ие философии к другим областям в понимании Г. В.Ф. Гегеля

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение             3
Отношение философии к другим областям в понимании  Г. В.Ф. Гегеля 4
Выводы            10
Литература            11
Приложение           12

Введение

В философской науке значительное место занимает вопрос об отношении философии к другим областям общественного знания: религии, мифологии, истории и пр..
Среди философов, занимавшихся данной проблемой, мы выделили представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831 гг.). Им была создана система предельно рационального объективного идеализма, или, по его собственному определению, «абсолютный идеализм». Свои взгляды он изложил в ряде крупных произведений: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др. Среди наиболее почитаемых им мыслителей были Платон, Гердер, Монтескье, Руссо. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания - диалектику, логику и гносеологию, историю и право, философию истории. Характеризуя место и роль немецкого мыслителя в истории философии, Ф.Энгельс отмечал, что основная заслуга Гегеля состоит в том, что он «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...». Главное в его творчестве - диалектика как теория развития всего сущего и метод (способ) философского мышления и познания объективной действительности.

Отношение философии к другим областям в понимании  Г. В.Ф. Гегеля

В работе «Отношение философии к другим областям» Ф. Гегель определяет место философии среди религии и научного мировоззрения.
С позиции Ф.Гегеля, философия – мир мыслей и она не может вмешиваться в развитие общества и государства, поскольку мысли и жизнь – совершенно разные вещи. Возникновение философии связывается Гегелем с падение какого-либо общества, то есть философская система свидетельствует о скором крушении породившей ее социальной системы: «…ионийская философия появилась одновременно с падением ионийских государств в Малой Азии. Сократ и Платон уже не находили удовольствия в афинской государственной жизни, которая переживает в их время процесс разложения. Платон стремился создать лучшее государство у Дионисия; таким образом, в Афинах вместе с падением афинского народа наступает время пробуждения философии. В Риме философия распространилась лишь после гибели подлинно римской жизни, республики, под деспотизмом римских императоров; она распространилась в эпоху бедствия мира и гибели политической жизни, когда прежняя религиозная жизнь зашаталась и все разлагалось, было охвачено стремлением к новому. С гибелью Римской империи, которая была такой великой, богатой и великолепной, но внутренне мёртвой, связана высочайшая ступень развития древней философии, достигнутая в лице неоплатоновских философов в Александрии» (2, с. 111)
Соответственно, по Гегелю, философия отражает дух своей эпохи, она черпает мысли из современного ей времени. По своей форме она выше своего времени – поскольку является как бы квинтэссенцией всех мыслей эпохи, но по содержанию, она тождественна времени. В связи с этим философия тесно связана с искусством и религией, однако она им не тождественна. Гегель говорит, что рассмотрение философии в связи с искусством проблематично в том плане, что тогда от философии будет очень трудно отличить философемы мифологии, то есть зачатков философии.
Философ отмечает, что философия – венец мысли и знания, а мифология, религия, наука – ее зачатки. «Формы мысли и, далее, точки зрения и основоположения, обладающие значимостью в науках и составляющие последнюю опору их остального содержания, не являются, однако, их своеобразным достоянием, а вообще общи им с духовной культурой данной эпохи и данного народа. Духовная культура состоит вообще в всеобщих представлениях и целях, в совокупности определенных духовных сил, управляющих сознанием и жизнью» (2, с. 113). Выражением этой духовной культуры является именно философия, а не наука. Наука слишком предметна и конкретна, а философия дает знание обо всем. Тем не менее, наука и философия схожи тем, что они полностью самостоятельны в познании.
По мнению Гегеля, философия возникает только тогда, когда народ готов к философствованию, то есть, создана определенная экономическая основа для развития общества, поскольку «философию можно поэтому назвать чем-то вроде роскоши постольку, поскольку именно «роскошь» обозначает те удовольствия и занятия, которые не входят в область внешней необходимости как таковой. Философия в этом отношении кажется во всяком случае чем-то, без чего можно обойтись, но весь вопрос в том, что мы называем необходимым. Со стороны духа мы можем философию признать как раз более всего необходимой» (2, с. 109).
Ф. Гегель связывает начало философии с определенным историческим этапом, а также развитием абсолютной идеи. По мнению философа, именно в античности зародилась философия, именно в это время абсолютная идея начала свое собственное познание. Гегель пишет: «Философия выступает, следовательно, в эпоху, когда дух народа уже освободился как от состояния безразличного прозябания первобытной естественной жизни, так и от точки зрения страстной заинтересованности, так что эта направленность на единичное изжила себя. Но подобно тому как дух выходит за пределы своего природного образа, так он переходит и от своей реальной нравственности и силы жизни к рефлектированию и пониманию. Следствием такого перехода является то, что он подвергает нападкам этот субстанциальный способ существования, эту нравственность, эту веру и расшатывает ее, благодаря чему наступает период порчи нравов. Дальнейший ход развития состоит в том, что мысль сосредоточивается в себе. Можно сказать, что там, где народ выходит вообще из пределов своей конкретной жизни, где возникает разделение и различие сословий и народ идет навстречу своей гибели, там, где наступает разрыв между внутренним стремлением и внешней действительностью, где прежняя форма религии и т. д. уже больше не удовлетворяет, где дух высказывает равнодушие ко всему живому существованию или пребывает в нем неудовлетворенным и нравственная жизнь разлагается, — лишь там философствуют. Именно в такие эпохи дух ищет прибежища в области мысли, чтобы в противовес действительному миру создать себе царство мысли, и философия есть примирение, которое сама мысль приносит с собою после начатой ею порчи реального мира» (2, с. 110).
