Имидж музея и библиотеки

27 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Формирование имиджа музея в настоящее время яв­ляется социальной необходимостью, результатом созна­тельной работы [20]. Позитивный корпоративный имидж музея будет работать на своего носителя без приложения особых усщцгй с его стороны. Оживляя имеющиеся в нем предиспозиции, образ музея должен пройти через фильт­ры недоверия, невнимания, характерные для массового сознания. При его создании следует опираться на модели, апробированные человеком и обществом в культуре.

Часто имидж выстраивается в условиях не очень бла­гоприятных, поэтому формировать его следует так, что­бы добиться однозначных и необходимых внутренних и внешних реакций. Если раньше имидж любой организа­ции, в том числе и музея, задавался прежде всего идео­логическими источниками и установками, то в настоя­щее время выстраивание корпоративного образа пред­ставляет сознательный творческий процесс, отражающий:

- возможности;

- способности;

- ценностные ориентации;

- профессиональную компетентность;

- мобильность;

- информированность всех без исключения сотруд­ников и руководителей.

Основополагающие элементы общества, в том числе и человек, существуют не только в реальном, но и в сим­волическом мире. Как феномен символического мира имидж музея задает сущностные характеристики чело­века или организации в концентрированной форме. В определении «музей - знак культуры» реальные и сим­волические формы совмещаются.

Правомерно исследовать имидж музея любого типа как корпоративный или организационный, сформиро­ванный в общественном сознании и позволяющий ре­шать его современные проблемы без больших экономи­ческих затрат и прежде всего на коммуникативном уров­не. Действительно, вся информация, связанная с музе­ем, создает ему определенную имидж-репутацию, кото­рая позволяет эффективно проводить текущую работу и решать перспективные задачи. Отсюда к любой инфор­мации о музее следует относиться очень ответственно.

Имидж музея проявляется в наиболее оригинальной, запоминающейся подаче сообщения в средствах массо­вой коммуникации, программе мероприятия, буклете и т.д. Событийная коммуникация, насыщенная информа­цией, также привлекает к себе внимание и конструирует имидж. Известность - это качество, необходимое для продвижения и реализации. Пресса, радио, телевидение приносят славу часто на пустом месте, открывают или губят таланты, они могут, как полагал П.А. Сорокин, «преобразовывать» средние способности в гениальные или «задушить истинного гения». Даже незначительный поток негативной информации может представлять уг­розу позитивному имиджу, который создается десятиле­тиями, а люжет быть разрушен в короткий срок.

Не менее важен оценочный уровень имиджа музея, который существует потому, что любая информация о музее сопровождается эмоциями и оценками, обладаю­щими различной интенсивностью, направленностью, позитивностью или негативностью. Значительную роль в оценке имиджа музея играют прошлый опыт, ценностные ориентации, общепринятые нормы, традиции, прин­ципы. Безусловно, общей целью работников музея явля­ется формирование позитивного имиджа, который по­вышает его востребованность в современном обществе, включенность в современное образовательное и куль­турное пространство, конкурентоспособность в сравне­нии с другими формами просвещения и досуга.

Имидж конкретного музея - краеведческого, лите­ратурного, художественного, этнографического - опре­деляется уникальным аксиологическим уровнем, отра­жающим содержание, направленность, перспективность его работы. Вместе с тем он должен ориентироваться и на ценностный мир современного человека, прежде всего семью, историческую память, патриотизм, его при­роду, здоровье, досуг. Очеловечивание любой организа­ции, в том числе и музея, приближение его к реальному человеку есть стратегия близости, диалога, взаимопони­мания.

Эстетика музея связана в первую очередь с его чув­ственным воздействием на человека. Имидж музея дол­жен быть эстетически привлекательным, гармоничным, концентрированным, а цветовое оформление - инфор­мационным. Эстетический уровень имиджа музея пред­ставлен такими важными качествами, как ритмичность, ассоциативность, содержательно-значимые признаки, суггестивные характеристики. Ритм является важней­шей характеристикой сообщения, вызывает определен­ные ассоциации, которые обращены к чувственному миру человека, создают то или иное настроение. Суще­ствует даже специальная шкала, определяющая, какое настроение вызывает у человека тот или иной цвет. На­пример:

- красный цвет проявляет скрытое возбуждение, аг­рессию;

- синий и голубой - уверенность;

- белый - чистоту;

- зеленый - спокойствие;

- коричневый, серый, черный - депрессию;

- фиолетовый - тревогу;

- желтый - поиск, радость, надежду.

Удачно, по нашему мнению, была выбрана эмблема научно-практической конференции «Музейная педаго­гика: Музей в системе непрерывного образования» [20], изображающая пресловутого Тяни-толкая и соответ­ственно отражающая специфику ее проблемного поля. Наконец, суггестивная характеристика определяет, на­сколько знак, символ, текст, словосочетание побуждают человека к позитивному действию, к поступку, в данном случае - к общению с музеем не от случая к случаю, а на постоянной основе.

