Художественная культура советского общества

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Сложный и противоречивый путь прошла художественная культура советского общества более чем за семь десятилетий своего развития. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются в наши дни, можно найти крайне полярные точки зрения и оценки всего происходившего, разрушенного и созданного за годы советской власти. Многие мнения весьма категоричны, односторонни - от полного отри­цания всех достижений художественной культуры советского времени до чрезмерного их возвеличивания. Однако следует помнить, любое общественное движение, тем более такое масш­табное и всеохватывающее, как культурно-исторический процесс, сложно, многомерно, многозначно и не может укладываться в рамки однозначных оценок.

Современникам всегда трудно давать объективный анализ всего спектра социокультурных явлений. Это дело будущего. Тем не менее некоторые ведущие тенденции, болевые точки в развитии художе­ственной культуры советского общества попытаемся определить и дать им свою оценку.

Октябрьская революция 1917 г.- несомненно крупнейшее со­бытие XX века. Но что она принесла народу, его культуре? В поисках ответа на этот вопрос особый интерес представляет период первого десятилетия становления новой социокультурной системы. Он включил в себя целый комплекс преобразований в политической, экономической и культурной областях. Революция выступила не только против старой политической системы, но и против основных ценностей духовной жизни прежнего общества. Уничтожив старую государственность, она разрушила и систему художественной куль­туры. На слом последней был направлен целый комплекс преобра­зований в литературе, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре и других видах художественной деятельности. Но все это, однако, не означало, что коренные изменения произошли в один момент - старое и новое еще долго сосуществовало, взаимо­действовало, соперничало и боролось одно с другим.

Строительство новой культуры началось сразу же после Октября. В ноябре 1917 г. был создан Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) во главе с А.В. Луначарским. В ведение этого учреж­дения вошли учебные заведения, научные учреждения, музеи, теат­ры, библиотеки, другие культурно-просветительные учреждения, а также органы пропаганды.

Огромный размах приобрела национализация культурных цен­ностей. Уже в первые месяцы советской власти в собственность государства перешли Эрмитаж, Русский музей. Третьяковская гале­рея, Оружейная палата и другие музеи, театры, музыкальные учреж­дения, кинопромышленность, печать, издательское дело. Програм­мное положение РКП (б) - «открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства» осуществлялось широко и масштабно. В процессе национализации, однако, были безвозвратно утеряны многие культурные ценности: библиотеки, архивы, иконы, картины, архитектурные памятники, культовые и гражданские со­оружения и многое другое.

Одним из наиболее важнейших культурных преобразований советского государства была ликвидация неграмотности и создание развернутой системы народного образования. В канун Октябрьской революции около V» взрослого населения России не умели читать и писать. Особенно низким был уровень грамотности в деревне, где неграмотные составляли около 80 %, а в национальных окраинах - 99,5 % (7; 309).

В 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал всех граждан в воз­расте от 8 до 50 лет, не умевших читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. В стране была создана сеть просве­тительных учреждений: школ грамоты, изб-читален, различных кружков. В 1920 г. при Наркомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, а в 1923 г.- массовое добровольное общество «Долой неграмотность!» За первое десятилетие советской власти было обучено грамоте 10 млн. человек.

Большие изменения произошли в сфере образования. Школьная система целиком перешла в руки государства, школа была отделена от церкви, были пересмотрены учебные программы, введено совме­стное обучение мальчиков и девочек.

Предпринимались активные шаги по созданию высшей школы нового типа. Декрет СНК 1918 г. «О правилах прием в высшие учебные заведения» открывал широкий доступ в стены вузов детям рабочих и крестьян: отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, не требовался документ о среднем образовании. Вскоре при университетах открылись рабфаки, дававшие возможность го­товиться к поступлению в вузы. Однако дети дворян, буржуазии, к которым относили и интеллигенцию, были лишены права на полу­чение высшего образования. К концу 30-х годов в стране была создана широкая сеть высших и средних специальных учебных заведений.

