Имиджелогия как наука, искусство и технология

27 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Имиджелогия представляет актуальную интегративную область знания, основной целью которой является представление человека или какого-либо объекта при­влекательным, интересным, значимым для окружающих через презентацию жизненно востребованных, позитив­ных личностных, профессиональных, деловых характери­стик. Положительный имидж всегда интересовал наших соотечественников — как людей бизнеса, так и представи­телей искусства. Вспомним имена С. Морозова, С. Ма­монтова, братьев П.М. и СМ. Третьяковых, К.С. Ста­ниславского, Вл.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтан­гова, Ф.И. Шаляпина и многих других.

Современная имиджелогия обращает особое внимание на возможность и необходимость управлять вниманием, чувствами, эмоциями окружающих людей, используя конкретный инструментарий и психотехнологии. Явля­ясь комплексной наукой, включающей человековедчес-кие, психологические, педагогические, управленческие, эстетические, этические знания и практики, имиджело­гия одновременно предостерегает от манипулирования общественным сознанием, показывает дезориентирую­щие возможности имиджа, который может стать сред­ством обмана в руках недобросовестных или некомпе­тентных псевдоимиджмейкеров.

В своей практической деятельности специалисты в области имиджелогии исходят из того, что восприятие объектов окружающего мира во многом определяется тем, что делает и говорит тот или иной социальный ин­ститут и даже отдельный человек. Имидж специалиста организации можно направленно формировать, уточ­нять и переделывать с помощью модификации деятель­ности, поступков и заявлений отдельного социального субъекта. Осознавая возможность использования имидж-технологий в неблаговидных целях формирования псев­достереотипов и псевдообразов, общество позаботилось о профессиональной этике специалистов PR, менедже­ров, журналистов, создав специальные кодексы, требую­щие от всех, кто занимается созданием имиджа, служить общественному благу, осознавать свою ответственность перед людьми.

Целостное освоение теории и практики имиджело-гии невозможно без знания основ современного челове­коведения, которое является комплексной наукой, изу­чающей биопсихосоциокосмическую природу человека как интегрального существа. Природно-биологические характеристики составляют основу психологической специфики человека. В совокупности они во многом предопределяют социальный базис личности — профес­сию, образование, карьеру, семью и т.д. Космическая со­ставляющая указывает на единение и взаимозависи­мость человека не только с социокультурным миром, но и с миром природы. Отсюда формулируется важный ми­ровоззренческий принцип, который распространяется и на образ человека, организации, предмета: имидж не должен нарушать гармонию окружающей среды. Он со­здается человеком для других людей, чтобы предстать перед ними в самом привлекательном виде. Только идея гуманизма, заложенная в форме и содержании имиджа, позволит успешно реализовать данный принцип в тео­ретической и практической деятельности.

В психологии имидж изучается достаточно давно. Под ним понимается сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашен­ный образ кого-либо или чего-либо. Взаимоотношения человека с миром реализуются посредством чувствен­ных и умственных образов, мотиваций, процессов общения, предметных действий, установок, эмоциональных состояний. Различные психические компоненты пове­дения человека образуют достаточно устойчивую струк­туру, представляющую психический склад личности: способности, характер, темперамент, ценностные ори­ентации, самооценки, индивидуальный стиль мышле­ния и др. Исходя из этого, имидж отражает социальные ожидания определенных групп, поэтому его наличие может обеспечить человеку успех в деловой, политичес­кой или иной деятельности.

Эстетика, изучающая чувственную сферу мира и че­ловека, особое внимание придает форме и содержанию художественного образа, который представляет преобра­женную действительность и передает окружающим ин­формацию, чувства создателя и носителя этого образа. Образ в эстетике отражает те или иные явления, стороны действительности и несет в себе целостно-духовное со­держание, в котором органически слиты эмоциональное и интеллектуальное отношение его носителя к миру.

Важнейшей стороной жизнедеятельности человека, специфическим фактором социальной жизни является этика, которая выясняет место морали в системе челове­ческих отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру, теоретически обосновывает ее системы. Нрав­ственные критерии поведения человека в различных профессиональных, бытовых ситуациях, общечелове­ческие нормы морали, нравственные авторитеты, соот­ношение мотива и деяния в оценке поступка, нравствен­ный кодекс представителя определенной профессии — бизнесмена, социального работника, журналиста — ос­таются актуальной проблемой.

