Художественная культура советского общества

Содержание:

Введение           3

1. Развитие художественной культуры в 20-30-е годы.   4
2. Советская художественная культура в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.      10
3. Культурное развитие страны во второй половине XX века  14

Заключение           24
Список литературы         25

Введение

Сложный и противоречивый путь прошла художественная культура российского общества на протяжении двадцатого века. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются в наши дни, можно найти крайне полярные точки зрения и оценки всего происходившего, разрушенного и созданного за годы советской власти. Многие мнения весьма категоричны, односторонни - от полного отрицания всех достижений художественной культуры советского времени до чрезмерного их возвеличивания. Однако следует помнить, любое общественное движение, тем более такое масштабное и всеохватывающее, как культурно-исторический процесс, сложно, многомерно, многозначно и не может укладываться в рамки однозначных оценок.
Современникам всегда трудно давать объективный анализ всего спектра социокультурных явлений. Это дело будущего. Тем не менее, некоторые ведущие тенденции, болевые точки в развитии художественной культуры советского общества попытаемся определить и дать им свою оценку.

1. Развитие художественной культуры в 20-30-е годы.

Октябрьская революция 1917 г. - несомненно крупнейшее событие XX века. Но что она принесла народу, его культуре? В поисках ответа на этот вопрос особый интерес представляет период первого десятилетия становления новой социокультурной системы. Он включил в себя целый комплекс преобразований в политической, экономической и культурной областях. Революция выступила не только против старой политической системы, но и против основных ценностей духовной жизни прежнего общества. Уничтожив старую государственность, она разрушила и систему художественной культуры. На слом последней был направлен целый комплекс преобразований в литературе, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре и других видах художественной деятельности. Но все это, однако, не означало, что коренные изменения произошли в один момент - старое и новое еще долго сосуществовало, взаимодействовало, соперничало и боролось одно с другим (12, с. 78).
Строительство новой культуры началось сразу же после Октября. В ноябре 1917 г. был создан Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) во главе с А.В. Луначарским. В ведение этого учреждения вошли учебные заведения, научные учреждения, музеи, театры, библиотеки, другие культурно-просветительные учреждения, а также органы пропаганды.
Огромный размах приобрела национализация культурных ценностей. Уже в первые месяцы советской власти в собственность государства перешли Эрмитаж, Русский музей. Третьяковская галерея, Оружейная палата и другие музеи, театры, музыкальные учреждения, кинопромышленность, печать, издательское дело. Программное положение РКП (б) - «открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства» осуществлялось широко и масштабно. В процессе национализации, однако, были безвозвратно утеряны многие культурные ценности: библиотеки, архивы, иконы, картины, архитектурные памятники, культовые и гражданские сооружения и многое другое.
Одним из наиболее важнейших культурных преобразований советского государства была ликвидация неграмотности и создание развернутой системы народного образования. В канун Октябрьской революции около половины взрослого населения России не умели читать и писать. Особенно низким был уровень грамотности в деревне, где неграмотные составляли около 80 %, а в национальных окраинах - 99,5 % (7, с. 309).
В 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умевших читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. В стране была создана сеть просветительных учреждений: школ грамоты, изб-читален, различных кружков. В 1920 г. при Наркомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, а в 1923 г. - массовое добровольное общество «Долой неграмотность!» За первое десятилетие советской власти было обучено грамоте 10 млн. человек.
Большие изменения произошли в сфере образования. Школьная система целиком перешла в руки государства, школа была отделена от церкви, были пересмотрены учебные программы, введено совместное обучение мальчиков и девочек.
