Художественная жизнь в России после революции 1917 года

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Революция и последовавшие за ней социальные преобразова­ния внесли принципиальные изменения во взаимоотношения ис­кусства и действительности. Революция выдвинула лозунг "искусство - народу". Разрушалась относительная замкнутость искусства, оно становилось все более зависимым от социального заказа, выдвигаемого властью, тем более, что правяшая партия рассматривала литературу и искусство как средства идеологи­ческою воздействия на массы. Революция открыла массам широ­кие возможности для приобщения к искусству и занятий творчес­кой деятельностью. Все более демократичным становился состав читателей, зрителей, слушателей. Потребности и вкусы массо­вой аудитории не могли не влиять на художественную культуру.

18 ноября 1918 г. Наркомпрос обратился к деятелям литера­туры и искусства с призывом о сотрудничестве. Но откликнулись немногие. Пути идейно-политического самоопределения и жиз­ненные судьбы многих людей искусства складывались в перелом­ную революционную эпоху непросто. Трагическое ощущение времени передал О.Э.Мандельштам в стихотворении "Век" (1922):            Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь строителыпща хлещет

Горлом из земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней. Современникам трудно было оценить пророческий смысл этих строк, но многие из них воспринимали происходящее в России как катастрофу, гибельную для страны и ее культуры. Значи­тельная часть художников не могла понять и принять новую ре­волюционную Россию.

По различным причинам и в разные годы за границей оказа­лись большие русские таланты, такие, как И.А.Бунин, А.Н.Толстой, А.И.Куприн, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Ша­ляпин, А.П.Павлова, К.А.Коровин. Раньше других осознал для себя невозможность жить и работать вне Родины А.Н.Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

Художественные силы республики в первое послереволюци­онное десятилетие значительно обновились. Массовой школой подготовки пролетарских писателей, художников, артистов стали студии Пролеткульта. Особенно велика была их роль в годы гражданской войны, когда новая система профессионального ху­дожественного образования еще не сложилась. В этих студиях начинали свою творческую деятельность будущие кинорежиссе­ры, драматурги, актеры С.М.Эйзенштейн, И.А.Пырьев, Г.В.Але­ксандров, А.Н.Афиногенов, А.Д.Попов, М.М.Штраух, А.Н.Арбу­зов, Э.П.Гарин.

Возникало множество новых театральных коллективов, как правило, недолговечных, потому что они строились исключи­тельно на энтузиазме и не имели материальной базы. Большую роль в становлении советского театрального искусства сыграли созданные в те годы театры - Большой драматический в Ленинг­раде, первым художественным руководителем которого был А.А.Блок, Театр им. Вс.Мейерхольда, Театр им. Евг.Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. К этому времени относится открытие первого профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н.И.Сац. Некоторые коллективы, возникшие как самодеятельные, впоследствии переросли в профессиональные. До середины 30-х годов самодеятельным был Русский народный хор им. Пятницкого, на основе самодеятельности был создан в 1928 г. Ансамбль песни и пляски Красной Армии.

Талантливая молодежь, прошедшая гражданскую войну, при­ходила в литературу. Только с 1920 по 1926 г. впервые выступи­ли в печати более 150 писателей, среди них В.А.Каверин, Н.С.Тихонов, Н.Н.Асеев, Л.Н.Сейфуллина, АА.Жаров, Л.М.Ле­онов, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев. Известными фигурами в худо­жественной жизни тех лет били литераторы и художники, твор­ческая деятельность которых началась и была признана еще до революции, такие, как В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, Д.Бедный, /М.Горький, А.С.Серафимович, К.С.Станиславский, Вс.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров, Б.М.Кустодиев, К..С.Петров-Вод-кин, С.Т.Коненков. Эти имена олицетворяли собой преемстве-ность в развитии русской художественной культуры, ее богат­ство, многообразие стилей и направлений.

