Художественная культура в СССР в период оттепели

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Литература "оттепели" не пережила своего времени, даже в числе лучших своих образцах, таких, как роман В.Дудинцева "Не хлебом единым", рассказы Д.Гранина "Собственное мнение" и А.Яшина "Рычаги", поэма С.Кирсанова "Семь дней недели". Писа­тель в те годы, по выражению Б.Слуцкого, был учителем в школе для взрослых, а современный читатель эту школу уже закончил. Художественные произведения тех лет, которые оказались в цен­тре читательских споров и нападок официальной критики, сейчас интересны как документы эпохи, своеобразный барометр обще­ственных настроений. В художественной форме ставились про­блемы, жизненно важные для общества, которые нельзя было обсуждать открыто из-за идеологических запретов. Эти вопросы поднимались на читательских конференциях и при обсуждении литературных произведений в писательских организациях. "За" или "против" в таких литературных дискуссиях означало гораздо больше, чем понравился или нет тот или иной рассказ или по­весть, - это было выражением общественной позиции.

Особое место среди событий культурной жизни 1956 г. заняла публикация романа Дудинцева "Не хлебом единым" - о судьбе одиночки-изобретателя, который ведет неравную борьбу с бю­рократами. Номера "Нового мира", где публиковался роман, были нарасхват, за ними выстраивались очереди в библиотеках. Роман вызвал поток читательских писем. Писали инженеры-изоб­ретатели, которые своим собственным опытом подтверждали правдивость книги, писали учителя, преподаватели вузов, сту­денты, школьники, офицеры. По словам одного из читателей, "Не хлебом единым" переболела вся читающая Россия".

Если роман Дудинцева можно считать манифестом либераль­ного лагеря, то такую же роль для лагеря консервативного сыг­рал откровенно антиинтеллигентский роман В.Кочетова "Братья Ершовы" (1958). Некоторые его персонажи были легко узнавае­мы - в карикатурном виде автор изобразил известных писателей.

Предметом дискуссий стали рассказы Д.Гранина "Собственное мнение" и А.Яшина "Рычаги", посвященные проблеме нравствен­ных деформаций в обществе, в котором господствуют двоедушие и лицемерие.

Основным направлением поисков писателей и художников стали попытки показать жизнь такой, какая она есть, без пара­дности и шумихи, без надуманного героизма, т.е. жизнь обыкно­венных людей с их повседневными заботами, огорчениями и ра­достями. На смену сильным, не знающим сомнений, всегда по­беждающим героям пришли обычные люди. Как сказал В.Аксенов о первой повести АТладилина "Хроника времен Вик­тора Подгурского"(Юность. 1956. №9), "влюбленный неудачник впервые потеснил плечом розовощеких роботов комсомольского энтузиазма". Подобные произведения не соответствовали кано­нам социалистического реализма и вызывали нападки критики. Типичны претензии, предъявленные критикой к повести В.Н.Семина "Семеро в одном доме" (1965). Герои Семина пред­ставлялись критикам мелкими, неинтересными людьми, труд ко­торых лишен романтики и героизма, а жизнь буднична и уныла. Правда их жизни противопоставлялась абстрактной "большой правде", некоей "правильной идее", согласно которой советский человек не может быть несчастным и одиноким, ибо он вдохно­венно трудится во имя счастливого будущего. Литературе и ис­кусству задавался определенный уровень героизма и романтики, несоответствие которому подвергалось нападкам.

В кинематографии появился новый тип киногероя - рядового человека, далекого от идеала, но привлекательного своими нрав­ственными качествами, близкого и понятного зрителям. Подоб­ный образ был воплощен на экране Н.Рыбниковым в фильмах "Весна на Заречной улице" (режиссер М.Хуциев, 1956), "Высота" (режиссер А.3архи, 1957) и А.Баталовым в фильмах 'Большая семья" (1954), "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958; все три фильма режиссера И.Хейфица). В произведениях на историко-революционные темы на первый план выходили ря­довые участники событий.