Предпринимались активные шаги по созданию высшей школы нового типа. Декрет СНК 1918 г. «О правилах прием в высшие учебные заведения» открывал широкий доступ в стены вузов детям рабочих и крестьян: отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, не требовался документ о среднем образовании. Вскоре при университетах открылись рабфаки, дававшие возможность готовиться к поступлению в вузы. Однако дети дворян, буржуазии, к которым относили и интеллигенцию, были лишены права на получение высшего образования. К концу 30-х годов в стране была создана широкая сеть высших и средних специальных учебных заведений.
Становление новой модели культурного строительства — процесс сложный, противоречивый и подчас трагический. Важнейшей проблемой этого процесса стало соотношение нового и старого в культуре. Этот вопрос стал предметом острейшей идейной борьбы с первых дней новой власти. Первое послеоктябрьское десятилетие отличалось многообразием мнений, огромным числом дискуссий по всем вопросам дальнейшего развития социалистической культуры.
С одной стороны, на роль монополиста в управлении делами культуры претендовала партийно-бюрократическая верхушка, с другой - представители творческих организаций как старых, так и вновь созданных. Так, Пролеткульт, выступавший за создание «чистой» пролетарской культуры при полном отказе от культуры прошлого как классово чуждой, стал бороться за предоставление ему всей полноты власти в вопросах культуры (15, с. 36).
Претензии Пролеткульта на руководство всем культурным процессом не осуществились. В декабре 1920 г. было опубликовано письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», в котором теория и деятельность этой организации подверглись резкой критике. Однако, несмотря на провозглашение необходимости сохранения культуры и бережного отношения к лучшим ее достижениям, одновременно утверждался узкоклассовый подход к культуре. Это приводило к отрицанию всего того, что, по мнению властей, мешало строительству нового общества. Уничтожались ценнейшие явления культуры, подвергались гонениям представители старой интеллигенции, потому что их взгляды не укладывались в рамки новой идеологии.
В результате такой политики в эмиграции оказались многие видные представители русской культуры: С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, К.А. Коровин, А.П. Павлова, Ю.П. Анненков и другие. В августе 1922 г. большая группа ученых, писателей, публицистов (всего 160 человек) была выслана из Советской России. В их числе философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков и другие (8, с. 175). По некоторым данным среди русских эмигрантов за границей оказалось примерно 500 крупных ученых, в том числе 150 профессоров российских университетов. В действительности их было значительно больше. Такое изгнание умов отрицательно сказывалось на интеллектуальном потенциале страны, на ее художественной культуре.
В то же время многие интеллигенты приняли советскую власть, активно участвовали в строительстве новой культуры: литераторы - A.M. Горький, А.А. Блок, С.А. Есенин, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, деятели театра - К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд и многие другие.
Социально-культурные преобразования в стране нашли яркое отражение в литературе и искусстве Советской республики. Это было сложное и противоречивое время, когда рядом существовали идейные и художественные течения предреволюционной России и новые, являвшиеся детищем революции.
В литературе продолжалась творческая деятельность A.M. Горького, А.А. Блока, В.Я. Брюсова, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой и многих других. Наряду с ними выдвинулись представители молодой советской литературы - Н.С. Тихонов, А.А. Жаров, Л.М. Леонов, Д.А. Фурманов, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев и другие. С ними в литературу пришли новые темы и новые герои. Увлеченные романтикой первых революционных преобразований, пафосом борьбы, они воспевали новое общество и его творцов. Их герои - люди мужественные, сильные, беззаветно преданные революции. Отражением бурной литературной жизни, поисков новых путей ее развития было и возникновение многочисленных литературных объединений: Всероссийского союза поэтов (1918), Всероссийского союза писателей (1918), Союза революционных драматургов (1918), литобъединений «Серапионовы братья» (1919), «Левый фронт искусств» - ЛЕФ (1922), Московской ассоциации пролетарских писателей - МАПП (1923), Российской ассоциации пролетарских писателей - РАПП (1925), групп имажинистов, футуристов, конструктивистов и т. д. Только в Москве их насчитывалось более 30. Существовало множество литературных кафе («Стойло Пегаса», «Десятая муза» и др.), где деятели искусства могли свободно общаться. Все это говорит о том, что в первые послереволюционные годы, несмотря на постепенно усиливающийся идеологический диктат, «плюрализм» в литературе и искусстве еще существовал (15, с. 41).
