Художественная культура во второй половине XIX в.

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданствен­ности, высокой нравственности и демократической направленно­сти.

Искусство критического реализма - основное художественное направление того времени - было тесно связано с идейными иска­ниями. Его отличала повышенная социальная активность. Лите­ратура и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современ­ная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н.Г.Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому "прекрасное есть жизнь". Общественная функция искус­ства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении "приговора о явлениях ее". Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.

В художественной литературе нашли отображение соци­альные проблемы пореформенного времени. Дух обличитель-ства, критическое отношение к действительности были характер­ны для произведений русских писателей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нрав­ственном усовершенствовании человека, другие призывали к ак­тивной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отли­чали демократизм, любовь к простому человеку, стремление по­мочь ему освободиться от векового угнетения.

Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведе­ния крупнейшие русские писатели, творческий путь которых на­чался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писате­лей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, ко­ренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н.В.Ус­пенского, В.А. Слепцова, Г.И.Успенского и др.).

С общественным подъемом связано появление демократическо­го романа, в котором действующим лицом стал разночинец (повести Н.Г.Помяловского "Мещанское счастье" и "Молотов"), первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф-М.Решетникова "Глумовы", 'Горнорабочие"). Программным произведением 60-х годов был роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных цен­ностях.

Отражением острой идейно-художественной борьбы в литера­туре 60-70-х годов было появление так называемого антинигили­стического романа ("Некуда" Н.С.Лескова; "Взбаламученное мо­ре" А.Ф.Писемского; "Бесы" Ф.М.Достоевского и др.).

60-70-е годы - время наибольших достижений русского класси­ческого романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И.С.Тургенев (1818-1883) и Ф.М.Дос­тоевский (1821-1881). В романе Тургенева "Отцы и дети", опуб­ликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы об­разы новых героев эпохи.

Творчество Ф.М.Достоевского, идейно сложное, подчас траги­ческое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскор­бленных, вера в человека были главной темой писателя Глубоко волновали Достоевского революционное подполье в России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал про­тив смуты и крови как средства обновления мира.

Н.А-Некрасова (1821-1877/78) разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд зани­мала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства (поэма "Кому на Руси жить хорошо").

Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л.Н.Толстого (1828-1910). Он ставил в своих романах, повестях, Драмах, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда вол­новали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит бес­пощадный приговор морали, нравам, устоям этого общества.

Состояние театра в пореформенную эпоху определялось ус­пехами отечественной драматургии. Общественность, в частно­сти театральная, привлекала внимание к животрепещущим воп­росам развития театра: улучшению профессионального актерско­го образования, расширению сети театров за счет создания част­ных антреприз. В 1882 г. монополия казенных театров была от­менена. Однако еще раньше частные спектакли возникали под видом "домашних спектаклей", "семейных вечеров" и т.д. Так, появились в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициа­тиве А.Н.Островского, Н.Г.Рубинштейна, В.Ф.Одоевского; пер­вый народный театр на Политехнической выставке (1872).

Основными центрами театральной культуры продолжали оста­ваться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. В это время открылись театры в Орле, Рязани, Костро­ме, Смоленске, Саратове, Пензе и др. Появился новый зритель из среды разночинской интеллигенции. Театр становился культур­ным центром провинции.

С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрыв­но связано с именем А.Н.Островского (1823-1886), который счи­тал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия Островского - замечатель­ное явление национальной художественной культуры. С поста­новки пьесы "Не в свои сани не садись" в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. В 1882 г. в связи с 35-летним юбилеем литературной деятельности Островского И.А.Гончаров писал: '"Литературе Вы принесли целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой, русский, национальный те­атр"'. На драматургии Островского воспитывались многие талан­тливые русские актеры (П.М.Садовский, Н.Х.Рыбаков, П.А.Стре-петова, А.Е.Мартынов, Н.А.Никулина и др.).

Музыкальная культура этого времени также отличалась неко­торыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе АТ.Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к му­зыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге А.Г.Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н.Г.Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало про­фессиональному музыкальному образованию в России.

В Петербурге в 60-е годы композитором М.А.Балакиревым и преподавателем пения Г.Я.Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила за­дачу распространения музыкальных знаний, пропаганды сочине­ний Глинки, Даргомыжского, композиторов "могучей кучки", лучших произведений зарубежных композиторов (Л.Бетховена, Ф.Листа, Г.Берлиоза и др.).

Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музы­кальной культуры сыграло творческое объединение композито­ров "могучая кучка" [М.А.Балакирев (1836/37-1910), М.П.Му­соргский (1839-1881), Ц.А.Кюи (1835-1918), АЛ.Бородин (1833-1887), Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов (1824-1906). Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композито­ров "могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни", национальный характер. Они широко использовали му­зыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ("Борис Годунов", "Хованщина" М.П.Мусоргского). Ком­позиторы "могучей кучки" много сделали для собирания и изуче­ния музыкального фольклора, издав в 60-70-х годах несколько сборников русских народных песен.

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского (1840-1893). Он - один из величайших компози­торов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музы­кального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красави­ца"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, роман­сы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и др.). Национальная и глубоко народная музыка Чайковского об­ладает редкостной силой эмоционального воздействия.

Чайковский создал основные произведения в 70-80-е годы. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чай­ковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в последних его произведениях.

Отличительным свойством пореформенного музыкального ис­кусства была его программность, использование в музыке нацио­нальных мотивов, сюжетов из литературных произведений. В.В.Стасов отмечал, что композиторы следовали примеру Глин­ки. "Наша эпоха, - писал критик, - все дальше и дальше отходит в сторону от "чистой" музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания".

Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи и перед изобразительным искусством, в частномти перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".

60-е годы в истории русского изобразительного искусства ха­рактеризуются преобладанием социально-бытового жанра. "Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких ху­дожников, - писал В.В.Стасов, - а выражение современной по­требности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни". С наибольшей полнотой атмос­феру 60-х годов отразило творчество В.Г.Перова (1833-1882) (картины "Сельский крестный ход на пасхе", "Проводы покойни­ка". Тройка" и др.).

Развитие бытового жанра послужило предпосылкой одного из самых значительных событий русской художественной жизни второй половины XIX в., известного как "бунт 14-ти протестан­тов", происшедшего в Петербургской Академии художеств в 1863 г. Это было фактом общественной жизни 60-х годов. Ближайши­ми последствиями "бунта" (художники отказались писать дип­ломную работу на обязательную, заранее заданную академичес­ким начальством тему) было заявление дипломантов во главе с И.Н.Крамским о досрочном выходе из Академии художеств. Впервые произошел открытый разрыв с академическим искусст­вом. Это положило начало самостоятельному направлению в живописи, эстетика которого и идейные установки противостоя­ли академизму, официальному направлению в искусстве на про­тяжении второй половины XVIII - первой половины XIX вв.

Идейно-художественное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения 'Товарищества передвижных художественных выставок" (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представ­лена выставка картин "Артели художников", имевшая успех. В Ус­таве Товарищества впервые четко была определена связь искусства с запросами жизни, подчеркивалась необходимость пропаганды произведений живописи. С этой целью устраивались "во всех горо­дах империи передвижные художественные выставки в видах дос­тавления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами".

Передвижничество - ведущее направление в искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Про­граммность творчества передвижников определяли граждан­ственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, ис­торическая живопись), художники-передвижники внесли в каж­дый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н.А.Ярошенко (1846-1898) - "Курсистка", "Студент", "Кочегар"]. Излюбленной темой передвижников была родная природа. Ху­дожники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской при­роды, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф.А.Ва­сильев, И.И.Шишкин, И.И.Левитан). Картина А.К-Саврасова "Грачи прилетели", показанная на первой выставке передвижни­ков (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступа­ющей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубо­кий психологический реализм. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который "...представлял лиц, дорогих нации, верив­ших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею" (И-Е.Репин).

Художником огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности был И.Е.Репин (1844-1930). Его мировоззрение складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современ­ной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение к народу показал Репин в картине 'Бурлаки на Волге" (1873). Ху­дожник утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видел в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успеш­но работая в области портретного жанра, он создал серию блиста­тельных образов - людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репи­на является портрет М.П.Мусоргекого (1881).

Художники-передвижники неоднократно обращались к истори­ческой тематике, причем в их полотнах преобладала нацио­нальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение пе­реломных моментов в русской истории. Они по-новому тракто­вали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдаю­щейся личности (Н.Н.Ге. "Петр I допрашивает царевича Алек­сея", 1871; И.Е.Репин. "Иван Грозный и сын его Иван", 1885).

Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В.И.Сурикова (1848-1916). Его интересо­вали в русской истории большие социально-политические и ду­ховные конфликты, проявления народной борьбы против офици­альной государственности и церковности ("Утро стрелецкой каз­ни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887 и др.). Суриковская трак­товка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.

Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М.М-Антокольский (1843-1902), сыгравший большую роль в разви­тии русской реалистической скульптуры. Он создал серию истори­ческих произведений ("Иван Грозный', 'Петр Г, 'Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый" и др.). А.М.Опекушин (1838-1923) - один из пред­ставители монументальной скульптуры - был автором памятника А-С.Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!