Кроме того, Гегель связывает развитие философии с разделение общества на классы и появлением неравенства. По мнению философа, общественное разделение приносит вред человечеству, однако появление именно философии приводит к тому, что это напряжение в обществе снимается.
Религия, по мнению Ф.Гегеля лишена самостоятельности, но зато по своему содержанию она родственна философии. Дело в том, что по Гегелю, предметом религии является бесконечное, она не зацикливается на предметах как наука: «С искусством и, главным образом, с религией философия имеет то общее, что ее содержанием служат совершенно всеобщие предметы. Искусство и религия суть те формы, в которых высшая идея существует для нефилософского, для чувствующего, созерцающего, представляющего сознания. Так как по времени, в последовательности хода развития, религия появляется раньше философии, то мы должны указать на это обстоятельство, и оно должно служить нам отправным пунктом, исходя из которого мы определим, где начинается история философии, так как мы должны именно показать, насколько религиозный элемент должен быть исключен из нее и что история философии не должна начинать с него» (2, с. 117).
Гегель говорит, что в религии каждый народ выразил свои представления о субстанции, природе, духе, вселенной, а также свое отношение к ним. По мнению Гегеля мы должны признавать «разумными» как философию, так и религию, «ибо последняя есть создание открывающего себя разума, то, что в нем есть наивысшего, наиразумнейшего» (2, с. 118). Тем не мене между ними есть существенное отличие – форма. Религия слишком поверхностна, она лишь прикасается к предмету исследования, а вот философия целиком погружается в предмет: «благоговейность является лишь соприкосновением мышления с предметом; философия же хочет свершить это примирение посредством мыслящего познания, так как дух хочет принять в себя свою сущность. Отношение философии к своему предмету принимает форму мыслящего сознания, отношение же религии не таково» (2, с. 118).
На этом основании Гегель отказывает древнейшим системам Индии, Китая в праве называться философскими – они не погружались в предмет, а лишь прикасались к нему. Тем не менее, он не может не признать тот факт, что «в персидской и индусской религиях высказаны очень глубокие, возвышенные спекулятивные мысли. Мы даже встречаем в области религии явные философские учения, как, например, философию отцов церкви» (2, с. 119).
Кроме того, существенное отличие религии от философии заключается в том, что религия основывается на вере и не до конца использует возможности мышления, а философия сама по себе является мыслительной деятельностью: «…хотя в истинной религии открывало и открывает себя бесконечное мышление, абсолютный дух, все же сосудом, в котором он проявляется, служит сердце, представляющее сознание и разумение конечного. Религия не только обращается вообще к людям, стоящим на всех ступенях культуры («евангелие проповедуется бедным»), но оно должно в качестве религии определенно обращаться к сердцу и душе, вступать в сферу субъективности и, значит, в область конечного способа представления» (2, с. 124). И далее Гегель добавляет: «Позиция религии состоит в том, что откровение истины, получаемое нами через нее, представляет собою откровение, данное человеку извне. Поэтому утверждают, что человек должен смиренно принять эту истину, так как человеческий разум своими силами не может дойти до нее. Характер положительной религии таков, что ее истины существуют, причем мы не знаем, откуда они берутся, так что содержание, как данное, стоит выше разума, находится по ту сторону последнего. Истина возвещена каким-то пророком или посланцем бога» (Там же).
Итак, форма религии и философии различна – вера противостоит разуму, поэтому, в сущности, религия никогда не сможет постичь истину, она не доступна вере. Кроме того, знание в религии, достигнув определенного порога не может идти далее, оно застывает в форме теологии. Кроме того, религия не может понять философию, а вот философия религию прекрасно понимает, потому что на ранних стадиях своего существования она выросла из нее: «Философия, как постигающее мышление этого содержания, обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то, и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, стоя на точке зрения представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли. Не всегда были несправедливы к некоторым системам философии, упрекая их за их антагонизм к религии, но часто эти упреки были несправедливы, когда их делали с религиозной точки зрения» (2, с. 133).
Гегель дает развернутое объяснение основных сходств и различий науки, религии и философии. Он определяет основные черты каждой формы научного и ненаучного знания.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!