Художественная культура в первой половине XIX веке

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Для художественной культуры первой половины ХЕХ в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное со­существование разных художественных стилей.

В художественном сознании первых десятилетий XIX в. проис­ходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мо­тивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудитель­ным источником его поступков.

Основное направление в художественной культуре первых де­сятилетий XIX в. - романтизм. В России он возник в перелом­ную эпоху Отечественной войны 1812г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действи­тельности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечествен­ной истории, утверждение сильной, свободной личности.

Внимание к отечественной истории было характерно для худо­жественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пу­гачевского бунта"). С осмыслением исторического прошлого Рос­сии связаны споры вокруг "Философического письма" П.Я.Чаада-ева. Пушкин был одним из тех, кто не принял нигилистическую оценку Чаадаева отечественной истории. В письме к нему поэт писал: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться .... Я далеко не восторга­юсь всем, что вижу вокруг себя ... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь дру­гую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал".

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития нашего общества", как писал Белинский. Развитие ли­рики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, про­никнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декаб­ристы способствовали утверждению мысли о ее высоком граж­данском назначении.

В русле романтического движения закладывались основы рус­ского исторического  романа  (А.А-Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин), формировалось понимание национальной само­бытности и народности литературы. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впер­вые познакомили русского читателя с произведениями современ­ных западноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем   "Илиаду" в переводе Н.И.Гнедича.

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности ли­тературы, - народность художественных произведений, эволю­ция самого этого понятия. Поиск сущности народности первона­чально связывался с растущим интересом к отечественной исто­рии. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытно­сти русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной са­мобытностью, т.е. с особенностями уклада народной жизни, бы­та, костюма и т.д.

Идейные искания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия "народность". Если официаль­ная народность исходила из "беспредельной преданности и пови­новения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни".

Развивая и углубляя понятие народности литературы, классики русской критики в качестве необходимого ее условия считали соответствие изображаемого писателем в своих произведениях жизненной правде. По мнению В.Г.Белинского, истинно народ­ное произведение то, которое отвечает объективным интересам народа. Отражая реальную, тяжелую жизнь простых людей, ху­дожественное произведение должно призывать к борьбе за ее изменение. Этот тезис стал одним из главных положений рево­люционно-демократической эстетики.

В последние предреформенные десятилетия развитие художе­ственной культуры характеризовалось движением от романтиз­му к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в це­лом роль А.С.Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о рус­ском национальном поэте ... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет".

Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской рево­люционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихот­ворцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество - закономер­ный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литера­турного языка, начало реализма в литературе как художествен­ного направления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым рус­ским реалистическим романом, "в высшей степени народным произведением" (В.Г.Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833 г.

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творче­ство М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время -погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действи­тельности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман "Герой нашего времени" (1841), сохраняя романтичес­кие черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в русской литературе. "Мертвые души" (1-й том вышел в 1842 г.) - одно из ярких реали­стических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белин­ский оценил его как "творение чисто русское, национальное, вых­ваченное из тайников народной жизни".

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Соци­альность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни - общепризнанная особенность и характерная черта. Од­ним из открытий писателей "натуральной школы" (ранние произ­ведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.До­стоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой жи­тейской судьбой.

Предметом пристального внимания русской литературы стано­вилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В.Григо­ровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И.С.Тургенева). Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А.Н.Ост­ровский.

Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально дей­ственный характер, воздействие "на понятия и нравы общества" отмечали многие современники.

В первой половине XIX в. активизируется собирательская и исследовательская деятельность в области русского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание народных песен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее пол­ным сводом русского фольклора.

Состояние театрально-сценического искусства было показате­лем "общественного просвещения и духа времени" (В.Г.Белинский). Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., драматическую цензуру, вли­явшую на репертуар, театр играл все более заметную роль в общественно-культурной жизни.

Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и балетную. Драматичес­кие спектакли были перенесены в здание, построенное архитек­тором О.И.Бове и получившее название Малого театра. Боль­шой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балет­ных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наи­более известный из них - Александрийский (архитектор К.И.Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М.В.Крю-ковского "Князь Пожарский". В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр север­ной столицы Российской империи носил официально-парадный характер. Театры существовали также во многих губернских го­родах.

Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечатель­ного русского актера П.С.Мочалова (1800-1848), прославивше­гося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творче­ства стала роль Гамлета. Успех Мочалова в этой области объяс­нялся современным прочтением пьесы. Герой Мочалова воспри­нимался зрителями как русский Гамлет 30-40-х годов XIX в.

Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, особенно А.Н.Ост­ровского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.

Реформатором актерского искусства, основоположником реа­лизма на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин (1788-1863). "Он создал правду на русской сцене, - писал о нем Герцен, - он первый стал не театрален на театре". Метод игры Щепкина явился основой сценической школы актерского искусства в тече­ние многих последующих десятилетий.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена (Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, М.С.Щеп­кин, А.Е.Мартынов). В этот период начинается становление ре­жиссуры, искусства оформления спектакля.

Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народно­сти и демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К.А.Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский (1799-1862). Постановка наиболее извест­ной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г.