Первые попытки художественного осмысления свершившейся революции относятся к ее первым месяцам и годам. Это стихи В.В.Маяковского, поэма А.А.Блока "Двенадцать". Восприятие революции с другой стороны баррикад отразилось в дневнике И.А.Бунина "Окаянные дни". В живописи навеянные революцией образы воплотились в картинах А.А.Рылова "В голубом просто­ре", К.Ф.Юона "Новая планета", К.С.Петрова-Водкина "1918 год в Петрограде". Символом нового направления в искусстве стал проект "Башни III Интернационала" В.Е.Татлина. Первым совет­ским спектаклем стала "Мистерия-Буфф" - пьеса В.В.Маяков­ского в постановке Вс.Мейерхольда с оформлением К.Малевича (правда, он выдержал всего три представления).

В первые послереволюционные годы в художественной куль­туре шло размежевание. Эмиграция значительной части художе­ственной интеллигенции положила начало расколу. (Об эмиг­рантской ветви отечественной литературы и искусства речь пой­дет в следующем параграфе.)

Широкое распространение в советском революционном искус­стве получили агитационно-массовые формы. Для агитационных произведений тех лет характерны аллегории, условный отказ от изображения личности, злободневная тематика. Они были'недо­лговечны, хотя и сыграли свою роль - пусть односложно и оглу­шительно, но они кричали о том, о чем молчало старое традици­онное искусство - о необходимости избавления от пороков пре­жнего общества и рождении нового, свободного человека.

Заметным явлением той поры были массовые театрализован­ные праздники. Подготовка к ним объединяла усилия поэтов, ак­теров, художников, режиссеров, музыкантов, а действие предпо­лагало участие нескольких тысяч человек. Первый такой празд­ник под названием "Мистерия освобожденного труда" состоялся 1 мая 1920 г. на ступенях Фондовой биржи в Петрограде.

Весной 1918 г. был принят план монументальной пропаганды, предполагавший создание памятников выдающимся мыслителям, революционерам и деятелям культуры в Москве, Петрограде и других городах республики. В течение 2-3 лет были заложены и открыты десятки новых памятников: в Москве - Марксу и Эн­гельсу, Робеспьеру, Марату, Дантону, Разину, обелиск Советс­кой Конституции, в Петрограде - Марксу, Лассалю, Гейне и др. Открытие каждого памятника проходило торжественно с участи­ем партийных руководителей5.

Художественная жизнь первого послереволюционного десяти­летия была чрезвычайно пестра. Как грибы после дождя, появля­лись новые литературно-художественные группировки, заявлявшие о себе широковещательными манифестами. Многие из них также быстро исчезали, не оставив и следа. Среди наиболее за­метных групп были "Кузница" (основана в 1920 г.), "Серапионовы братья" (1921), "Октябрь" (1922), Московская ассоциация проле­тарских писателей - МАПП (1923), "Левый фронт искусств" -ЛЕФ (1922), "Перевал" (1923), Российская ассоциация пролетар­ских писателей - РАПП (1925). Художественная практика не вписывалась в эстетические декларации и была сложнее их. Шли напряженные поиски новых средств художественного .воплоще­ния революционной действительности. Условно можно выделить два основных течения: одно вело поиски в русле традиционного реалистического искусства, другое - так называемый, левый фланг искусства - связывало искусство с новыми формами. Каж­дое из этих направлений было неоднородным и выдвигало разные эстетические концепции.

Партийное вмешательство в дела литературы и искусства первоначально ограничивалось лишь политической цензурой. В 1922 г. был создан Главлит, в 1923 г. - Главрепертком, задачей которых было не пропускать произведения контрреволюционно­го содержания. (До появления специальных органов функции цензоров возлагались на работников руководящих партийных органов.) Эстетическим спорам был дан полный простор. Нарком А-В.Луначарский писал в 1924 г. в статье с программным назва­нием "Художественная политика Советского государства":