В то же время следует отметить, что ростки авторитарной политики в области культуры восходят к тем же 20-м годам. Примерами могут служить расстрел Н.С. Гумилева в 1921 г. (по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре), травля С.А. Есенина, В.В. Маяковского и их трагический конец. Об этом же свидетельствует постановление Комиссии по пересмотру литературы, запрещении и изъятии из библиотек сочинений Платона, И. Канта, А. Шопенгауэра, B.C. Соловьева, Ф. Ницше и даже некоторых произведений Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского.
В конце 20-х - начале 30-х годов политические и идеологические условия развития культуры советского общества существенно изменились. Складывалась административно-командная система руководства страной, возникал культ личности Сталина, ужесточался партийно-бюрократический контроль за всеми сферами общественной и личной жизни, свертывались последние элементы демократии.
Изменения в социально-экономической и политической жизни советского общества отразились и на его культуре. Художественная сфера была полностью поставлена под контроль партийных и государственных органов. Они все более вмешивались в область культурного строительства, которое с 1928 г. стало проводиться в соответствии с пятилетними планами. Были созданы государственные комитеты по различным отраслям культуры: Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Комитет по делам искусств (1936), Всесоюзный комитет по радиовещанию (1931) и т. д. Вошел в практику остаточный принцип финансирования художественной культуры.
Когда же окончательно ликвидировали разномыслие в советской литературе и искусстве? Вероятно, точкой отсчета может служить постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932), которым были распущены все художественные объединения и группы, а всякое несогласие в художественной среде подавлено. Подобные процессы были характерны и для других видов художественной культуры: изобразительного искусства, музыки, театра, кинематографа. Создавались единые организации творческой интеллигенции.
В начале 30-х годов была выработана концепция социалистического реализма. Этот метод был объявлен единственно верным и основным в советской литературе и искусстве. На практике он приводил к унификации художественного творчества. Жесткие каноны, авторитарный стиль руководства художественным творчеством создавали благоприятные условия для конъюнктуры и ремесленничества (7, с. 88).
В этих условиях талантливым творцам жить и работать было чрезвычайно трудно. Примером может служить творчество М.А. Булгакова, А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, Б.А. Пильняка, И.Э. Бабеля, О.Э. Мандельштама и многих других. Их произведения не издавались, а то немногое, что с трудом проникало в печать, подвергалось резкой критике. Театр В.Э. Мейерхольда, стремящийся в новых формах выразить на сцене идеи революции, пытавшийся по-новому прочитать и осмыслить классику, был закрыт, а сам В.Э. Мейерхольд - репрессирован. Та же печальная судьба постигла и талантливейшего поэта О.Э. Мандельштама. С его творчеством так же, как и наследием других литераторов, советские люди познакомились лишь десятилетия спустя.
Жесткий партийно-государственный контроль распространялся и на культурное достояние прошлого. Из истории отечественной культуры в соответствии с идеологическими и политическими взглядами вычеркивались целые ее пласты, имена многих видных деятелей. Особенно пострадали памятники архитектуры: только в Москве их было уничтожено несколько тысяч и среди них Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и многие другие.
Процесс развития и функционирования художественной культуры довоенного периода был чрезвычайно многообразен, сложен и противоречив. Переплетение старых и новых форм в литературе и искусстве, сохранение традиций и смелое новаторство, привлечение к сотрудничеству старой интеллигенции и формирование новой, советской, все возраставший идеологический диктат в культурной сфере - наиболее характерные черты социокультурного процесса довоенных десятилетий советской власти.

