Художники-иллюстраторы детских книжек

24 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание:
1. И. И. Кабаков.
2. В. А. Ватагин.
3. А. Н. Комаров
Список использованной литературы

1. Илья Иосифович Кабаков

Родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске.
Иллюстрировал:
• книги А. Маркуши «Хитрая точка» (1966), «Тима дома» (1968);
• книгу Е. Мара «Что из чего» (1968);
• С. Маршак «Дом, который построил Джек» (1967).

На иллюстрациях художника создается иллюзия реальной жизни вещей в специальной среде, некая ситуация действия, лишенная какого бы то ни было прямого антропоморфизма. Зримая вещественность делает каждый предмет наделенным особой внутренней энергией и в то же время усиливает весь поток зрительных впечатлений от рисунков, иногда сильно дробящих страницу.
Кабаков все время возвращался к декоративному принципу организации книг и каждого из ее конструктивных элементов, особенно в оформлении поэзии - переводов из Тувима, английских и немецких стихов и народных песенок для детей.
В своей трактовке зарубежной детской литературы Кабаков соединил эрудицию художника научной книги с виртуозностью рисовальщика и декоратора. Его графическая фантазия, свобода и умение компоновать на странице крупные и мелкие, черные и цветные изображения с помощью клейм, картушей, квадратов и ромбов, полочек, украшенных мотивами развевающихся лент, флажков, копий, звездочек и прочих атрибутов, не раз вызывала ассоциации с книжным искусством Конашевича.
Рисунок Кабакова далек от живой импровизационной трепетности рисунка Конашевича, а его линейно-композиционные построения пронизаны геометризмом четких овалов, перекрещивающихся горизонталей и вертикалей. Своеобразная духовность, какой наделены предметы, центрирующие композицию  или вплетенные художником в общий орнамент, не имеет ничего общего с интимно-игровой интонацией декоративных композиций старого мастера,

Декоративно-конструктивная система Кабакова резко отграничивает мир, населенный его спиритуалистическими созданиями от наивного мира фантазии ребенка. Вот почему он прибегает и к надписям в клеймах, и к условному пространству, почти всегда очерченному рамой и замкнутому кулисами. Все это делает Кабакова скорее архитектором книги, чем ее художником.

2. Василий Алексеевич Ватагин.

Иллюстрировал:
• книги-картинки: «Звери красивые», «Звери самые большие», «Кто на чем ездит», «Обезьяны», «Птицы», «Дикие звери»;
• рассказы Мамина-Сибиряка, Чарльза Робертса, Киплинга, Льва Толстого, Сетона-Томпсона и Виталия Бианки
Художник был настоящим ученым-зоологом, посвятившим много лет серьезным научным наблюдениям над животными и птицами многих стран Европы и Азии.
Детские книги Ватагина довольно четко делятся на две характерные группы. Это - книжки-картинки, где Ватагин чаще всего выступает как автор или использует несложный и краткий писательский текст, и собственно иллюстрации к литературе о животных. В первой группе естественно преобладает рисунок научно-познавательного характера, и здесь с наибольшей полнотой раскрываются возможности Ватагина-анималиста. Таковы его многочисленные книжки-картинки 20-х годов: «Звери красивые», «Звери самые большие», «Кто на чем ездит», «Обезьяны», «Птицы», «Дикие звери» и т. п. В них он органично выступает прежде всего как художник-ученый, как знаток биологических особенностей, природных свойств животных. Но Ватагин не повторяет в детских книгах зоологические таблицы или атласы. Изображая зверя в цветных картинках альбомного формата, показывая его крупным планом и не уделяя большого внимания обстановке и фону действия, он создает рисунок, наполненный динамикой, действием, в котором раскрываются наиболее характерные черты животных. В книжке-картинке «Дикие звери» (1928) длинноногая жирафа изображена бегущей, могучий белый медведь несет свою добычу — тюленя, лев и тигр стремительно набрасываются на антилопу, кенгуру пугливо оглядывается, делая огромный скачок, бегемот лениво выходит из воды. Основной познавательной задаче подчинены у Ватагина все художественные средства выражения. В его скромных и умеренно, даже слегка скучновато подкрашенных рисунках литографским карандашом обычно нет никаких художественных вольностей. Ватагин избегает ракурсов, необычных точек зрения: он должен правдиво и точно передать цвет и характер шерсти, фактуру кожи или оперения, дать верные и объективные представления не только о внешности животного, но и об особенностях его нрава: показать, например, хищность пантеры и сообразительность шимпанзе, хитрость лисы и повадку страуса-тугодума. Этой добросовестно-научной манере изображения животных Ватагин не изменяет даже там, где они представлены детям в веселых, юмористических красках, например, в книге «Звери дедушки Дурова» (1924), или там, где в окружении животного довольно большое место занимают человек и природа, как в книжке-картинке «Кто на чем ездит.» (1927).
По призванию Ватагин был прежде всего анималистом, и то, что свои знания и способности анималиста он принес в детскую книгу, было для нее большой ценностью.