Шло становление нового художественного мышления в изоб­разительном искусстве. Были осуждены помпезный стиль в живописи и скульптуре, практика "отклика на события", реабили­тировано искусство авангарда 20-х годов, стали проводиться выс­тавки молодых художников, работавших в нетрадиционном сти­ле. Однако консервативное руководство Академии художеств, не желая терять монопольного положения в советском иобрази-тельном искусстве, всеми силами противилось утверждению не­традиционных направлений. При поддержке Хрущева, который посетил в 1962 г. выставку, посвященную 30-летию МОСХа, оно добилось официального осуждения левых течений, "формализм" и "абстракционизм" были объявлены "враждебными всей марксист-ско-ленинской идеологии нашего общества". Но запретить твор­ческие поиски молодых художников было невозможно. Изолиро­ванные от публики, они продолжали работать для себя и друзей.

С начала 60-х годов в советской живописи утвердилось новое направление, позже названное "суровым стилем", для которого характерен подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным яв­лениям. К этому направлению относятся работы П.Ф.Никонова "Наши будни"(1960) и Теологи"(1962), Н.И.Андронова 'Плото­гоны" (1959-1961), В.Е.Попкова "Бригада отдыхает" (1965) и др.

Особое звучание в период "оттепели" приобрела проблема молодежи, ее идеалов и места в обществе. Одним из первых ее поднял Л.Зорин в пьесе "Гости" (поставлена в театре им.Ер-моловой в 1954 г.). В этой пьесе молодой герой, противостоящий карьеристу отцу, находит духовную связь с дедом, который со­хранил верность идеалам революции. О проблемах молодежи писали и молодые авторы. Как бы от имени всего поколения, вступающего в жизнь, прозвучали слова одного из героев попу­лярной в свое время повести В.П.Аксенова "Коллеги" (1960):

"Мы поколение людей, идущих с открытыми глазами. Мы смот­рим вперед и назад, и себе под ноги... Мы смотрим ясно на вещи и никому не позволим спекулировать тем, что для нас свято".

Ключевым произведением на эту тему в кино стал фильм "Застава Ильича" (режиссер М.Хуциев, 1959-1964). Хуциев ут­верждал в своем фильме, что молодежь верна идеалам отцов, и эти убеждения не требуют высоких слов, потому что они глубоко осознаны и искренни. Отсутствие прямолинейности и назида­тельности в выражении этой идеи привело к неправильному тол­кованию фильма, который еще до выхода на экран был подверг­нут критике, переделан автором и выпущен под названием "Мне двадцать лет" (первоначальный вариант фильма восстановлен в 1987г.).

С трудом пробивала себе дорогу тема сталинских репрес­сий. После XX съезда партии появились пьесы, где главными героями были выведены реабилитированные коммунисты:

Г.Березко "Возмездие" (репетировалась в МХАТе), А. Штейн "Гостиница "Астория" (театр им. Маяковского в Москве), Н.По­годин "Верность". В этих пьесах проводилась мысль о том, что в годы культа личности Сталина выживали приспособленцы, а лучшие люди гибли. В 1962 г. была опубликована повесть А.Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Вскоре лагерная тема была вновь закрыта.

В годы "оттепели" по-новому стала звучать тема Великой Оте­чественной войны. На смену героически возвышенным образам в произведениях на военную тему приходили обыкновенные, ря­довые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть и будни вой­ны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презри­тельно и несправедливо называли "окопной". Программным стал спектакль "Современника" о войне - "Вечно живые" по пьесе В.Розова. Лучшие советские фильмы, получившие признание не только в нашей стране, но и за рубежом, - это "Летят журавли" (режиссер М.Калатозов, 1957), "Баллада о солдате" (режиссер Г.Чухрай, 1959), "Судьба человека" (режиссер С.Бондарчук, 1959). Одной из лучших книг о тяжелом повседневном солдатс­ком труде на войне стал роман-трилогия К.Симонова "Живые и мертвые" (1955-1970).

