Художники русского зарубежья, музыканты, артисты

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Изобразительное искусство в культуре русского зарубежья пред­ставлено именами художников первой волны эмиграции, входивших в плеяду блестящих мастеров русского искусства конца XIX- начала XX века. Это Бенуа, Кандинский, Коровин, Малевич, Се­ребрякова, Сомов, Шагал и многие другие. Творчество многих из них периода эмиграции мало знакомо нашей публике и недостаточ­но изучено.

А.Н. Бенуа - живописец, блестящий график. Огромный инте­рес представляют выполненные им иллюстрации к произведениям классиков русской литературы, в том числе - уже в эмиграции - иллюстрации к «Медному всаднику» А.С. Пушкина. Бенуа был непревзойденным мастером декорационного искусства. Его деко­рации к каждому спектаклю в дооктябрьский период, по свидетель­ству современников, были настоящим откровением. И в эмиграции для него были открыты сцены театров. Хотя некоторые специалисты считают, что блестяще выполненные им декорации этого периода все же уступают тем, что он делал на родине.

У А.Н. Бенуа большое литературное наследие. Его статьи по вопросам искусства всегда имели большой резонанс. Это относится и к периоду эмиграции. Он оставил интереснейшие воспоминания. Константин Андреевич Сомов - один из «типичных» художников «мира искусства», мастер станковой живописи и графики, иллюст­ратор и оформитель книги, скульптор. В эмиграции с 1923 г. Из работ периода эмиграции можно назвать портреты С.В. Рахмани­нова, В. Снежковского, М.Г. Лукьянова, пейзажи, натюрморт («Ок­но», 1934), иллюстрации к романам аббата Прево «Манон Леско», Ш. де Лакло «Опасные связи» (1934), Ланга «Дафнис и Хлоя».

Ярким представителем мастеров русского искусства XX столетия была Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Ее работа «За туалетом» (автопортрет) - дебют на выставке 1910 г.- имела огромный успех. Работы 3. Серебряковой «Автопортрет со свечой», «В бане», «Ку­пальщица», и особенно на сельские темы - «Крестьяне», «Жатва», «Беление холста», «Крестьянка», - многочисленные портреты дея­телей культуры принадлежат к лучшим произведениям русской живописи дореволюционного периода.

3. Серебрякова оказалась в очень трудном положении - после неожиданной смерти мужа у нее на руках остались четверо малень­ких детей и больная мать - и это в условиях гражданской войны, голода, разрухи. Жила в Харькове, потом в Петрограде. В 1924 г. уехала в Париж. Чтобы прожить здесь, много работает по заказам. Но продолжает разрабатывать наиболее близкую ей сельскую тему. К работам этого цикла во Франции относятся: «Бретанка», «Монах с короткими руками», «Хозяйка бистро», «Портрет аббата». Правда, некоторые специалисты отмечают, что в них меньше теплоты, чем в работах сельской тематики, выполненных на Родине. К зарубеж­ному периоду относятся ряд великолепных произведений марок­канского цикла, в частности «Марокканка в белом», а также такие, как «Спящая натурщица» (1941), «Автопортрет» (1946) и др. В 20-30-х гг. состоялось несколько ее персональных выставок в Париже. А в 1995 г. с большим успехом прошла персональная выставка 3. Серебряковой в Москве. Скончалась Зинаида Евгень­евна в Париже в 1967 году.

Мы, возможно, никогда не увидим большую часть художествен­ного наследства Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, кото- -рые когда-то блистательно дебютировали как одни из зачинателей |Jрусского авангарда. Уехав в 1915 г. за границу, они так и не смогли I? осуществить свою мечту вернуться на родину. (Жили в Париже, Jпоследние годы бедствовали. Н. Гончарова ушла из жизни в 1962 г., М. Ларионов - в 1964 г.). Их картины не выставлялись в советских музеях. И только теперь небольшая часть их работ представлена в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Лучшие живописные работы были созданы Ларионовым еще на :

родине, до отъезда за границу. За рубежом он создал оформление к блестящим дягилевским антрепризам, балетам «Ночное солнце», «Русские сказки» и особенно к балету «Шут» на музыку С. Про­кофьева и «Байки про лису» на музыку И. Стравинского. Большой интерес представляет живопись Н. Гончаровой на религиозные , мотивы. Ее цикл на темы Апокалипсиса - лучшее в творчестве художницы. Свое огромное художественное наследство Ларионов и Гончарова завещали родине. Но у советской власти не нашлось денег (да, видимо, и желания), чтобы заплатить налог - по законам Франции - 60 % стоимости наследуемого. И значительная часть ^ произведений в счет налога осталась у Франции, где в 1995 г. они были представлены на выставке в Центре Помпиду.

