Идеализм и его формы

9 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Параллельно «линии Демокрита» формировалась идеалистическая философия, выстраивающая картину мира с точки зрения духовного, идеального начала.  Уже в античности появляется ряд учений, которые в поисках первоначала бытия выходили за пределы природы, чувственного бытия в мир надприродных, потусторонних оснований и начал. Считая, что природа – это мир конкретных вещей, мир изменчивости, текучести, существования во времени (а оно, конечно, преходяще), то природное, материальное, конкретно-вещественное не может быть архе, субстанцией. Делался вывод: сущностью  бытия должно быть что-то вечное, постоянное. Но вечное начало не может быть преходящим, конечным, значит,  его следует искать в ином бытии, нежели в природе и чувственной реальности. Тогда поиски и переместились в сферу внечувственную, запредельную, скрытую, но имеющую место быть. В качестве первоначала или архе стали фигурировать: мир идей, абсолютная идея, бог, абсолют как таковой, мировая воля, мировой разум, которые наделялись характеристиками вечности и постоянства, субстанциальности, первичности, абсолютной истинности. Такая позиция в философии получила название идеализма или «линии Платона», исходя из центрального онтологического понятия – идея (эйдос) в учении Платона об изначальном  бытии как мире идей, который первичен и служит прообразом мира вещей – мира вторичного, только тени первого. Так как такое первоначало не является чувственным, вещественным, материальным, то оно получило статус духовного или идеального (в противоположность материальному) начала. Таким образом, идеализм – это философские концепции, где первичным и основополагающим принципом, онтологическим, концептуальным началом выступает духовная, идеальная сущность.

Идеализм, как и материализм, прошел долгий путь эволюции. Идеалистические концепции формировались не на пустом месте. Идеализм возник как альтернатива упрощенному, как считали идеалисты, натурфилософскому пониманию бытия. Мир, полагали они, не так прост и ясен, в нем много загадок, тайн, и они не лежат на поверхности. Тем более, не лежат на поверхности главные причины именно данного порядка бытия. Кто-то или что-то, чувственно не представленное, управляет бытием, оно первично и реально, хотя чувствами и не обнаруживается.

«Линия Платона» потому, что само понятие идеи как основания бытия, как первоначала и сущности бытия (как мы уже сказали), отчетливо и ясно было сформулировано в философии Платона, хотя уже и до Платона были учения, которые можно отнести в определенной степени к идеалистическим. Во-первых, это идеи восточной философии, которые основывались на концепции Дао, – вечного, неизменного и надприродного начала и основания бытия. Это китайская концепция «неба», небесного начала, а также концепция числа в пифагорейской философии; нуса или ноуса у греческого философа Анаксагора (нус = ум) и ряд других доплатоновских философских концепций. Идеалистическими философскими концепциями является вся религиозная философия. Крупнейшими представителями идеализма были немецкие философы: Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр и др.

Основное положение идеализма: дух, сознание – первичны, а материя, реальность – вторичны. Последние являются производными от первых. Понимание духовного начала в идеализме было различным: идея, Бог, мировая воля, мировой разум, сознание, мышление. История развития идеализма выделяет разные его формы:

Прежде всего, это объективный идеализм (Платон, Аристотель, Гегель, Шопенгауэр, Гартман). Объективный идеализм в качестве первоначала выдвигает не человеческое сознание, а некий надмировой Абсолют: объективный дух, мировой разум, мировую волю, божественное благо и пр., которые являются изначальными до всякого бытия, до человека и человечества (мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, абсолютная, мировая воля  Шопенгауэра и т.д.). В объективном идеализме человеческое сознание, человеческая воля порождаются этим объективным духом, или, по крайней мере, человеческое сознание действует, уже исходя из этих духовных факторов.

Кроме объективного идеализма существует и субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах, Авенариус, экзистенциализм, феноменология сознания и др.). Субъективный идеализм представляет бытие вторичным по отношению к сознанию субъекта. Субъективные идеалисты исходят из того положения, что мир или реальность являются лишь отражением нашего мышления, лишь комплексом или потоком наших ощущений, субъективными картинами нашей интенции (мировосприятия). В рамках этих концепций мир таков, каким он мыслим и представляем субъектом: нет объекта – мира, вещи, ситуации – без субъекта, такова позиция субъективного идеализма. Крайней его позицией  является солипсизм, когда мир сводится к одному единственному субъекту.

В качестве рациональных моментов идеализма, даже с точки зрения критики идеализма материализмом как якобы «ненаучного» и несостоятельного мировоззрения, можно отметить то, что идеалисты указали нам на мир мышления, на мир активности сознания, на значимость духовного фактора. В конце концов, они обратили внимание на то, что кроме изначальной материи человеком создается мир культуры, мир понятий, тот духовный мир, без которого бытие для человека невозможно, неинтересно, бессмысленно.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!