Имидж как понятие. Составляющие имиджа

27 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Слово имидж достаточно прочно вошло в разговор­ный язык, часто используется в средствах массовой ин­формации. Понятие «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означаю­щего «имитировать».

Имидж — неповторимые образы-представления о кон­кретных объектах, которые выделяют, создают впечатле­ние их радикального отличия от других, наделяют допол­нительными ценностями. Имидж есть единство представ­ления и эмоционального восприятия объекта, обеспечива­ющее узнаваемость, позиционирование, формирование особого мнения и отношения к нему [14, с. 204].

Имидж близок по значению таким понятиям, как об­раз, престиж, авторитет, рейтинг, репутация. Еще антич­ные мыслители выделили проблему несовпадения ре­ального поведения человека и его сущности, какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответ­ственности. Одним из первых к содержанию имиджа об­ращается итальянский общественный деятель, полити­ческий мыслитель Н. Макиавелли в известном трактате «Государь» (1532 г.), подчеркивая необходимость уметь обозревать себя со стороны, представляя окружающим свои положительные сильные стороны: «Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохра­нять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимым».

Одним из первых отечественных разработчиков имид­желогии считается Б.Н. Хатунцев, который в книге «О природе власти. Опыт исследования социально-психоло­гических основ власти» (1925 г.) утверждал, что эффек­тивность власти основана на личном обаянии и обще­ственном мнении. Американский экономист А. Болду-инг (советник Дж. Рокфеллера) в 60-е годы XXв. исполь­зовал понятие «имидж» и обосновал полезность его для делового успеха. В известном словаре Уэбстера (1961 г.) имидж определен как искусственная имитация или пре­поднесение внешней формы какого-либо объекта — то­вара, института, организации или человека, целенаправ­ленно формирующейся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы, пропаганды.

В 70-е годы XXв. слово «имидж» появляется в со­ветской публицистике, но используется чаще в нега­тивном плане. Терминологический анализ изданий справочной литературы позволяет сделать вывод, что понятие «имидж» входит в активный лексикон только в конце 80-х годов XXв. Переход к современной интер­претации имиджа в отечественной науке связан прежде всего с именами В.М. Шепеля, А.Ю. Панасюка, ГГ. Почепцова, Ф.А. Кузина.

Имидж изучается различными науками, в том числе психологией, социальной психологией, социологией, специалистами по вопросам паблик рилейшнз, которые подходят к его анализу прагматически, руководствуясь своими специальными задачами. Для них имидж — та­кой же объект обследования, каким для врачей является организм человека, потому что для его формирования, рекламирования необходимо выяснить структуру, силь­ные и слабые стороны, трудности и противоречия.

В настоящее время «имидж» является основным по­нятием науки имиджелогии, оно близко понятию персо­нификации, но включает не только естественные свой­ства личности, но и специально выработанные, свиде­тельствует как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Многие отечественные исследователи большое значение в созда­нии позитивного имиджа придают паблик рилейшнз, что, конечно, не исключает и другие технологии.

Анализируя и систематизируя многочисленные оп­ределения понятия имиджа, можно, по нашему мнению, взять за основу следующее: имидж — это определенный образ, который личность, его Я представляет окружаю­щим, своего рода форма самопрезентации, при которой подчеркиваются сильные стороны и скрываются недо­статки. Имидж заключает в себе представление, впечат­ление о некой реальности, но не саму реальность.

Как уже отмечалось, для позитивного имиджа важен внешний облик человека, в котором, безусловно, отра­жается его индивидуальность, объединяются природные и личностные особенности, в частности:

- биотип;

- конституция, морфологические и функциональ-ные'особенности организма человека, сложившие­ся на основе наследственных и приобретенных свойств, выражается в определенных формах те­лосложения и других признаках;

- темперамент, характеризующий человека со сто­роны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний; основными компонентами темперамента являются общая ак­тивность, моторика и эмоциональность;

- экстравертность, представляющая психологичес­кую характеристику личности, направленной на внешний мир и деятельность в нем;

- интровертностъ, служащая психологической ха­рактеристикой личности, преимущественно на­правленной на внутренний мир мыслей, пережи­ваний, на субъективный мир;

- невротизм, определяющий состояние человека, ха­рактеризующееся эмоциональной неустойчивос­тью, тревогой, низким самоуважением, вегетатив­ными расстройствами;

- интеллект, определяющий способность мышле­ния, рационального познания человеком действи­тельности;

м задатки и способности;

и интересы и потребности;

и мировоззрение и мировосприятие;

- чувства человека и его моральные качества.