Еще два известных мастера, стоявших у истоков русского аван­гарда, - В. Кандинский и А. Явленский - основали в эмиграции «новую ассоциацию художников» в Мюнхене. А. Явленский стано­вится одним из основателей общеевропейского абстрактно-экс­прессионистского направления в искусстве XX века. Работы этих художников эмигрантского периода малоизвестны нашей публике.

Мало знакомо в России и творчество зарубежного периода выдающегося русского художника - Бориса Дмитриевича Григорьева (1886-1939 гг.). В 1919 г. он вместе с женой и сыном уезжает сначала в Финляндию, затем - Германию, Францию. До револю­ции он был одним из самых дорогих и престижных портретистов России. Им были созданы десятки портретов видных представите­лей интеллигенции - Скрябина, Рахманинова, Шаляпина, Мей­ерхольда, Рериха, Клюева, Горького, Розанова, Шестова и многих других. Сохранил он звание одного из лучших портретистов и в эмигрантский период. Еще до эмиграции им была создана серия живописных работ «Расея» (9 картин и 60 рисунков) и «Лики России».

Художник остро тосковал по родине, хотел вернуться, просил содействия в этом В. Каменского, В. Мейерхольда, М. Горького. Но из этого ничего не получилось. Жил во Франции, постоянно ездил и работал в США, Латинской Америке. Не бедствовал. Во всем мире он был признан выдающимся живописцем и графиком. Его картины выставлялись и на выставках во многих странах мира, охотно покупались музеями. В 1930 г. он начал работу над большой картиной «Лики Мира», которую посвятил Лиге Наций. За 20 лет эмиграции (он умер в Кане на юге Франции в 1939 г., где у него был дом) созданное Григорьевым в несколько раз превышает то, что создано было им в России. Он был не только талантливым живописцем и графиком, но также автором многочисленных статей по вопросам искусства, романа, стихов.

Еще одно полузабытое имя - Евгений Евгеньевич Климов. Его мозаики есть в Троицком соборе Пскова, некоторые живописные и графические работы - в музеях Москвы, Петербурга, Риги. В 1941 г. после оккупации Риги немцами он уехал в Прагу, затем в 1949 г.- переселился в Канаду. Е.Е. Климов не только разносторонне ода­ренный художник: живописец, график, иконописец, реставратор, создатель эскизов мозаик. Он - знаток и горячий пропагандист русской культуры за рубежом. На разных языках мира опубликовано большое число работ Климова, посвященных русской культуре. В 1974 г. в США вышла его книга «Русские художники».

Иногда талантливые русские художники в стране пребывания со временем стали восприниматься как национальные художники этой страны и прославились в таком качестве. А на их родине - в России (в Советском Союзе) их имена или неизвестны, или созна­тельно продавались забвению. Так, в «Советском энциклопедиче­ском словаре» (1981) сообщается о всемирно известном художнике Марке Шагале: «Шагал Марк (р. 1887 - 1985 г.) - французский живописец и график...». На Родине долгие годы даже имя художника не упоминалось. Будто и не было у нас такого самобытного и неожиданного таланта. И лишь в последние полтора десятилетия стали возможны встречи с его работами русского периода.

На Западе считается английским художником всемирно извест­ный мастер Анреп. Это тоже русский. Художник приобрел огромную известность как мастер мозаики. Мастер выполнял заказы по от­делке домов аристократии, многих правительственных и обществен­ных учреждений, в частности - мемориальной часовни Коро­левской военной академии и в Вестминстерском соборе. Гордостью Англии считаются мозаичные портреты Бертрана Рассела, Анны Ахматовой и Греты Гарбо, выполненные Борисом Анрепом для национальной галереи в Лондоне. Крупнейший английский архи­тектор и прославленный художник по офортам Вильям Валькоттоже русский (родился в Одессе, был известным архитектором, худож­ником, в Москве построил гостиницу «Метрополь»). Им построено и оформлено немало общественных зданий и частных домов в Лондоне.