"Нельзя провозглашать государственной ни школу реализма, ни школу футуризма. Нельзя объявлять без воли самого пролетари­ата, пока не могущего произнести своего приговора, истинно пролетарским ни какой-либо с иголочки новенький и еще сум­бурный конструктивизм, ни равным образом, требующий всячес­кого присмотра, хотя бы народнический реализм"6;

Если партия, осуществлявшая власть от имени пролетариата, не бралась судить о том, какая литература и искусство нужны классу, провозглашенному гегемоном, то эти функции взяли на себя организаторы пролетарского литературного движения. Про­грамма развития пролетарской литературы была сформулирова­на в документах пролетарских писательских групп. Активными борцами за ее претворение в жизнь стал журнал "На по-сту"(создан в 1923 г.) и РАПП. По их мнению, литературно-художественные силы тех лет делились на три лагеря: пролетар­ские, крестьянские и "попутчики". Произведения искусства они оценивали с точки зрения его идейной ценности, отводя второстепенную роль профессиональному мастерству и эстетической зрелости. Особенно непримиримо "напостовцы" были настроены по отношению к "попутчикам", среди которых было много талан­тливых людей7.

Критическая дубинка "напостовцев" была обращена на журнал "Красная новь", который публиковал наиболее яркие и талантли­вые произведения вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов. Поскольку "напостовцы" заявляли, что действуют от имени партии, и не стеснялись в вы-' ражениях, выдвигая политические обвинения против многих пи­сателей, поэтов и критиков (разгромной критике подвергались и Маяковский, и Горький), ЦК партии вынужден был вмешаться. В 1925 г. в ЦК состоялось совещание о положении дел в литерату­ре, и была принята резолюция "О политике партии в области ху­дожественной литературы". Резолюция носила компромиссный характер.

С одной стороны, крайности "напостовской" линии были осуж­дены, с другой, высказывалась безусловная поддержка пролетар­ских литературно-художественных сил. Художественная жизнь рассматривалась с точки зрения классовой борьбы пролетариата за идейную гегемонию, но эта борьба должна была вестись в мирно-организационных формах. Выдвигался лозунг "бережного отношения к попутчикам", что должно было помочь им перейти на позиции коммунистической идеологии. В сфере эстетической объявлялось свободное соревнование различных течений и груп­пировок.

Партийное вмешательство на время усмирило страсти, кипев­шие вокруг "попутчиков", и успокоило самих писателей, но ко­ренных изменений в позиции "неистовых ревнителей" пролетарс­кой чистоты не произошло.

Лучшие произведения того времени были созданы вне рамок какого-либо одного направления или художественной группиров­ки. Классику советской литературы составили поэмы и лирика В.Маяковского, входившего в ЛЕФ, С.Есенина, примыкавшего к имажинистам, роман "Чапаев" Д.Фурманова, одного из организа­торов пролетарского литературного движения, а также произве­дения, авторы которых не участвовали в литературных группи­ровках - А.Толстого, М.Булгакова, И.Бабеля, Б.Пастернака.

Театры оказались одним из наиболее устойчивых элементов культурной жизни. Г.Уэллс, посетивший Советскую Россию в 1920 г., был поражен, что "русское драматическое и оперное искусство прошло невредимым сквозь все бури и потрясения и жи­во по сей день." В Петрограде в это время ежедневно давалось более 40 представлений. Ставилась преимущественно классика. Новых пьес было мало, успехом, как это было с "Мистерией-Буфф", они не пользовались.

В 1920 г. Вс.Мейерхольд выдвинул лозунг 'Театрального Ок­тября". Программа Мейерхольда, который в то время возглавял театральный отдел Наркомпроса, была направлена на революци­онное преобразование театра. Великий режиссер считал, что те­атр революции должен быть тенденциозным, политическим, аги­тационным. Это должен быть массовый театр, в котором зрители становились участниками спектакля. Академические театры (как их тогда называли "аки") не поддержали 'Театральный Октябрь", и само их существование оказалось под вопросом. Надежды на обновление театрального искусства связывались с театральными студиями, которые в большом количестве возникали при акаде­мических театрах.

