики;
  • созреванием эндокринного аппарата;
  • особенностями типа высшей нервной деятельности.

К специфическим возрастным особенностям нервной системы ребенка относятся:

-     слабость   нервной   системы   (быстрое   истощение,   пониженная   работоспособность, повышенная возбудимость и чувствительность).  Педагог должен оберегать нервную систему ребенка, определять допустимую силу стимула.

-     неуравновешенность  нервных  процессов  (малая  выносливость,  быстрое  утомление, охранительное торможение, когда ребенок перестает слышать взрослого, участвовать в деятельности, что говорит о перегрузке нервной системы и ребенку требуется отдых).

Слабость торможения выражается в нарушении запретов (импульсивность поведения); преждевременных реакциях (ребенок напоминает холерика).

- высокая чувствительность.

На основе слабости нервной системы характерными возрастными особенностями ребенка

1)   быстрое восстановление сил;

2)   ситуативность поведения ребенка;

3)   плохой перенос ограничений (во времени);

4)   быстрое забывание обид, огорчений, обещаний;

5)   неустойчивость привычек.

Темперамент ребенка характеризуется пластичностью, которую воспитатель должен учитывать и направлять деятельность детей, способствуя тренировке тех свойств нервной системы, которые необходимы.

Таким  образом, в дошкольном  возрасте может происходить следующие  изменения

-   изменение отдельных свойств;

- частичное изменение типа темперамента вследствие повышенной впечатлительности, склонности к подражанию; складывающихся черт личности.

Характеристика детей с разными типом темперамента.

САНГВИНИК

  1. Преобладание хорошего настроения, жизнерадостен.
  2. Активен, подвижен, с богатой живой мимикой, яркие положительные эмоции.
  3. Легко приспосабливается к новым условиям, коллективу, но настроения неустойчивы.
  4. Может руководить и подчиняться; бросая начатое дело, легко берется за новое; высокая работоспособность при наличии интереса к деятельности.
  5. Легко засыпает и просыпается, предпочитает шумные игры и двигательную активность.
  6. Чувствительность к стимулам понижена, поэтому не реагирует на тихие замечания.
  7. Речь громкая, энергичная, темп быстрый.

Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт: распыленность, разбросанность интересов.

Учет свойств темперамента сангвиника:

  1. Формирование устойчивых привязанностей и интересов.
  2. Требование доводить начатое дело до конца.
  3. Воспитание уважительного отношения к достоинствам других; умения считаться с их мнением.

ХОЛЕРИК

  1. Частая смена настроения. Эмоции имеют крайние проявления (рыдания, хохот).
  2. Бурная реакция на внешние раздражители, вспыльчивость, несдержанность.
  3. Большая активность и подвижность (просто бегает по группе).
  4. Трудности в переключении внимания; с дисциплиной; импульсивность.
  5. Нарушения правил поведения.
  6. Бурный протест на запреты взрослых; плохое засыпание и сон; не сдерживает чувство
  7. Речь быстрая, сбивчивая, непонятная.

Возможные     отрицательные     черты:     несдержанность,     резкость,     неуживчивость.

Учет свойств темперамента холерика

  1. Направление энергии на полезные дела, решение сложных заданий.
  2. Исключение перевозбуждения, реализация потребности в двигательной нагрузке.
  3. Систематический контроль за соблюдением правил, требований взрослого.

МЕЛАНХОЛИК

  1. Очень раним, долго помнит переживания и обиды, подвержен страх аи
  2. Повышенная чувствительность; чутко улавливает настроение других, сопереживает.
  3. Мимика и движения вялые.
  4. Нервная система быстро истощается, особенно в новой обстановке.
  5. Нуждается в длительном отдыхе и восстановлении сил.
  6. Не стремится к общению со сверстниками, предпочитает одиночные игры.
  7. Речь очень тихая, невыразительная.

Возможные    отрицательные    черты:    застенчивость,    замкнутость,    неуверенность, повышенная обидчивость.

Учет свойств темперамента меланхолика

  1. Повышенная теплота, доброжелательность, такт.
  2. Одобрение, поддержка положительных эмоций, уверенности ребенка
  3. Создание ситуаций успеха.
  4. Развитие активности, смелости.

ФЛЕГМАТИК

  1. Низкая эмоциональность, неявное выражение эмоций.
  2. Невыразительная бедная мимика.
  3. Высокая работоспособность;  высокая  концентрация  и тщательность  в  выполнении задании.
  4. Медлительность; навыки формируются крайне медленно, но очень устойчивы.
  5. Предпочитает спокойные одиночные игры; избегает двигательной нагрузки.
  6. Болезненное переживание изменений обстановки, плохо сходится с детьми.
  7. Легко засыпает, много спит.
  8. Речь медленная, негромкая, с длительными паузами.

Возможные отрицательные черты: безынициативность, апатия, вялость, лень.

Учет свойств темперамента флегматика:

  1. Тренировка процесса торможения.
  2. запас времени для выполнения задания.
  3. Спокойный ровный тон в общении с ребенком.
  4. Любая нагрузка дается на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!