В обществе усилился интерес к камерным и публичным кон­цертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоев­ского, в литературном салоне З.А.Волконской. Огромным успе­хом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, кото­рые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И.Штраус.

В истории русского музыкального искусства особая роль при­надлежит М.И.Глинке (1804-1857). С его именем связано воз­никновение русской музыкальной классики, национальной шко­лы в музыке. Событием в культурной жизни России была поста­новка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836). Оперу довольно су­хо встретила великосветская публика, "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России востор­женно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков.

Глинка - родоначальник основных жанров отечественной про­фессиональной музыки. Он "создал национальную русскую опе­ру, национальную инструментальную музыку ... русский нацио­нальный романс", - писал о нем В.В.Стасов. Глинка - компози­тор, для которого высшими принципами искусства были идей­ность и народность. "Создает музыку народ, - говорил он А.Н.Се­рову (композитор и музыкальный критик), - а мы, художники, только ее аранжируем".

Для творчества А-С.Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячее со­чувствие к "маленькому человеку" (опера "Русалка", 1856). Дар­гомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере "Каменный гость").

Изобразительное искусство не представляло единства в идейно-художественном отношении.

Блестящих успехов достигла архитектура русского ампира. В первой трети ХГХ в. она продолжала традиции классицизма и была связана с именами А.Д.Захарова (1761-1811), одного из первых зачинателей русского ампира, А.Н.Воронихина (1759-1814), К.И.Росси (1775-1849). Для зодчих этого времени стано­вится характерным синтез архитектуры и скульптуры. В это вре­мя создаются монументальные ансамбли Петербурга, формиру­ются площади северной столицы - Дворцовая, Сенатская, Стрел­ка Васильевского острова.

В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845).

В 30-е годы в связи с признаками распада художественной сис­темы классицизма архитектура все более приобретала функцио­нально-утилитарный характер. Начавшееся строительство до­ходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые сохраняли стилевое единство.

В это время получает распространение "русско-византийский" стиль. Одним из ведущих архитекторов этого стиля был КА.Тон (1794-1881) - автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца. Оружейной палаты.

Освобождение от идейно-эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в роман­тическом портрете. Одним из ярких представителей романтизма был замечательный портретист начала ХЕХ в. О.А-Кипренский (1782-1836). Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П.А.Оленина, 1813), подчеркивает романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой, 1814). Кипренский создал прекрасный порт­рет А.С.Пушкииа (1827).

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные перемены в академической живо­писи. В 30-50-е годы идейные каноны академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Сохра­нялся приоритет исторической живописи; бытовой жанр как пол­ноправный еще не признавался. Идейно-художественные уста­новки академизма вступали в противоречие с требованиями жиз­ни и общественными задачами искусства.

Наиболее ярким представителем классицизма был К.П.Брюллов (1799-1852). Но он привнес в живопись новые романтические черты. Национальным своеобразием русского романтизма в ис­торической живописи был некоторый "трагический налет". В кар­тине Брюллова "Последний день Помпеи" впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя и в идеализированном виде. Брюллов - блестящий мастер парадных портретов ("Всадница", 1832). В последний период своего твор­чества он достиг в портретах большого психологизма ("Авто­портрет", 1848).

А.А.Иванов (1806-1858) - крупнейший художник XIX в., в творчестве которого было сильно философское, религиозно-нрав­ственное начало. Художник верил в высокое предназначение просвещения, способного указать народу путь к усовершенство­ванию и социальному обновлению. Главным делом всей его жиз­ни стало монументальное полотно "Явление Христа народу", над которым он работал 20 лет (1837-1857). Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим.

Новые реалистические тенденции в живописи развивались наи­более плодотворно вне стен Академии. Рождение бытового жан­ра связано с творчеством А.Г.Венецианова (1780-1847). Его кар­тины были открытием в русской живописи 20-х годов ("На паш­не. Весна", "На жатве. Лето", "Захарка" и др.): художник изобра­жал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианов создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в ху­дожественной культуре 20-40-х годов и способствовала распрос­транению бытового жанра. У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния).

В первой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла первая в Рос­сии частная художественная школа, основанная А.В.Ступиным. Арзамасская школа (1802-1862) способствовала развитию демок­ратической жанровой живописи.

Центром художественной жизни Москвы стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важ­ную роль в утверждении принципов реализма в русском искусст­ве. (В 1918 г. училище было реорганизовано во 2-ые Свободные художественные мастерские, позднее преобразованные в Мос­ковский художественный институт им. Сурикова и Московский архитектурный институт).

Родоначальником критического реализма в русском изобрази­тельном искусстве был П.А.Федотов (1815-1852). Появление ма­леньких жанровых картин Федотова на академической выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастер сумел выразить большие социальные проблемы. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные сто­роны общественной жизни ("Свежий кавалер", 1846; "Сватовство майора", 1848). Драматизм, метафоричность, свойственная худо­жественной манере Федотова, особенно проявились в его после­дней картине "Анкор, еще анкор!" (1851-1852). П.А.Федотов за­вершил эволюцию русской живописи первой половины XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!