3. Алексей Никанорович Комаров.

Иллюстрировал:
• произведения А. А. Федорова-Давыдова «Сказки   кота   Баюна» (1920), «Мои хорошие» (1919), «Похождения разбойника Капризки» (1918);
• басни Крылова (1918);
• Некрасов «Мороз, Красный нос» (1923).

Художник отдал большую дань модернистическим приемам оформления. Искусство Комарова было демократичное, простое. Он был скромным тружеником, работавшим для многотиражной книги, и не в его силах было диктовать издателям ее графический облик. Подчиняясь моде, он часто вплетал свои рисунки в овалы, круги и скругленные прямоугольники, рисовал буквицы с традиционными ласточками, зябко сидящими на оголенных осенних ветках, делал силуэты, изображал пухленьких мальчиков и девочек с непослушными колечками холеных кудряшек, элегантных маменек, впадающих в меланхолию от капризов своих детей.
В том же духе он работал и для старших детей, иллюстрируя заставками и концовками поэму Некрасова «Мороз, Красный нос» (1923) или басни Крылова (1918). Он искренне шел навстречу новой теме и первым иллюстрировал для детей сборник стихов Демьяна Бедного «Читай, Фома, набирайся ума» (1919). В этих рисунках, достаточно простых и доходчивых, с симпатией изображались крестьяне, а хозяева и купцы наделялись сатирическими чертами. Все же иллюстрации были слабее стихов и не оставили большого следа в истории детской книги. Комаров нашел свое место в детской книге как мастер анималистической иллюстрации, притом в той мере, в какой он преодолевал декоративно-виньеточный модернистический стиль оформления. В сказке «Лапусь и Зая» Федорова-Давыдова (1924) были и заставки, и концовки, и привычные силуэтные картинки в тексте, изображавшие зайчат на траве с капустой или морковкой в лапках. Но Комаров ввел в эту книгу и полосные иллюстрации, где те же зайчата изображались крупным планом в тех несложных ситуациях, в какие поставил их писатель. Для Комарова оказалось естественным то, что было чуждым Ватагину - будучи одновременно и анималистом и иллюстратором, он наделял зверей человеческими эмоциями, как это свойственно сказке о животных.
Он работал поистине неутомимо не только как иллюстратор, но и как автор книг о животных. Так же, как Ватагин, он создал в 20-х годах множество цветных книжек-картинок: «Домашние животные» (1926), «Животные жарких стран» (1926), «Животные холодных стран» (1926), «Мир животных» (1926), «Птицы» (1928), «Птицы-строители» (1927).

Список использованной литературы

1. Бабушкина А. История русской детской литературы. – М.: Детгиз. 1953.
2. Лебедев В. В. О рисунках для детей. – М.: Детская литература. 1967.
3. Петров В. Н. Начала московской книги. – М.: Искусство, 1979.
4. Сидоров А. А. Искусство книги. – М.: Дом печати. 1966.

(667.9 KiB, 17 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!