Художественная культура в СССР в 70-80-е годы

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

"Оттепель", несмотря на ее непоследовательность и противо­речивость, дала громадный импульс творческим поискам, кото­рые продолжались и давали плоды в последующие десятилетия. Советская культура стала более открытой по отношению к миро­вой и отечественной культуре прошлого. В литературе и искус­стве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

Художественная культура не была изолирована от повседнев­ной жизни страны. Нарастание коррупции, воровства, бесхозяй­ственности и организованной преступности, разрыв между поли­тическими решениями и реальным состоянием дел, догматизапия официальной идеологии негативно влияли на духовную атмосфе­ру в обществе. Официально провозглашаемые идеалы и цели не могли вдохновлять, они становились объектом политической иг­ры, формальным признаком благонадежности. Но люди нужда­лись в истинных ценностях, в идейных и нравственных ориенти­рах.

Ярким явлением в литературе этого времени стала так назы­ваемая деревенская проза, представленная творчеством таких писателей, как Ф.Абрамов, Б.Можаев, В.Белов, Е.Носов. В их произведениях исследовались нравственные вопросы, источники силы народного духа, взаимосвязь человека с природой, с историей народа - вечные проблемы, которые волновали людей всегда и которые с особой остротой ощущались обществом в рассмат­риваемый период.

Большой общественный резонанс имели произведения Ю.Трифонова "Обмен", "Предварительные итоги", "Другая жизнь", в которых автор показал духовную разобщенность и тра­гизм повседневного существования городской интеллигенции.

Духовные поиски 70-х годов вели к более глубокому осмысле­нию культурного наследия прошлого. Историческая преемствен­ность в культуре, разрушенная в 30-е годы, начала постепенно восстанавливаться в период "оттепели". Этот процесс продол­жился в последующие десятилетия. Во всех областях художе­ственной культуры заметен растущий интерес к классике, как отечественной, так и зарубежной. В течение 60-х - первой поло­вины 80-х годов в кино и на телевидении были экранизированы почти все наиболее значительные произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, романы Ч.Диккенса, Т.Манна, пьесы О.Уайль­да и многих других авторов. Возрос поток посетителей картин­ных галерей. Большой популярностью пользовались выставки старых мастеров из собраний зарубежных музеев. Громадными тиражами вышли Библиотека всемирной литературы и Библиоте­ка мировой литературы для детей. Классические произведения, по-новому осмысленные современным поколением, продолжали жить в духовной культуре народа, обогащая ее.

Широкое распространение получил культурно-исторический туризм. Возрождались и творчески осваивались многие нацио­нальные традиции - в фольклорных ансамблях, художественных промыслах, народных обрядах. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры. В 1966 г. возникло добровольное Всероссийское общество охраны памят­ников истории и культуры (ВООПИК). Материальный вклад об­щества в охрану памятников составляли не только взносы, но и непосредственное трудовое участие в реставрационных работах (движение добровольных помощников реставраторов возникло в 1971 г.). Все это дает основание говорить о начале нового этапа в освоении советской культурой духовных ценностей прошлого.

Большая открытость по отношению к культуре прошлого по­зволила вернуть то, что отвергалось в предшествующие годы. Так, в историю отечественной литературы были возвращены про­изведения А.М.Ремизова, Б.А.Пильняка, Игоря Северянина, О.Э.Манделыптама. Началось возрождение русской философс­кой классики. Но стереотипы идеологических оценок, не всегда справедливых, пересматривались медленно.

Ушли в прошлое встречи руководителей партии и государства с деятелями литературы и искусства, исчезли публичные разносы "провинившихся" и наставления, как нужно работать. Но идеоло­гический контроль за литературой и искусством ужесточился.

Выход в свет книги, премьера спектакля, выпуск на экраны, фильма зависели от большого количества инстанций, для кото­рых запрет был более надежным и безопасным, чем разрешение. Вместе с тем вернуться к практике сталинского времени, когда любые расхождения с официально установленными канонами сурово и публично карались, было уже невозможно. Органы ру­ководства литературой и искусством выносили решения, как пра­вило, негласно, иногда шли на уступки. Так, после разгрома вы­ставки художников-авангардистов в 1974 г. (печально знамени­тая "бульдозерная выставка") подобные выставки разрешались на короткий срок. На полках фильмохранилищ по разным причинам оказывались многие достойные фильмы, однако некоторые из них, "сомнительные" с точки зрения официальных канонов, все же выпускали на экраны в ограниченном количестве копий. Так, демонстрировались "Зеркало" А.Тарковского и "Короткие встре­чи" К.Муратовой.