Большое значение исследователи придают и таким социально-демографическим характеристикам человека, как пол, возраст, размер и состав семьи, место рождения, направление мобильности родительской семьи.

Следует особо подчеркнуть, что индивидуальность человека проявляется в его внешнем облике бессозна­тельно или в результате формирования определенного имиджа через манеру общаться, двигаться, жестикули­ровать, говорить, реагировать на явления внешней сре­ды: события, слова, поступки окружающих людей.

Отсюда следует, что позитивный, эмоционально ок­рашенный образ специалиста свидетельствует не только об общей и деловой культуре носителя, но и представля­ет существенную личностно-профессиональную, прак­сиологическую характеристику, которая служит основой конкурентоспособности, нацеленности на карьеру, важ­ной предпосылкой успешной деятельности в социокуль­турной сфере. Некоторые исследователи имиджа, в част­ности А.С. Милевич, рассматривают его как механизм социальной адаптации личности, позволяющий конкрет­ному человеку или небольшой социальной группе в об­ществе с рыночной экономикой успешно приспосо­биться к изменяющимся условиям [29].

Мы считаем, что сформированный имидж не только помогает самоопределению человека в обществе, но и отражает социальный опыт, указывает возможные перс­пективы индивидуального адаптационного процесса. Отсюда корректно рассматривать имидж как важное средство идентификации личности в конкретной, в дан­ном случае социокультурной, сфере. Особенно это акту­ально в настоящее время, когда происходит утрата соци­альной идентификации личности с прежними структу­рами, ценностями, нормами. «Социальная идентифика­ция личности в нестабильном, кризисном обществе, — считает В.А. Ядов, — испытывает неожиданные непри­вычные воздействия... Происходит сдвиг от прозрачной ясности социальных идентификаций советского типа... к групповым солидарностям, где решительно все амби­валентно, неустойчиво, лишено какого бы то ни было определенного вектора».

Процесс идентификации личности специалиста влияет на изменение социальной идентичности, которая включа­ет совокупность представлений и социальных установок (аттитюдов), отражающих оценку работником своих воз­можностей активного или пассивного приспособления к существующим социальным условиям, восходящей или нисходящей мобильности, а также возможности стабили­зировать свою ситуацию в этих условиях. Идентичность фиксирует не только настоящее место человека в социокультурном пространстве, но и будущее профессиональ­ное, карьерное перемещение человека в нем.

Существует, на наш взгляд, тесная взаимосвязь меж­ду имиджем и социальным и личным статусами человека. Если социальный статус фиксирует положение человека в обществе, которое он занимает как представитель кон­кретной профессии, страны, нации, пола, религии, воз­раста, то личный статус фиксирует положение человека в конкретной организации, зависящее от оценки и вос­приятия его сотрудниками в тесной взаимосвязи с его личными качествами. Профессионально-личностный имидж специалиста является важной составляющей и од­новременно предпосылкой достигаемого статуса — места в иерархической лестнице, в профессиональной дея­тельности, должности, которых он достигает своими собственными усилиями.

Специалистам предприятий и организаций социо­культурной сферы — туристической фирмы, ресторана, кафе, гостиницы, музея, клуба — приходится играть мно­жество социальных ролей, осуществлять функции, пред­полагающие определенные права и обязанности. «Соци­альная роль, — пишет И.С. Кон, — это нечто безличное, не связанное ни с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, зани­мающего определенное место в социальной системе» [15, с. 5]. Социальная роль связана с конкретной социальной позицией, занимаемой человеком, и конкретным спосо­бом поведения, который обязателен для всех специалис­тов, выполняющих подобные роли. Однако каждый чело­век играет свою собственную социальную роль, реализует обязательную модель поведения по-разному, исходя из своих индивидуальных особенностей, в частности харак­тера, темперамента, стиля мышления и т.д.