2. Советская художественная культура в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

Великая Отечественная война явилась самой героической и трагической страницей нашей истории. Все достижения отечественной культуры были поставлены на службу Родине, защиту ее от захватчиков, достижение победы над врагом.
Военное время потребовало перестройки всей системы учреждений культуры, форм, методов и содержания их работы. Возросла роль более массовых, оперативных, доступных форм культурной работы: радио, кино, печати. Огромная работа была проведена по эвакуации учреждений культуры и культурных сокровищ в восточные районы страны.
На фронтах Великой Отечественной войны сражались тысячи представителей художественной культуры — писатели, поэты, артисты, художники, музыканты, кинематографисты. Многие погибли. В годы войны появились произведения советских писателей и поэтов, ставшие популярными в народе: главы романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину», поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи К.М. Симонова, А.А. Суркова, М.В. Исаковского, М.А. Светлова, Н.С. Тихонова и других. Многие песни военных лет вошли в золотой фонд советской культуры, среди них «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова), «Темная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского), «Вечер на рейде» (сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седова), «Соловьи» (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седова), «Эх, дороги» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова). Во многих театрах страны шли пьесы К.М. Симонова «Русские люди», А.Е. Корнейчука «Фронт», Л.М. Леонова «Нашествие», собирая переполненные залы (15, с. 173).
Для поддержания морального духа воинов организовывались фронтовые бригады артистов, писателей, музыкантов, действовали фронтовые театры. Артисты выступали на призывных пунктах, в госпиталях, на предприятиях, непосредственно на передовой. Кинематографисты создали фильмы «Александр Невский», «Суворов», «Щорс» и другие, вдохновлявшие людей в справедливой борьбе с врагом, самоотверженном труде в тылу, вселяя веру в победу. Велик вклад в историческую летопись войны кинематографистов-документалистов, оставивших потомкам тысячи километров бесценного материала кинопленок.
Деятели искусства участвовали в общей борьбе с врагом разносторонне. Так, писатели и художники В.М. Гусев, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Н.С. Тихонов и Кукрыниксы отдали полученную ими Сталинскую премию на строительство танка «Беспощадный». Артист В.Н. Яхонтов на свои средства построил самолет «Владимир Маяковский». Подобных примеров в истории Великой Отечественной войны немало.
Деятели всех направлений отечественной культуры отдавали свой талант, труд и энергию достижению победы над врагом. Она явилась сплавом военного, экономического могущества нашего государства и духовного потенциала народа. Победа в Великой Отечественной войне была не только военной и экономической, но и духовной победой над врагом.
Война нанесла колоссальный моральный и материальный ущерб советскому народу и государству. Погибли миллионы наших соотечественников, десяткам миллионов людей были искалечены судьбы и здоровье. Были разрушены сотни городов, десятки тысяч сел и деревень. Погибло бесчисленное множество памятников культуры. Фашисты уничтожили более 80 тысяч школ, сотни вузов, разграбили 430 музеев, 44 тысячи домов культуры и библиотек, увезли из страны многие бесценные сокровища национальной культуры (7, с. 364). Все это отрицательно сказалось на развитии художественной культуры в послевоенный период.
Во второй половине 40-х - начале 50-х годов страна залечивала раны, нанесенные войной. Большая работа была проведена и в области культурного строительства. Восстанавливалась сеть культурно-просветительных учреждений: музеи, театры, библиотеки, дома культуры, клубы. Их количество значительно выросло по сравнению с довоенным уровнем (15, с. 188).
Великая Отечественная война и победа над фашистской Германией существенным образом отразились на самосознании нашего народа. Укрепилось чувство собственного достоинства, самостоятельности в решении важных жизненных проблем. У людей появились надежды на положительные изменения в жизни общества, ее демократизацию. Однако эти тенденции противоречили устоям тоталитарного режима.
После окончания войны усилилось идеологическое давление на культуру. Партийное вмешательство в сферу художественной культуры нарастало. Идеологическая работа партии была подчинена сохранению и укреплению административно-командной системы. Культ личности Сталина вырос до феноменальных размеров. Образ «вождя всех времен и народов», образ процветающей державы, ее счастливых граждан, упрощенные представления о «светлом будущем» переполняли страницы газет, журналов, книг, смотрели с художественных полотен, с экранов кино и т. д. Ограничение информации, тематики и содержания художественного творчества отрицательно сказывалось на развитии художественной культуры.
Партийные органы открыто вмешивались в дела литературы и искусства, вынося в большинстве случаев решения, пагубно сказывавшиеся на развитии художественного творчества. В 1946—1950 гг. были приняты постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Эти постановления преследовали цель ужесточения идеологической регламентации в руководстве художественной жизнью страны, усиления партийного давления на все стороны творческого процесса.
В 1949 - 1950 гг. в стране развернулась кампания по борьбе с космополитизмом, в ходе которой был нанесен удар по целому ряду представителей культуры, особенно по лицам еврейской национальности.
Все это пагубно отразилось на состоянии художественной культуры, вызвало появление массы безликих, лакировочных произведений, которые наводнили советское искусство. Но, к счастью, что закономерно для любого времени, художественная жизнь не исчерпывалась только этим. Время все расставляет по своим местам. Все наносное ушло в прошлое, а истинное искусство продолжало жить. Остались в отечественной литературе произведения Л.М. Леонова, К.Г. Паустовского, К.А. Федина, А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, как и творения наших талантливых композиторов С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Н.Я. Мясковского, В.Я. Шебалина, А.И. Хачатуряна, художников П.П. Кончаловского, П.Д. Корина, В.А. Фаворского, кинорежиссеров С.М. Эйзенштейна, А.П. Довженко, В. И. Пудовкина и многих других, чье творчество обогатило отечественную и мировую культуру (7, с. 305).
После войны в литературу пришла большая группа талантливой молодежи. Это были люди, прошедшие грозными фронтовыми дорогами. Они знали войну не понаслышке, и их произведения отличала суровая правда жизни. Их творчество получило название «литература лейтенантов». Среди них писатели Г.Я. Бакланов («Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»), Ю.В. Бондарев («Батальоны просят огня», «Горячий снег»), В.П. Некрасов («В окопах Сталинграда»), поэты Н.К. Старшинов, Д.С. Самойлов, С.С. Наровчатов, Е.М. Винокуров, М.К. Луконин, С.П. Гудзенко.