Характерной приметой времени стал массовый интерес к по­эзии. Читатели заново открывали для себя творчество С.А.Есе­нина, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой и многих других поэтов, которые не печатались в 30-40-е годы. В литературу пришло новое поколение поэтов, наиболее яркие фигуры среди них Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина,  Р.Рождественский. Это было время расцвета "эстрадной поэзии". Поэтичес­кие вечера в Политехническом музее, Лужниках, НИИ и учебных институтах, домах культуры, школах и техникумах собирали большую аудиторию любителей поэзии. После открытия памят­ника Маяковскому в июле 1958 г. в Москве появилась постоян­ная площадка "на Маяке", где ежемесячно собирались желающие читать и слушать стихи.

Новую жизнь обрел жанр авторской песни. Ее возросшую популярность можно объяснить доступностью, широкими воз­можностями распространения через магнитофонные записи, от­зывчивостью на все происходящее в жизни. В авторской песне практически смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого бился пульс времени, сложного и противоречивого, когда шел мучи­тельный процесс превращения человека из "винтика государ­ственного механизма" в мыслящего, свободного члена общества.

Жесткая цензура на могла удержать в своих рамках творчес­кий всплеск середины 50-х годов. Получил распространение са­миздат. Бесцензурная оттепельная литература была очень пест­рой. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Антикоммунистическая литература в самиздате практически отсутствовала. Начало "оттепельного" самиздата положили списки поэмы Твардовского 'Теркин на том свете", написанной в 1954 г., но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора.

Идеологические стереотипы, сложившиеся в предшествующие годы, были серьезным препятствием на пути к зрителю и читате­лю многих талантливых произведений. Любое произведение, на­рушавшее принятые каноны в изображении исторических собы­тий, или вторгавшееся в негласно запретные темы, или же имев­шее непривычную форму, с трудом пробивало дорогу к аудито­рии. Наиболее талантливая и творчески активная часть художе­ственной интеллигенции вынуждена была тратить много усилий на борьбу за обнародование своих произведений. Такова история по­становки пьесы М.Ф.Шатрова "Большевики" в "Современнике", по-новому раскрывшей революционную тему. Вмешательство Н.С.Хрущева решило судьбу -публикации повести А.И.Солжени­цына "Один день Ивана Денисовича".

Многие произведения тех лет так и не дошли до читателя. Трагической оказалась судьба романа "Доктор Живаго" и его автора Б.Л.Пастернака. Отмеченный Нобелевской премией роман был напечатан в СССР лишь в 1988 г. Одно из наиболее сильных про­изведений о войне - роман В.Гроссмана "Жизнь и судьба", завер­шенный автором в 1960 г., был изъят у него органами госбезопас­ности и увидел свет только в 1988 г. На долгие годы был положен "ва полку" фильм М.Швейцера "Тугой узел" (1956). Безвозвратно утрачены подготовленные и неразрешенные к выпуску спектакли.

Большую роль в общественной и художественной жизни тех лет играли журналы. Определились две тенденции в духовной жизни общества. Одна из них - борьба за преодоление стереотипов созна­ния предшествующей эпохи, за обогащение советской культуры всем тем, что было создано прдшествующимй поколениями. Эта тенденция с начала 60-х годов воплощалась в деятельности журна­ла "Новый мир" (главный редактор А.Т. Твардовский). Другая тен­денция - сохранение идеологических схем и установок недавнего прошлого, продолжение административного вмешательства в культуру - была связана с журналом "Октябрь" (главный редактор В.А.Кочетов). Обе тенденции, конечно, не выражались прямоли­нейно, но прослеживались в подборе авторов, идейно-художественной направленности публикуемых произведений, в характере рецензий.

С середины 60-х годов, когда "оттепель" в духовной жизни об­щества стала постепенно сменяться "заморозками", когда усилился административный контроль за культурной жизнью, деятельность "Нового мира" встречала все больше препятствий. Журнал стали обвинять в очернительстве советской истории и действительности. Каждый номер журнала задерживался цензурой и приходил к чита­телям с большим опозданием. Однако смелость и последователь­ность в отстаивании идей XX съезда партии, высокий художе­ственный уровень публикаций создали общественный авторитет "Новому миру" и его главному редактору Твардовскому.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!