Советская система народного образования имела ряд сущест­венных недостатков. В погоне за количественными показателями неизбежно страдала качественная сторона образования. Значитель­ное число специалистов обучалось по сокращенным программам, в ускоренные сроки, «лабораторно-бригадным методом». Велика бы­ла доля преподавателей-практиков, не обладавших необходимой теоретической базой. Все более проявлялась тенденция подчинения средней и высшей школы партийно-государственному аппарату, усиления идеологического контроля за студенчеством и преподава­телями.

Становление новой модели культурного строительства - про­цесс сложный, противоречивый и подчас трагический. Важнейшей проблемой этого процесса стало соотношение нового и старого в культуре. Этот вопрос стал предметом острейшей идейной борьбы с первых дней новой власти. Первое послеоктябрьское десятилетие отличалось многообразием мнений, огромным числом дискуссий по всем вопросам дальнейшего развития социалистической культу­ры.

С одной стороны, на роль монополиста в управлении делами культуры претендовала партийно-бюрократическая верхушка, с дру­гой - представители творческих организаций как старых, так и вновь созданных. Так, Пролеткульт, выступавший за создание «чистой» пролетарской культуры при полном отказе от культуры прошлого как классово чуждой, стал бороться за предоставление ему всей полноты власти в вопросах культуры.

Претензии Пролеткульта на руководство всем культурным про­цессом не осуществились. В декабре 1920 г. было опубликовано письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», в котором теория и дея­тельность этой'организации подверглись резкой критике. Однако, несмотря на провозглашение необходимости сохранения культуры и бережного отношения к лучшим ее достижениям, одновременно утверждался узкоклассовый подход к культуре. Это приводило к отрицанию всего того, что, по мнению властей, мешало строитель­ству нового общества. Уничтожались ценнейшие явления культуры, подвергались гонениям представители старой интеллигенции, по­тому что их взгляды не укладывались в рамки новой идеологии.

В результате такой политики в эмиграции оказались многие видные представители русской культуры: С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, К.А. Ко­ровин, А.П. Павлова, Ю.П. Анненков и другие. В августе 1922 г. большая группа ученых, писателей, публицистов (всего 160 человек) была выслана из Советской России. В их числе философы Н.А. Бер­дяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков и другие (8; 175). По некоторым данным среди русских эмигрантов за границей оказалось примерно 500 крупных ученых, в том числе 150 профессоров российских университетов. В действительности их было значительно больше. Такое изгнание умов отрицательно ска­зывалось на интеллектуальном потенциале страны, на ее художест­венной культуре.

В то же время многие интеллигенты приняли советскую власть, активно участвовали в строительстве новой культуры: литераторы - A.M. Горький, А.А. Блок, С.А. Есенин, В.Я. Брюсов, В.В. Маяков­ский, деятели театра - К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Дан-ченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд и многие другие.

Социально-культурные преобразования в стране нашли яркое отражение в литературе и искусстве Советской республики. Это было сложное и противоречивое время, когда рядом существовали идейные и художественные течения предреволюционной России и новые, являвшиеся детищем революции.

В литературе продолжалась творческая деятельность A.M. Горь­кого, А.А. Блока, В.Я. Брюсова, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой и многих других. Наряду с ними выдвинулись 'представители молодой советской литературы - Н.С. Тихонов, А.А. Жаров, Л.М. Леонов, Д.А. Фурманов, М.А. Шолохов, А.А. Фа­деев и другие. С ними в литературу пришли новые темы и новые герои. Увлеченные романтикой первых революционных преобразо­ваний, пафосом борьбы, они воспевали новое общество и его творцов. Их герои - люди мужественные, сильные, беззаветно преданные революции. Отражением бурной литературной жизни, поисков новых путей ее развития было и возникновение многочис­ленных литературных объединений: Всероссийского союза поэтов (1918), Всероссийского союза писателей (1918), Союза революци­онных драматургов (1918), литобъединений «Серапионовы братья» (1919), «Левый фронт искусств» - ЛЕФ (1922), Московской ассо­циации пролетарских писателей - МАПП (1923), Российской ас­социации пролетарских писателей - РАПП (1925), групп имажинистов, футуристов, конструктивистов и т. д. Только в Мос­кве их насчитывалось более 30. Существовало множество литера­турных кафе («Стойло Пегаса», «Десятая муза» и др.), где деятели искусства могли свободно общаться. Все это говорит о том, что в первые послереволюционные годы, несмотря на постепенно усили­вающийся идеологический диктат, «плюрализм» в литературе и искусстве еще существовал.