3. Культурное развитие страны во второй половине XX века

После смерти Сталина общественно-политическая ситуация в стране существенно изменилась. Начавшиеся, хотя и в весьма ограниченных масштабах, процессы демократизации общественной жизни получили название «оттепели». Говоря о ее проявлениях, следует помнить, что в это понятие не вкладывалась необходимость реформирования всего существующего строя. Замысел реформ 50-х годов сводился к тому, чтобы, преодолев последствия культа личности Сталина, дать обществу второе дыхание. Были реализованы крупные социальные программы, проведена широкая реабилитация, что позволило восстановить доброе имя многим тысячам людей. Среди них деятели художественной культуры, ставшие жертвами беззакония: В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, О.Э. Мандельштам, И.Э. Бабель, Г.И. Серебряков, В. Шаламов и другие.
В этот период был смягчен административно-командный диктат над культурой, более демократической стала система руководства ею. После длительного перерыва состоялись второй съезд писателей (1954), второй съезд композиторов (1957), первый съезд художников (1957). Стали регулярно проводиться совещания творческих работников различных профессий. Оживлению культурной жизни способствовали литературно-художественные журналы, число которых значительно возросло. Укреплению международных культурных контактов послужили впервые проведенные в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов (1957), Международный конкурс музыкантов им. П.И. Чайковского (1958) и Международный кинофестиваль.
В художественной культуре произошли большие изменения. «Оттепель» отразилась прежде всего на литературе. Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции страны. Развернулась борьба против лакировки действительности, парадного показа событий на страницах художественных и публицистических произведений. В печати, на собраниях и съездах писателей, встречах деятелей литературы и искусства с читателями развернулись дискуссии по острым злободневным проблемам общественной жизни.
В эти годы в литературу пришло новое поколение писателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Среди них поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, драматург В. Розов, песенники Ю. Визбор, А. Якушева и целая плеяда бардов. Их объединяла общая гражданская позиция: честность, смелость, неравнодушие ко всем болевым проблемам общества (10, с. 182).
В художественной культуре тех лет сформировались определенные центры, ставшие оплотом новых исканий в литературе, театре, кинематографе. Одним из таких центров стал литературно-художественный журнал «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Журнал стал рупором самых злободневных проблем времени. Как редактор и гражданин Твардовский пытался переменить не только характер современной литературы, но и внести в жизнь начала демократии и гласности. В это время в журнале удалось напечатать несколько произведений на ранее запрещенную тему репрессий. Так, впервые в литературе появилось имя А.И. Солженицына и первые его произведения: «Один день Ивана Денисовича», а чуть позднее «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка», ставшие классикой русской литературы XX века. Когда «оттепель» пошла на убыль, деятельность «Нового мира» стала встречать все больше препятствий и в 1970 г. его редколлегия была распущена.
Другим таким центром стали молодые театры «Современник» (1957, гл. режиссер О. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964, гл. режиссер Ю. Любимов), Большой драматический театр в Ленинграде (гл. режиссер Г.А. Товстоногов).
В кино утвердился новый тип героя - простой, обыкновенный человек, привлекательный своим нравственным обликом. Создатели фильмов стремились донести до зрителя правду жизни, историческую правду, бичевали недостатки и вызывали на размышления. В это время были созданы прекрасные фильмы: «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове», «Девчата», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Судьба человека» и многие другие.
Новую жизнь приобрели лирические песни, особенно жанр «авторской песни», в которой смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Галича создавался образ романтика и мечтателя.
В изобразительном искусстве утвердился «суровый стиль», сочетавший весомую, грубоватую правду повседневности с романтическими тенденциями (П. Никонов, В. Попков, А. и П. Смолины, Н. Андронов и другие).
Но, говоря об «оттепели», отмечая прогрессивные явления культурной жизни страны, нельзя забывать о ее проблемах, противоречиях и о ее ограниченности. Это была реформа «сверху», «свобода творчества» инициировалась руководством партии и государства. Оно же определяло границы самой «свободы» и реформ. По существу вся общественная жизнь и культура оставались подконтрольными, хотя и в меньшей степени, чем в период сталинщины.
Своеобразным «чистилищем» для деятелей культуры были встречи с руководителями партии и правительства (1957, 1962, 1963). На них идеологически жестко разбиралось творчество мастеров, давались некомпетентные оценки, навешивались ярлыки. Тон во всем этом задавал Н.С. Хрущев, который в грубой форме требовал от деятелей культуры четкого выполнения генеральной линии партии.
Неудивительно, что в подобной атмосфере не могли увидеть свет выдающиеся произведения, которые уже были созданы: поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете» и «По праву памяти», романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Бека «Новое назначение», А. Солженицына «Раковый корпус» и «В круге первом», рассказы В. Шаламова и др. Позорнейшим образом был затравлен и исключен из Союза писателей Б. Пастернак. (15, с. 239)