Список художников русского зарубежья пополнялся десятками, если не сотнями новых имен в послевоенный период, особенно в 70-е - 80-е годы. Вынуждены были уехать как широко известные мастера, так и мало или совсем неизвестные. Судьбы их в эмиграции также сложились по-разному. Некоторые получили широкое при­знание, другие, оторванные от Родины, безуспешно пытались найти место в новых условиях. О творчестве многих из них мы вообще не имеем представления или же располагаем отрывочными сведения­ми.

Всемирно известный скульптор Эрнст Неизвестный (участник Великой Отечественной войны) вынужден был эмигрировать из СССР в 70-х годах. Его работы можно увидеть по всему миру - от США до Гонконга. Некоторые из его работ есть и в России, например, памятник на могиле Н.С. Хрущева на Новодевичьем кладбище. В последние годы появились два крупных монумента: в Магадане - памятник жертвам репрессий, и в Москве - «Возрож­дение» (открыт в апреле 2000 г. в Замоскворечье). Одна из последних крупных работ - «Древо жизни» считается вершиной творчества скульптора. Он создал ее для Родины и предполагается, что работа будет установлена в Москве.

Среди имен с мировой известностью можно назвать Михаила Шемякина-живописца, графика, скульптора. Вынужденный уехать^ из страны в начале 70-х годов, он живет и работает в Нью-Йорке. В 1989 г. в Москве была представлена экспозиция его работ из частных коллекций и зарубежных галерей, и советская публика могла составить какое-то представление и о его творчестве в эмиграции. Шемякин выполнил иллюстрации к «Смотринам» Высоцкого, к «Преступлению и наказанию» Достоевского, к повести Гоголя «Нос». В 1991 г. он подарил Санкт-Петербургу скульптуру-памятник Петру I, по поводу которой на страницах печати вспых­нула острая полемика.

Можно назвать еще ряд имен художников, оказавшихся за рубежом. Олег Целков вынужден был уехать за границу в 1977 г., живет в Париже. Еще в 60-70-е годы он показал чудовищные лики окружавшего нас тоталитарного общества - показал не отдельных людей, а застывшую в зловещих масках типологию советской жизни тех лет - багровые рожи и морды с невидящими глазами-пуговка­ми. Его картины обладают не только острой и резкой социальной направленностью, но и большой художественной силой. Работы Целкова пользуются устойчивым успехом на Западе и, видимо, потому, что он показал своего рода «отрицательные» эстетические величины не только советского тоталитаризма, но и других «вари­антов» тоталитаризма современного мира - власть равнодушного техницизма, стандартизации, господство охлократической демаго­гии и усредненных вкусов. Вот, например, его работа в этом духе (80-х гг.) - «Казнь»: из багрового фона выступают два по-сиамски слитых тела, увенчанных совершенно одинаковыми луноподобны-ми, безволосыми головами. Обладатель одной головы огромным секачом рубит другую. Оба персонажа при этом совершенно ничего не испытывают. В этом же духе выполнены и такие его работы, как «Семья», «Баба с лопатой» (1991), «Баба с кошкой».

Другие уехавшие в последние годы художники, например, Борис Заборов, пишут исключительно на русском материале в традициях русского изобразительного искусства. Его выставки успешно про­шли во Франции, США, Германии, Японии. Или, скажем, Эдуард Зеленин работает в манере необузданно буйной фантастики, в духе театрально-декорационного искусства России начала XX века.

Один из организаторов печальной памяти «бульдозерной вы­ставки» художников-нонконформистов в Москве в 1974 г. А. Глезер, оказавшись на Западе, создал в Париже и Нью-Йорке два небольших «музея русского современного искусства», основал в Нью-Йорке издательство «Третья волна» на русском языке и литературный журнал «Стрелец».

