Императорская власть в России в XVIII веке

11 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Важнейшим признаком абсолютизма является неограниченная власть монарха, отсутствие органа (или органов), который хотя бы формально ограничивал его полномочия. В России условия для воз­никновения абсолютной монархии сложились в конце XVII в., и царь Алексей Михайлович был уже таким неограниченным монархом. Но самодержавие XVII в. еще сохраняло внешние формы сословно-пред-ставительной монархии. Преобразования первой четверти XVIII в. не только законодательно закрепили абсолютизм, но и создали соответ­ствующую государственно-правовую систему.

Изменение характера власти монарха нашло свое выражение и в новом, императорском титуле, который в 1721 г. после успешного окон­чания Северной войны Сенат торжественно «поднес» Петру I. Нео­граниченность императорской власти была закреплена в ряде законо­дательных актов. Так, толкование к ст. 20 изданного в 1716 г. Пет­ром I Воинского артикула гласит: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианнейший государь по своей воле и благомнению управлять». Еще более опреде­ленно это выразил Духовный регламент: «Монархов власть есть са­модержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает».

Неограниченность императорской власти простиралась даже на время после его смерти. Изданный в 1722 г. Устав о наследии престо­ла ввел завещательный принцип престолонаследия и установил право царствующего императора определять будущего наследника престо­ла, не считаясь с традициями родства. Устав действовал до 1797 г., когда Павел I отменил его, установив, что престол должен отныне наследо­ваться по праву первородства по мужской линии. Женщины могли по­лучить право на российский престол только при пресечении мужского потомства императорского дома.

В XVIII в. изменились и теоретические обоснования монаршей вла­сти. Идея договора в интересах государства ради «общей пользы», «общего блага» становится ведущей в указах Петра I. Народ вручает монарху власть: «Согласно всехощем.дабыты, государь, к общей на­шей пользе владееши нами вечно». Но и монарх служит государству наравне с подданными, а высшая цель его деятельности - обеспече­ние прав всех граждан, правосудия и общественного порядка. Эти идеи всеобщего служения государству, пренебрежения личными интереса­ми ради его могущества лейтмотивом проходят не только через произ­ведения идеологов абсолютизма («Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и др.), но и через конкретную практику государственного строительства.

Укрепление абсолютизма продолжалось и при преемниках Петра I. Императору принадлежала законодательная и высшая административ­ная (исполнительная) власть в государстве. Император был последней высшей инстанцией в решении судебных дел. Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактическим главой русской церкви.

Абсолютная власть императора с наибольшим рвением защищала интересы того слоя, на который опиралась и поддержкой которого пользовалась, - дворянства. Дворянский характер монархии порож­дал, однако, опасность превращения императорской власти в послуш­ное орудие в руках различных дворянских группировок. Эта опасность не раз возникала в XVIII столетии. Начало было положено в 1730 г., когда «верховники» попытались подчинить своему влиянию Анну Иоан-новну. Речь по сути шла о том, чтобы заменить единоличную власть властью олигархической. Затем последовала эпоха дворцовых пере­воротов. В целом российское дворянство равнодушно взирало на свер­жение одного монарха и возведение гвардией на престол другого, бу­дучи уверенным в том, что кто бы ни находился на троне, интересы дворянства будут надежно защищены. На протяжении всего столетия дворянство неизменно видело в абсолютистско-монархическои власти наилучшую (из всех возможных) гарантию своему господствующему положению в обществе, а абсолютизм не давал ему серьезных пово­дов сомневаться в надежности существующей формы правления.

Утверждение абсолютизма в России было связано с радикальны­ми преобразованиями всей политической системы. Идеал рационального и справедливого государства, который вдохновлял Петра I, при­вел, однако, на практике к созданию полицейского государства по об­разцу западноевропейских абсолютистских монархий. При отсутствии институтов социального контроля государство не было связано ничем в ходе рационализации и модернизации, которые с неизбежностью при­обретали принудительный, навязанный характер реформ сверху.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!