При всей своей противоречивости и непоследовательности «оттепель» стала важным этапом общественного и культурного развития страны. Она явилась попыткой прорыва к демократии, поворота к человеку, к его запросам и стремлениям. И она вызвала ответный порыв общества, взлет творческой энергии. Иной стала общественная атмосфера, иными стали люди. Если бы реформы были продолжены, демократизация развита и углублена, возможно, и иным стало бы общественное развитие. Но этого не произошло. Партия и государство отказались от реформ, от углубления демократических процессов, что самым пагубным образом отразилось и на судьбах самой партии и общества в целом. Крушение «оттепели», свертывание реформ, попытка реабилитации сталинизма, подспудно нараставшие кризисные явления в идеологии, политике, экономике сказались на всей общественной жизни, на художественной культуре.
Период 70-х - первой половины 80-х гг. был сложным и неоднозначным в развитии художественной культуры страны. Непоследовательные реформы 50-60-х гг. не могли изменить сущность командно-административной системы. Прежние методы управления культурой продолжали действовать, хотя по форме они несколько изменились. Причем в эти годы, чем сложнее становилось положение в стране, тем более ужесточался контроль партийных органов за литературой и искусством.
В этой ситуации творческая интеллигенция переживала сложные времена. Следствием процессов, происходивших в обществе, стало своеобразное расслоение культуры на два пласта: официальную культуру, поддерживаемую государством, и неофициальную — не признаваемую им. Одни активно участвовали в выполнении социального заказа партии. Хотя, и здесь следует оговориться, произведения, созданные в этот период, были по своему уровню очень разные, ведь все в искусстве определяется мерой таланта.
Многие деятели культуры старались в рамках дозволенного донести до людей правду, пробудить мысль, вызвать протест. Большой общественный резонанс вызвали произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», А. Битова «Сад», «Дачная местность» и др. Заметным явлением в литературе этих лет стала «деревенская проза», представленная такими произведениями, как «Привычное дело» В. Белова, «Пряслины» Ф. Абрамова, «Мужики и бабы» Б. Можаева. В этих произведениях нашли отражение судьбы и мысли простых людей, их взаимосвязь с историей своего народа, с природой, поиск нравственных ориентиров.
Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. Такие спектакли, как «Соло для часов с боем», «Заседание парткома» во МХАТе, «А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театре на Таганке и другие вышли за рамки только культурной сферы, стали заметным явлением общественной жизни страны. Подлинным кумиром публики был А.И. Райкин. Его сатирические спектакли являлись образцом бескомпромиссной борьбы с пошлостью, бюрократизмом, безнравственностью.
Но много талантливых спектаклей, книг, кинофильмов и других художественных произведений с трудом доходило до зрителя. За каждое из них шла борьба, приходилось преодолевать массу бюрократических инстанций и цензурных рогаток. Многие произведения попадали на полки фильмохранилищ, в спецхраны и архивы КГБ. Такая судьба постигла кинофильмы А. Тарковского, К. Муратовой, А. Германа. В 1970 г. власти вынудили А. Твардовского покинуть пост главного редактора «Нового мира», в 1974 г. разогнали выставку художников-авангардистов («бульдозерная выставка») и т. д. (15, с. 277)
В этих условиях те деятели культуры, которые не хотели приспосабливаться, уезжали за границу. Покинули страну главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, художники О. Целков и М. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, писатели В. Некрасов, С. Довлатов, принуждены выехать за рубеж А. Галич, В. Войнович. Был выслан из страны и лишен гражданства писатель А. Солженицын.
Многие представители литературы и искусства были вынуждены находить пласт неофициальной культуры, которая объективно становилась культурой протеста, свободной культурой, бунтующей и правдивой. Она проявилась прежде всего в той сфере, которую было труднее контролировать и где было больше технических возможностей для распространения. Таким жанром стала авторская песня, а ее признанными лидерами - В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава.
Своеобразным пластом неофициальной массовой культуры стала рок-музыка. В текстах, исполняемых многочисленными «подпольными» рок-группами песен, звучал протест, несогласие с фальшью, провозглашалась свобода. Широкое распространение в среде интеллигенции получил «самиздат». Кроме отдельных работ функционировали машинописные журналы: «Метрополь», «Вече», «Память», «Поиски» - в Москве, «Сигма», «37», «Часы» - в Ленинграде, «Украинский вестник» - на Украине, «Золотое руно» - в Грузии и др. В них печатались неизданные произведения М. Булгакова, В. Шаламова, А. Солженицына, А. Галича, В. Высоцкого, В. Аксенова, А. Битова, Ф. Искандера и многих других авторов.
Период 70-х - первой половины 80-х годов называют «застойным». Однако к художественной культуре это понятие однозначно применить нельзя. Те процессы и творческие поиски, которым дала импульс «оттепель», продолжались и в последующие годы, несмотря на сохранение прежней административно-командной системы управления. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров как признанных, так и непризнанных официально.