В разных странах мира существуют музеи, галереи русского искусства. За 80 лет прошли сотни выставок художников русского зарубежья. У нас же - единицы. Этот огромный массив культуры русского зарубежья у нас изучен мало. И он пока не стал реальной частью духовного достояния нашего народа. Если литература рус­ского зарубежья сейчас возвращается к нам, то созданное русскими художниками за границей и обогатившее мировую культуру, вряд ли когда-нибудь вернется и станет нашим национальным достоя­нием. Видимо, такая же судьба ожидает музыкальное наследие.

Русская эмиграция дала миру великих музыкантов, выдающихся дирижеров и исполнителей, блестящих актеров. А страна их родив­шая была лишена возможности их слушать. Этот грустный ряд составляют: С. Рахманинов - один из великих композиторов и исполнителей XX века; Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) - выдающийся русский композитор и дирижер (с 1910 г. жил за границей, с 1939 г- в США и считается одним из самых знаменитых американских композиторов). Лучшее в его музыкальном наследии связано с русскими сюжетами, заимствованными из русского фоль­клора, - музыка к балетам «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица»; великий певец и артист Федор Иванович Шаляпин, равного которому вряд ли можно найти в истории мирового вокального искусства; это такие выдающиеся музыканты и дирижеры, как В. Горовиц, К. Кондрашин, М. Ростропович, вынужденный долгие годы, до начала 90-х гг. жить за границей и лишенный советского гражданства. В 60-х гг. вынужден был уехать из СССР один из лучших пианистов мира, ставший позднее и прославленным дири­жером Владимир Ашкенази (руководил Лондонским Королевским филармоническим оркестром, оркестром Берлинского радио. На Родине в течение десятилетий его имя не упоминали, ему было запрещено возвращаться в СССР).

Целую эпоху в музыке довоенного Голливуда составил Верной Дюк. Это тоже русский - Владимир Дукельский. В 1920 г. он уехал во Францию, где много работал с С.П. Дягилевым, а после его смерти перебрался в США, начал создавать музыку для фильмов Голливуда, продолжая писать и для балетов Леонида Месина и Джорджа Баланчина. Так что, как считают некоторые специалисты, практически вся музыка к довоенным голливудским фильмам - это двое русских композиторов: Верной Дюк и Дмитрий Темкин.

Мы продолжаем терять выдающихся музыкантов и в последние полтора десятилетия. Из-за бедственного состояния сферы культуры и невозможности реализовать себя страну покинули такие талант­ливые исполнители, как Гвидон Кремер, Станислав Бунин, Викто­рия Муллова. Хотя и числятся «за нами», но работают большую часть времени за границей Александр Слободяник, Владимир Ви-ардо, Олег Крыса, Андрей Гаврилов, Николай Петров и др. Про­славленный коллектив «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спи-вака хотя и регулярно выступает на родине, но большую часть - в других странах мира. Общеизвестный факт, что сейчас 70 % музы­кантов-солистов в мире - это выходцы из нашей страны. В плеяду мировых звезд вокального искусства входят русские уже из нового поколения артистов - Мария Тулегина, Владимир Чернов, Сергей Леайферкус, Дмитрий Хворостовский и др.

Достойно сохраняли высокие традиции русского искусства, оказавшиеся в эмиграции, великие балерины. Среди них - Анна Павлова (1881-1931) - солистка Мариинского театра, блистатель­но выступавшая в Париже. В эмиграции она танцевала главные партии классического репертуара. Осталось непревзойденным ее исполнение в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Тамара Карсавина (1885-1978) - артистка Ма­риинского театра, выступавшая также в «Русских сезонах», затем, будучи в эмиграции - в труппе «Русский балет С.П. Дягилева», исполняла главные партии в балете М.М. Фокина. В 1933-1935 гг. Т. Карсавина была вице-президентом Королевской академии танца в Лондоне. Ольга Спесивцева - еще одна звезда русского балета в эмиграции. И наконец, потеря уже последних десятилетий - вели­кая Майя Плисецкая.