Внутренний уровень имиджа музея выявляет мнение сотрудников о своем музее, которое они выносят во внешний мир, а также руководителей, представляющих организацию во внешних сферах. К основным детер­минантам внутреннего уровня имиджа музея относятся следующие:

- личностная культура музейного персонала;

- социально-психологический климат в коллективе;

- традиции и инновации музея как социокультурной организации.

Значимость личностного и корпоративного имид­жа постоянно возрастает в связи усилением воздей­ствия многочисленных, порой противоречивых ин­формационных потоков. Человеку приходится обра­батывать все большее количество информации. По­этому имидж, как картина-символ, заменяет сложную структуру, становится важной составляющей деятель­ности любого человека и организации, влияет на их финансовое состояние, положение в реальном и вир­туальном пространстве.

В настоящее время наблюдаются определенные из­менения в отношении общественности к музейной сис­теме. Представляя результат сознательной, последова­тельной и кропотливой работы, имидж музея повышает социальную значимость данной культурно-просвети­тельской организации в том случае, если является:

- современным;

- нацеленным на перспективное развитие;

- целостным, имеющим согласованный характер;

- постоянно эволюционирующим;

- отражающим требования элитарного и массового сознания.

Библиотека - компонент культурно-образовательно­го пространства современного общества, она привлекает наиболее активную часть населения, осуществляя куль­турно-образовательные, информационные, посредничес­кие функции между населением и властными структура­ми. Как любая социальная организация, библиотека одно­временно является носителем трех параллельных имид­жей: идеального, зеркального, реального.

В настоящее время возросла роль библиотеки и биб­лиотекаря, который должен соответствовать образу доб­рожелательного, приятного в общении, опрятного, хо­рошо информированного советника, наставника, педа­гога, психолога, консультанта широкого профиля. В сети Интернет представлены информационные ресурсы различных библиотек. В последнее десятилетие активно проводятся международные форумы библиотечных ра­ботников.

Особое внимание обращается на визуальный имидж библиотеки и библиотекаря. Заведующая библиотекой № 22 г. Саратова Е.А. Федорова, проходившая повыше­ние квалификации в Институте дополнительного про­фессионального образования СГУ им. Н.Г. Чернышев­ского в 2003/04 учебном году по программе «Библиотека в системе образовательных комплексов», провела анке­тирование студентов 1-3 курсов С ГУ, будущих полито­логов и экономистов, с целью определения критериев выбора библиотеки читателями. Результаты анализа ан­кет таковы:

- более 50% посещают библиотеку по необходимо­сти и лишь небольшая часть обучающихся делает это по собственной инициативе;

- 35% отдают в выборе библиотеки предпочтение ее фонду;

- 30% отдают предпочтение ее расположению, бли­зости к дому;

- 30% отдают предпочтение приветливости библио­течных работников, в частности, манере общения, свободному владению информацией;

- около 50% указали на значимость при выборе всех моментов.

О результативности работы библиотеки судят по со­впадению:

- направленности зеркального и реального образов в сторону идеального;

- зеркального образа в представлении руководства и персонала;

- зеркального и реального образов, т.е. о единстве мнений читателей и библиотекарей о комфортно­сти и качестве обслуживания;

- реального образа с тем, который стремится фор­мировать библиотека и который она подтверждает своей повседневной деятельностью [42, с. 273- 274].

В Саратовской области проводится спектр меропри­ятий по формированию привлекательного имиджа биб­лиотеки:

- семинар в Новоузенском и Ровенском районах «Имидж библиотеки и библиотекаря»;

- организация творческой лаборатории «Сельские библиотеки: поиск собственного облика» в Краснокутском районе;

- конкурсы профессионального мастерства и на луч­шую рекламу в Вольском и Красноармейском райо­нах.

Центральная библиотека Балаковского района полу­чила грант Института «Открытое общество» на реализа­цию проекта «Уверенный библиотекарь». Регулярно про­водятся социологические исследования, позволяющие определить приоритетные направления формирования имиджа библиотеки: анкетирование «Библиотека глаза­ми читателя» в Ершовском районе, «Как вы оцениваете работу библиотекаря?» в Аткарском районе, День чита­тельской критики в Самойловском районе [4, с. 47-57].

Имидж библиотеки в сравнении с другими учрежде­ниями культурной сферы имеет свои особенности:

1) комплектация библиотечного фонда;

2) профессиональная компетентность сотрудников библиотек в работе с посетителями;

3) визуальный образ здания библиотеки, библио­течных залов и библиотекарей;.

4) выполнение библиотекой многочисленных спе­цифических функций, в том числе информаци­онных, образовательных, развивающих, досуго-вых, воспитательных;

5) библиотека успешно работает в тесном контакте с учебно-образовательными, культурными, досуго-выми организациями на партнерской основе;

6) посетителем библиотечных читальных залов, або­немента, библиотечных мероприятий может стать каждый человек независимо от возраста, образования, национальности, пола. Главное требова­ние для каждого читателя - соблюдение основ­ных правил посещения библиотеки.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!