И, тем не менее, к середине 80-х годов экономика, общество, культура уже находились в состоянии кризиса, который нужно было преодолевать. Такая попытка была предпринята во второй половине 80-х годов, получив название перестройки. Это была как бы вторая советская "оттепель", в ходе которой ее зачинателями мыслилось построить «социализм с человеческим лицом», то есть гуманное, правовое общество, избавив его от всех пороков, наслоений, деформаций.
Перестройка началась с процесса демократизации, сначала ограниченной, затем все более широкой. В ходе последовавшей в 1988 г. реформы политической системы были вызваны к активной деятельности новые политические и общественные силы, в движение пришло все общество. Развитие демократических процессов стремительно нарастало, сделало откат назад невозможным, привело в конечном итоге к крушению социалистического строя, к отказу значительной части населения от самой коммунистической идеи и распаду СССР.
Таким образом, период с 1985 г. по настоящее время - это период все ускорявшегося демонтажа тех основ, на которых держалось наше общество семь с лишним десятилетий. Конечно, рядом с разрушительными процессами в экономической, политической и духовной сферах возникали и развивались созидательные.
Вся эта сложная гамма явлений находила свое непосредственное отражение в художественной культуре. На начальном этапе перестройки явно прослеживалось стремление доделать то, что не было завершено в годы «оттепели»: сказать всю правду о сталинизме, осуществить полностью процесс реабилитации, правдиво восстановить нашу историю. Нужно было сказать правду и о застое.
В этот период лидирующее место в художественной жизни заняла публицистика. Все активнее проявляли себя телевидение и радио. Поток материалов был велик, интересен и подчас сенсационен. В них нашли отражение трагические страницы нашей недавней истории, судьбы людей, критика недостатков и пороков социалистического общества.
Эти же темы получили свое воплощение в художественной литературе, театре,- кино. В произведениях Ч. Айтматова «Плаха», В. Распутина «Пожар», В. Астафьева «Печальный детектив», А. Рыбакова «Дети Арбата», Д. Гранина «Зубр», В. Дудинцева «Белые одежды» и др. отражены животрепещущие проблемы истории и современности. Несомненным интересом зрителей пользовались поставленные в ряде театров спектакли «Диктатура совести», «Брестский мир» М. Шатрова и др. Огромный резонанс получил фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987), в условно-символической, метафорической форме выразивший суть тоталитаризма.
В первые годы перестройки в нашу культуру возвратились произведения Н. Гумилева, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Ходасевича, В. Набокова, А. Платонова. Вышли в свет романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго». На художественных выставках появились полотна авангардистов 20 - 30-х гг. П. Филонова, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова, М. Шагала.
Конец 80-х - начало 90-х годов ознаменовался дальнейшим углублением преобразований в нашем обществе. Усилилась тенденция политизации культурной жизни. Деятели культуры все активнее включались в политическую жизнь страны. Стали народными депутатами академик Д. Лихачев, артисты М. Ульянов, О. Басилашвили, К. Лавров, писатели Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Распутин, Ч. Айтматов, поэты Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Д. Кугульдинов, что свидетельствовало о признании роли деятелей культуры в подготовке общественных преобразований, уважении и доверии к ним.
В сфере художественной культуры развернулась острая идейная и политическая борьба: партократы противостояли демократам, неозападники - неославянофилам и т. п. Это противостояние затронуло все виды художественного творчества, все творческие коллективы. Борьба шла на съездах, пленумах писателей, художников, кинематографистов, театральных деятелей. Раскалывались творческие организации, коллективы, менялось их руководство.
Важным явлением культурной жизни начала 90-х годов стал приход совершенно нового пласта литературы - антисоветских, антикоммунистических произведений представителей послеоктябрьской эмиграции, воспоминаний белогвардейцев, произведений дореволюционных политических деятелей и т. д. Пришла к читателю и диссидентская литература (В. Максимов, А. Синявский, А. Зиновьев и др.). Появились публикации книг, статей зарубежных историков, философов, экономистов, социологов, считавшихся ранее у нас фальсификаторами.
Эти годы прошли под знаком возвращения религии и церкви в общественную жизнь страны, в души многих людей. Стала издаваться религиозная литература, люди потянулись в храмы. Священнослужители принимали все более широкое участие в общественной жизни, некоторые из них стали народными депутатами.
И, наконец, этот период был отмечен мощным притоком в нашу страну западной массовой культуры, в большинстве своем низкого уровня.
Современный этап развития отечественной культуры сложен, противоречив, подчас парадоксален и драматичен. Главное, что произошло в начале 90-х годов, - распад СССР, переориентация всего социально-экономического, политического и духовного развития общества. Переход общества из одного состояния в другое - всегда болезненный процесс, затрагивающий судьбы отдельных людей и целых народов, тем более, что он сопровождается противоборством, разделом, кровопролитием.