Отсюда можно сделать вывод о существовании взаи­мосвязи между профессионально-личностным имиджем и спецификой исполнения социальной роли конкрет­ным специалистом. По-нашему мнению, имидж представляет некий зримый образ социальной роли, благодаря которому социальная роль воспринимается и оценива­ется как идентичность конкретного специалиста.

Актуальной проблемой современной имиджелогии является выделение и характеристика основных состав­ляющих имиджа. Ряд авторов [39, с. 106—109] в качестве наиболее важных слагаемых профессионально-личност­ного имиджа предлагают следующие:

1. Профессионализм и компетентность

Действительно, без достижения необходимого уров­ня профессионализма и компетентности невозможно сформировать позитивный образ специалиста социо­культурной сферы. Хотелось бы особо отметить, что со­вершенствование качества и увеличение количества зна­ний достигается как в институтах повышения квалифи­кации, так и путем самообразования, причем процесс этот имеет непрерывный характер.

2. Нравственная надежность

Соблюдение этики деловых отношений, уверенность в нравственной надежности делового партнера чрезвы­чайно важны в социокультурной сфере, потому что в ней придается значение и форме, и содержанию взаимоот­ношений [7, с. 7—9]. Особо высокие требования к нрав­ственной культуре специалистов возникают при выходе на мировой рынок товаров и услуг, в том числе в сферах образования и досуга. >.

3. Гуманитарная образованность

Гуманитарная развитость, как считал Ф.М. Достоев­ский, облегчает человеку успешное освоение любой профессии. На эту мысль следует обратить особое вни­мание. Не только профессиональные знания и навыки необходимы специалисту для качественного выполне­ния своих служебных обязанностей. Широкие познания в области мировой культуры, освоение общечеловеческих ценностей, таких, как духовность, здоровье, эколо­гическая безопасность, социальная защищенность, по­зволят специалисту ответственно относиться к своим обязанностям, исходить из принципа «Нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь».

4. Коммуникативная привлекательность

Основными факторами, способствующими комму­никативной привлекательности специалиста, являются конструктивная поведенческая стратегия, эффективная поведенческая техника и обоснованная поведенческая тактика. Правильно выбранный стиль поведения как ру­ководителя, так и специалиста — стимул поведения ок­ружающих. Общение как процесс взаимосвязи и взаи­модействия человека с человеком, группой, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опы­том, способностями, умениями и навыками, имеет свою стратегию и тактику. Различают следующие формы об­щения:

- интерактивное (общение при совместных дей­ствиях);

- коммуникативное (обмен информацией);

- перцептивное (неречевое с использованием позы, жеста).

5. Использование психологических техник

Объектом изучения психотехнологии как науки яв­ляется психика человека, которая рассматривается в ка­честве динамической системы, обеспечивающей взаи­модействие человека с окружающей средой. Специалис­ту приходится использовать систему практических дей­ствий при управленческом общении для достижения своих целей. Исследователи давно указывали на роль стереотипов во влиянии на общественное мнение. Так, читатель не просто узнает новости, а новости с элемен­тами внушения, которое подсказывает ему, как они должны быть восприняты. Или клиент какой-либо фирмы читает проспект, сообщение, но не такое объективное, как факт, а стереотипизированное в соответствии с оп­ределенным образом его поведения для корпорации.

Для более определенного и насыщенного понимания имиджа как системы исследователи используют понятие «компонент», формирующий имидж. Э. Сэмпсон выде­ляет пять компонентов, формирующих профессиональ­ный имидж человека: 1) компетентность; 2) уверен­ность; 3) доверие; 4) постоянство; 5) контроль.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!