Идея развития и ее значение для познания

21 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Существует мнение, что идею развития в самом общем виде впервые выразил Гераклит (520-460 до н.э). Вот что пишет по этому поводу Платон: «Гераклит говорит где-то, что «все сущее течет (движется), и ничто не остается на месте», а еще, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что «дважды тебе не войти в одну и ту же реку». Этими словами Гераклит выразил идею, что на все нужно смотреть как на процесс, ибо все течет подобно реке: когда ты заходишь в нее вторично, то она уже не та же самая – те воды утекли, дно и берега частично изменились. И это неизбежно происходит с каждой вещью, с каждым человеком, с каждым государством – все подвержено влиянию времени.

Идея изменчивости мира неизбежно приводит к вопросу о направленности изменений. Куда все «течет»? К чему устремлены человек и человечество? Что значит «к лучшему»? Авторы многих философских и научных работ предлагают смотреть на мир как на вечно развивающуюся систему. Но что значит «развиваться»? Еще В.С. Соловьев заметил неоднозначность этого понятия: «Понятие развития с начала настоящего столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление. Это не значит, однако, чтобы логическое содержание этой идеи стало вполне ясным для общего сознания; напротив, это содержание является весьма смутным и неопределенным не только для полуобразованной толпы, но даже иногда и для ученых и quasi философов, употребляющих это понятие в своих теоретических построениях»[1]. Сам автор предлагал понимать под развитием «ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной определенной цели»[2]. Видно, что Соловьев считал целесообразным применять термин «развитие» лишь для характеристики биологических и социальных систем, что в диалектике считается ошибочным.

В диалектике встречаются в основном два толкования развития:

а) развитие как прогресс, т.е. движение к лучшему, к более совершенному и высокому уровню бытия. «Развитие... есть изменение от простого к сложному, от низшего к высшему, и не как исключение, а как общее правило», - пишет А.Е. Фурман[3];

б) развитие «как понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей», – так определяет развитие В.Е. Кемеров[4].

Первая из приведенных точек зрения на развитие страдает одним существенным недостатком: в ней негласно присутствует идея о наличии всеобщего критерия прогресса. Действительно, что значит «к лучшему»? Или к «более высокому уровню бытия»? Являлись ли петровские реформы прогрессивными для России? О. Шпенглер отвечает на этот вопрос отрицательно, но большинство отечественных историков – положительно. Является ли прогрессом для России Октябрьская революция 1917 года? Многие сейчас называют это событие злом, но часть наших граждан оценивает его положительно. Можно ли считать прогрессом горбачевские реформы конца 1980-х годов? Ответы здесь самые разные. И с позиции философского мышления многообразие ответов на подобные вопросы является нормальным явлением. Почему? Потому что в современной науке и философии нет критерия прогресса, применимого для всех систем. Наличие такого критерия, согласно О. Конту, признак теологического или метафизического стиля мышления. Так, в теологическом мышлении в качестве всеобщего критерия прогресса выступает близость к божественному. В метафизическом мышлении место Бога занимает какой-либо человек (Ленин, Ким Ир Сен и т.п.) или учение (марксистская идеология, идеи чучхе и т.д.). Люди старшего поколения хорошо помнят, когда степень прогрессивности и научности каких-либо теорий в нашей стране определялась мерой согласованности ее с положениями марксистско-ленинского учения.

Видимо, в основании понимания развития как прогресса лежит очень древняя идея, архетип, о наличии центра, от которого следует вести отсчет. Но со второй половине ХХ века в науке и философии в большей мере стала работать парадигма относительности, мозаичности бытия. Применительно к диалектике это проявилось в появлении множества работ, в которых предлагалось отказаться от оценок направленности развития. Тогда и возникли другие определения развития, из которых исчезли слова «движение к более высоким уровням бытия», «переход к более совершенному» и т.п. Думается, такая позиция для философского исследования более предпочтительна. Поэтому далее мы будем исходить из определения развития как направленных качественных изменений, связанных преемственной связью.

В этом определении содержится ряд важных для онтологии и теории познания методологических положений. Во-первых, рекомендуется обратить внимание на направленность изменений, что, например, применительно к биологическим и социальным объектам означает установление цели этих изменений. Во-вторых, предлагается акцентировать внимание на качественных изменениях, отличив их от изменений количественных.

«Условие познания всех процессов мира... в их живой жизни есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть «борьба» противоположностей», - писал Ленин, выразив в этих словах суть диалектического подхода к познанию.

В соответствии с взглядами Гегеля и Маркса, причиной развития как объективного мира, так и знания является противоречие, т.е. борьба противоположных сил. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга...».

Взгляд на противоречие как всеобщий источник развития появился еще в Древней Греции. Например, Гераклит писал: «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости». Гегель довел эту идею до совершенства, изложив ее в виде закона единства и борьбы противоположностей, согласно которому, все необходимо рассматривать как борьбу взаимополагающих противоположных сторон объекта, результатом которой выступает появление нового объекта. В диалектике этот закон рассматривается не только в качестве закона объективного мира, но и в качестве всеобщего закона познания.

Позитивистам характерна более осторожная оценка места противоречия в мире. Они предлагают рассматривать его лишь в качестве средства получения нового знания путем столкновения противоположных теорий или взглядов. Мы здесь также будем рассматривать закон единства и борьбы противоположностей лишь применительно к процессу познания.

[1] Соловьев В.С. Сочинения. В 2т. М., 1989. Т.2. С.141.

[2] Там же С.142.

[3] Фурман А.Е. Диалектическая концепция развития в современной биологии. М., 1974. С.198.

[4] Кемеров В.Е. Развитие // Современный философский словарь. М., 2004. С.577-578.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!