Заключение

Драматические страницы нашей современной истории пагубно отражаются на состоянии художественной культуры. Положение ее серьезно обострилось в связи с переходом к рынку, с которым культура оказалась один на один. В катастрофическом положении находится ее материальная база, так как государство из-за тяжелого финансового положения не оказывает ей необходимую поддержку. Население также неспособно материально поддерживать культуру (платить значительные суммы за посещение театров, кино, выставок, музеев и т. п.). Коммерческие структуры, работающие в сфере культуры, стараются представить то, что дает сиюминутную прибыль (рок-концерты, шоу-программы, западные фильмы и все это в подавляющем большинстве низкого художественного уровня). И не виной тому сама массовая культура. Дело в ином, коммерциализация, во-первых, снижает планку требований к художественному уровню этой культуры, во-вторых, формирует невысокие вкусы и потребности людей и, в-третьих, в погоне за прибылями обрекает на забвение серьезные творческие достижения культуры.
Деятели культуры с тревогой говорят о духовной деградации общества, о падении образовательного уровня, неразвитости вкуса, смещении нравственных критериев, росте преступности, наркомании, проституции, пьянства. Беспокоит подрыв национальных корней культуры, разрыв культурных связей народов бывшего СССР. Все это в совокупности может повлечь за собой культурную деградацию общества.
Сегодня отечественная культура нуждается в помощи как со стороны государства, так и со стороны всего общества. Очевидно, что без культуры и цивилизованности Россия не поднимется на ту высоту, которой она достойна.

Список литературы

1. Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. - М., 1987.
2. Ахиезер А.С. Критика исторического опыта. Т. 2. - М., 1991.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
4. Вопросы истории и историографии советской культуры. - М., 1985.
5. Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти. - М., 1990.
6. Гордон Л., Клопов Э. Что это было? - М., 1989.
7. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры. -  М., 1990.
8. Капустин М.П. Конец утопии? - М., 1990.
9. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
10. Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивоваров Е.И. и др. Наше Отечество. В 2-х ч. - М., 1991.
11. Полевой В.М. Искусство XX века. 1901-1945. - М., 1991.
12. Советская культура: история и современность. - М., 1995.
13. Суровая драма народа. - М., 1989.
14. Тоталитаризм и культура // Вопросы литературы. 1992. № 1.
15. Туляков В.С. История российской культуры. – М.: Прогресс, 2000.

(23.7 KiB, 21 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!