Новаторские поиски Мейерхольда не были понятны и инте­ресны массовому зрителю. А именно на такого зрителя рассчи­тывали левые реформаторы. В 1923 г. театры повернули "назад к Островскому", то есть к традициям отечественного театра. Грань между "левыми" и "аками" стала постепенно стираться.

В середине 20-х годов появились первые советские пьесы, на­писанные в реалистической традиции. Крупными событиями те­атральных сезонов 1925-1927 гг. стали "Шторм" В.Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, "Любовь Яровая" К.Тре­нева в Малом театре, "Разлом" Б.Лавренева в театре им. Евг. Вахтангова и Большом драматическом, "Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академи­ческими театрами ("Горячее сердце" А-Островского во МХАТе), так и "левыми" ("Лес" А.Островского и "Ревизор" Н.Гоголя в те­атре им. Вс.Мейерхольда).

Ведущее место в изобразительном искусстве занимали группы АХРР (Ассоциация художников революционной России), ОСТ (Общество художников-станковистов),,"4 искусства" и ОМХ (Общество московских художников). Ядро АХРР сложилось из бывших участников Товарищества передвижных художественных выставок. Входившие в Ассоциацию художники стремились к отражению современной действительности в формах, доступных восприятию широкой публики. Примерами ахрровских работ могут служить портрет Дмитрия Фурманова, написанный С.Малютиным, "Делегатка" Г.Ряжского, "Заседание сельячейки" Е.Чепцова, знаменитая Тачанка" М.Грекова. Группа ОСТ, вклю­чавшая молодежь первого советского художественного вуза ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские, основаны в 1920 г.), ставила своей задачей воплощение взаимо­отношений человека и современного производства в образах. Но­ваторство остовцев наиболее ярко выразилось в таких картинах как "Оборона Петрограда" А.Дейнеки, 'Тяжелая индустрия" Ю.Пименова, "Шар улетел" С.Лучишкина.

Группы "4 искусства" и ОМХ, объединявшие мастеров старше­го поколения, были близки между собой в программном требова­нии "...величайшей действенности и выразительности формаль­ных сторон творчества, образующих неразрывное единство с идеологической..."8 Художники, входившие в эти группы, отли­чались друг от друга по своей творческой манере. Среди членов "4 искусств" были К.Петров-Водкин, П.Кузнецов, М.Сарьян, В.Фаворский. Наиболее активные художники ОМХа - П.Кон-чаловский, И.Машков, А.Лентулов, А.Куприн, Р.Фальк - до ре­волюции входили в объединение "Бубновый валет".

Если драматические театры к концу первого советского деся­тилетия перестроили свой репертуар, то главное место в репер­туаре оперных и балетных коллективов по-прежнему занимала классика. Единственным удачным спектаклем на современную тему стала постановка балета Р.Глиэра "Красный мак" ("Красный цветок") в Большом театре в 1927 г.

Несмотря на сопротивление Российской ассоциации пролетар­ских музыкантов (РАПМ), ведущим направлением в работе му­зыкальных театров и оркестров было сохранение и популяриза­ция русской классики. РАПМ ставила задачу борьбы с буржуаз­ным влиянием в музыке, выступая за упрощение музыкальных форм и отдавая предпочтение массовой песне перед другими жанрами. Ассоциация современных музыкантов (АСМ) ориенти­ровалась на современное западное искусство.

Известная фраза Ленина "из всех искусств для нас важнейшим является кино" определила то громадное внимание, которое партийные и государственные органы уделяли кинематографии как действенному средству пропагандистской и культурной рабо­ты в массах. В годы гражданской войны лицо кинематографии определяли агитфильмы. В 20-е годы развитие документального кино связано с именем Дзиги Вертова, открывшего новое направление, в основе которого было художественное истолкова­ние документальных фактов. В историю мирового кинематографа вошли фильмы С.Эйзенштейна 20-х годов - "Броненосец Потем­кин" и "Октябрь", положившие начало освоению революционной темы в кино.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!