Россия лишилась многих выдающихся деятелей искусства, ор­ганизаторов, балетмейстеров. Не вернулся в Россию С.П. Дягилев - организатор «Русских сезонов» в Париже и других городах Европы, так много сделавший для пропаганды русского искусства. Продол­жая жить за границей, он создал труппу «Русский балет С.П. Дя­гилева», который успешно гастролировал в европейских странах до 1929 г. Не вернулся на родину Михаил Михайлович Фокин (1880- 1942 гг.) - выдающийся артист балета, знаменитый балетмейстер, реформатор балетного искусства. Оказался в изгнании (с 1924 г.) и Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе) - органи­затор и руководитель школы американского балета (1933 г.) и труппы «Нью-Йорк Сити-балет».

В эмиграции оказалась и большая группа артистов и режиссеров русского немого кино. Большинство из них осело в Париже и объединилось вокруг И. Ермольева, одного из первых крупных русских кинопромышленников, создавшего затем кинофирму во Франции. Успешно выступал в качестве режиссера Александр Вол­ков, поставивший большое число фильмов, в которых блистательно сыграл знаменитый Иван Мозжухин и многие другие русские актеры. Как крупный режиссер вошел в историю французского кино Д. Кирсанов. Известный режиссер Роже Вадим (русская фами­лия - Племянников) уже из второго поколения эмигрантов, также внес заметный вклад во французское киноискусство. Кстати, имен­но он «открыл» знаменитую Брижит Бардо. Многие другие актеры и режиссеры из русских эмигрантов успешно работали в американ­ском и немецком кино.

В дореволюционной России художники, музыканты, литерато­ры, артисты могли свободно ездить в Европу и возвращаться на родину. Они знакомились с творчеством европейцев, знакомили Европу со своим творчеством. Шел процесс взаимного обогащения.

В советское время из-за деформации понятия патриотизм и по другим политическим причинам эти плодотворные для обеих сторон связи были оборваны. В наши дни положение постепенно меняется. Первый шаг в этом направлении был сделан в августе 1990 года, когда Указом Президента СССР 23 представителям творческой и .-научной интеллигенции из 175, покинувших Родину не по своей воле, было возвращено неоправданно отнятое советское гражданст­во. Среди ни-х А.И. Солженицын, В.Я. Тарсис, В.Н. Чалидзе, О.Я. Ратин, В.П. Аксенов, Л.З. Копелев, В.Н. Войнович, Т.Н. Вла-димов, Ю.Ф. Орлов и др.

Представители русского искусства, оказавшиеся после 1917 г. в вынужденной эмиграции, с честью служили миссионерской идее, обогатив мировую культуру достижениями культуры русской.

Здесь названа лишь малая часть имен представителей культуры русского зарубежья. О многих других, здесь не названных, мы что-то знаем, о других - не знаем ничего. В 1989 г. в Оксфорде был издан первый в мире «Биографический словарь Советского Союза 1917- 1988», посвященный выдающимся деятелям России. Из пяти тысяч опубликованных биографий 2,5 тысячи статей - о русских, в разное время и по разным причинам оказавшихся за пределами страны, где родились, где жили их предки. Ни в одной советской энцикло­педии о большинстве из них сведений нет, о других - сведения лишь односторонние и искаженные. Характерно, что и составители словаря тоже из русских эмигрантов - Джин Вронская и Владимир Чугуев. Книга была очень быстро раскуплена и вызвала огромный резонанс во всем мире, собрав запросы на нее из разных стран.

Вронская с грустью говорит - во всех странах люди изучают и чтят свое прошлое, собирают по крупицам устные и письменные свидетельства очевидцев, берегут и передают из поколения в поко­ление драгоценные реликвии. Увы, только Россия, давшая миру во всех областях знания столько ярких имен, эти же имена сама вычеркнула из своей истории, науки, литературы, искусства и постепенно из забывает.

Сейчас как будто начинает осознаваться необходимость изуче­ния культуры русского зарубежья. Важным шагом в этом направ­лении и прекрасным подарком всем неравнодушным к русской культуре является выход в свет в 2001 г. двух энциклопедических изданий, посвященных культурному наследию русской эмиграции. И это отрадно. Культура русского зарубежья - богатейшая ветвь русской художественной культуры. Это достояние не только нашей культуры, но и культуры мировой. Русская эмиграция внесла свой достойный вклад в мировую художественную культуру XX века. И все более утверждается понимание, что без включения всего этого духовного богатства невозможно духовное возрождение России.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!