В рассматриваемый период настоящий бум переживал театр. По сравнению с литературой и кино театр имел относительно небольшую аудиторию. Поэтому этот вид искусства играл роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, зревшего в обществе. Зрители стояли в очередях ночами, чтобы посмотреть спектакли театра на Таганке (гл.реж. Ю.Лю-бимов), чтобы попасть в Современник (гл.реж. О.Ефремов, после 1971 г. Г.Волчек) или в ленинградский Большой Драматический театр (гл.реж. Г.Товстоногов). Большой популярностью пользовались спектакли, поднимавшие острые социальные и экономические вопросы: "Сталевары", "Заседание парткома", "Обратная связь" (МХАТ), "Человек со стороны" (театр на Малой Бронной). Каж­дый из этих спектаклей рождался не только в творческих муках, но в борьбе с многочисленными идеологическими кураторами.

Бюрократические преграды в художественном творчестве зас­тавляли авторов постоянно приспосабливаться. Годы застоя ка­лечили людей нравственно. Терялась вера в свои силы, выраба­тывалась готовность к компромиссам.

Экраны кинотеатров заполняли многосерийные фильмы-эпо­пеи, выпущенные к очередному юбилею. Реклама, организация парадных всесоюзных кинопремьер могли создать только види­мость зрительского успеха. Популярностью пользовались филь­мы В.Шукшина, Н.Михалкова, А.Митты. Самым кассовым фильмом в эти годы стал фильм В.Меньшова "Москва слезам не верит". Вырос поток серых, посредственных фильмов, формиро­вавших вкусы зрителя, как правило, плохо знакомого с подлин­ным киноискусством как отечественным, так и зарубежным. Многие работы таких талантливых советских режиссеров как А.Тарковский, А-Герман, К.Муратова не стали достоянием ши­рокой киноаудитории.

Процессы, происходившие в изобразительном искусстве, также были плохо известны широкому зрителю. На юбилейных выставках в Манеже, самом крупном выставочном центре стра­ны, почти не были представлены течения современной советской живописи, преобладал определенный круг авторов, работавших в традиционной манере и официально признанных.

Актом протеста против бюрократических запретов в литера­туре и искусстве стало самодеятельное издание в 1978 г. литера­турно-художественного альманаха "Метрополь", в котором при­няли участие В.Аксенов, А.Битов, Ф.Искандер, В.Ерофеев и дру­гие авторы. Альманах носил подчеркнуто аполитичный характер, однако был воспринят властями как антисоветская акция. Неко­торые писатели и художники, которые не могли приспосабли­ваться и у которых не хватило сил, чтобы бороться, покидали родину. После запрещения ряда готовых спектаклей уехал за границу главный режиссер Театра на Таганке Ю.Любимов, ос­тался работать на зарубежных студиях А-Тарковский, эмигриро­вали художники О.Целков, М.Шемякин, поэты И.Бродский, Н.Коржавин, А.Галич, писатель В.Некрасов, был выслан и лишен советского гражданства А.Солженицын. Были лишены советско­го гражданства выдающийся музыкант современности М.Ростро-пович и талантливая певица Г.Вишневская.

Творчество многих писателей, художников, музыкантов, ре­жиссеров, оказавшихся за пределами родины, официально было вычеркнуто из советской культуры, их имена перестали упоми­наться даже в исторических и искусствоведческих исследованиях. Но и "вычеркнутые" произведения продолжали жить в списках, ксерокопиях, на кино-, фото- и магнитных пленках.

В 70-е годы отчетливо выделились два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, другими словами поддержанная и поощряемая государством культура и не при­знанная им. И тот и другой пласты включали как высокохудоже­ственные образцы, так и слабые произведения. В самиздате ходи­ли не только стихи Бродского и романы Набокова, но и низко­пробные детективы. Официальная культура не исчерпывалась "секретарской" литературой (т.е. вышедшей из-под пера секрета­рей Союза писателей) и фильмами-эпопеями.

Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. В годы сталинизма возможность существования и распространения официально непризнанных произведений практически отсутство­вала, так как представляла опасность для жизни. Избавление об­щества от страха и появление технических возможностей распро­странения привели к расширению неофициальной культуры.

Одним из ее ярких проявлений стало песенное творчество В.С.Высоцкого. Ему удалось сказать в песнях о тех сторонах жизни, о которых не принято было говорить открыто. Демокра­тичность творчества, широта охвата жизни, глубокое понимание народного духа, его исторических корней сделали Высоцкого поистине народным поэтом и артистом, хотя никаких званий и наград при жизни он не получал. Феномен популярности Высоц­кого - характерная черта своего времени. Лишь некоторые его песни при жизни автора звучали с экрана, по радио или были за­писаны на пластинки. Основным же источником распространения его произведений были магнитофонные записи.

Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали "кухонные" диспуты московской интеллигенции. На кухнях в дружеском кругу обсуждались "больные вопросы": "что делать?", и "кто виноват?". Возродились споры западников и славянофилов. Интеллигенция существовала по законам двойного сознания:

демонстрировала свою послушность на работе и партийных со­браниях и противопоставляла себя власти в кулуарных разгово­рах.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!