В настоящее время знание имиджелогии широко во­стребовано в нашей стране во многих отраслях социо­культурной сферы: политике, экономике, образовании, культуре, здравоохранении, предпринимательстве. Ис­следователь В.М. Шепель полагает, что имиджелогия представляет общеобразовательную дисциплину, важную составляющую воспитанности современной лично­сти. Она является необходимым компонентом профес­сиональной компетентности специалистов самого раз­ного профиля; кроме того, она позволяет человеку по­стоянно внутренне самосовершенствоваться, преодоле­вая нежелательные качества, например, природную застен­чивость, медлительность, некоммуникабельность.

Включение социокультурной сферы в современную мировую и отечественную рыночную экономику требу­ет от менеджеров и специалистов в сферах сервиса и ту­ризма, шоу-бизнеса и досуга, музейной, библиотечной, театральной деятельности, киноиндустрии необходи­мых теоретических и практических знаний по имидже-логии, позволяющих сформировать позитивный корпо­ративный и личностный имидж, востребованный на рынке товаров, услуг, образования.

Однако имиджелогия представляет не только научно-теоретическое знание. Ее уникальность состоит в том, что она по своей сути является искусством, потому что созда­ние имиджа — это творческий процесс, объединяющий результаты работы многих специалистов: лингвистов, пе­дагогов, психологов, модельеров, визажистов, парикма­херов, стилистов, парфюмеров и др. В результате их со­вместных усилий рождается образ, способный завоевать сердца многих людей.

Вспомним главную героиню известного произведе­ния английского писателя Д.Б. Шоу «Пигмалион» (1913 г.). Профессор языкознания, специализирующийся в облас­ти орфоэпии, изучающей нормативное литературное произношение, с помощью своего друга за относительно непродолжительный по времени период из молодень­кой уличной цветочницы, необразованной и неопрят­ной, создает настоящую леди. Главный герой сумел пре­одолеть колоссальное сопротивление девушки, сделать ее своей союзницей, показав иной, ранее недоступный мир истинной культуры, общечеловеческих ценностей. Опираясь на отменные природные задатки, он научил девушку изысканным манерам, правильному произноше­нию, сформировал умение общаться с представителями разных социальных групп, со вкусом одеваться, причесы­ваться, выработал правильную походку и осанку. Одно­временно шел процесс социализации — формировались ее мировоззрение, мышление, расширялся кругозор.

Положительный имидж, созданный благодаря боль­шим усилиям многих специалистов, является вашим са­мым красивым портретом, который вы демонстрируете окружающим. «Образ должен работать на вас, а не про­тив вас», — утверждает Дж. Джеймс в книге «Эффектив­ный самомаркетинг. Искусство создания положительно­го образа».

Следует согласиться с тем, что имиджелогия являет­ся одновременно и технологией формирования образа, представляющей совокупность:

1) процессов, составляющих единый цикл;

2) необходимых для создания позитивного имиджа операций, объединенных в процессы.

Следовательно, элементами технологии являются цикл, процесс, операция. При разработке психосоциальной тех­нологии учитываются следующие принципы: оптималь­ность, ритмичность, дополнительность, целостность, открытость, вариативность.

Выдающийся французский мыслитель, ученый и пи­сатель XVIIв. Блез Паскаль полагал, что существуют два способа воздействия на окружающих: «способ убеж­дать» и «способ понравиться», последний он считал бо­лее результативным. Прагматическое назначение имид-желогии состоит в освоении и применении на практи­ке технологии привлекательности, технологии убежде­ния, технологии успеха.

Таким образом, имиджелогия как научная область знания, искусство и технология построения позитивно­го образа человека или организации возникает на опре­деленном этапе исторического развития, когда появляется потребность у руководителя, специалиста, сотруд­ника самореализоваться, быть востребованным в обще­стве, фирме, организации, сделать успешную карьеру.

В отличие от таких гуманитарных наук, как филосо­фия, эстетика, социология, этика, акмеология, культу­рология, объектом и основной ценностью имиджелогии является не абстрактный человек вообще, а конкретный руководитель-лидер, политик, бизнесмен, менеджер, специалист в социокультурной сфере.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!