В то же время следует отметить, что ростки авторитарной политики в области культуры восходят к тем же 20-м годам. Примерами могут служить расстрел Н.С. Гумилева в 1921 г. (по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре), травля С.А. Есенина, В.В. Маяковского и их трагический конец. Об этом же свидетельствует постановление Комиссии по пересмотру лите­ратуры, запрещении и изъятии из библиотек сочинений Платона, И. Канта, А. Шопенгауэра, B.C. Соловьева, Ф. Ницше и даже некоторых произведений Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Ф.М. До­стоевского.

В конце 20-х - начале 30-х годов политические и идеологиче­ские условия развития культуры советского общества существенно изменились. Складывалась административно-командная система руководства страной, возникал культ личности Сталина, ужесточал-ся партийно-бюрократический контроль за всеми сферами обще­ственной и личной жизни, свертывались последние элементы демократии.

Изменения в социально-экономической и политической жизни советского общества отразились и на его культуре. Художественная сфера была полностью поставлена под контроль партийных и государственных органов. Они все более вмешивались в область культурного строительства, которое с 1928 г. стало проводиться в соответствии с пятилетними планами. Были созданы государствен­ные комитеты по различным отраслям культуры: Всесоюзный ко­митет по делам высшей школы (1936), Комитет по делам искусств (1936), Всесоюзный комитет по радиовещанию (1931) и т. д. Вошел в практику остаточный принцип финансирования худо­жественной культуры.

Когда же окончательно ликвидировали разномыслие в советской литературе и искусстве? Вероятно, точкой отсчета может служить постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художест­венных организаций» (1932), которым были распушены все худо­жественные объединения и группы, а всякое несогласие в художественной среде подавлено. Подобные процессы были харак­терны и для других видов художественной культуры: изобразитель­ного искусства, музыки, театра, кинематографа. Создавались единые организации творческой интеллигенции.

В начале 30-х годов была выработана концепция социалистиче­ского реализма. Этот метод был объявлен единственно верным и основным в советской литературе и искусстве. На практике он приводил к унификации художественного творчества. Жесткие ка­ноны, авторитарный стиль руководства художественным творчест­вом создавали благоприятные условия для конъюнктуры и ремесленничества.

В этих условиях талантливым творцам жить и работать было чрезвычайно трудно. Примером может служить творчество М.А. Бул­гакова, А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, Б.А. Пильняка, И.Э. Бабеля, О.Э. Мандельштама и многих других. Их произведения не издава­лись, а то немногое, что с трудом проникало в печать, подвергалось резкой критике. Театр В.Э. Мейерхольда, стремящийся в новых формах выразить на сцене идеи революции, пытавшийся по-новому прочитать и осмыслить классику, был закрыт, а сам В.Э. Мейер­хольд - репрессирован. Та же печальная судьба постигла и талан­тливейшего поэта О.Э. Мандельштама. С его творчеством так же, как и наследием других литераторов, советские люди познакомились лишь десятилетия спустя.

Жесткий партийно-государственный контроль распространялся и на культурное достояние прошлого. Из истории отечественной культуры в соответствии с идеологическими и политическими взглядами вычеркивались целые ее пласты, имена многих видных деятелей. Особенно пострадали памятники архитектуры: только в Москве их было уничтожено несколько тысяч и среди них Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Крас­ные ворота и многие другие.

Процесс развития и функционирования художественной куль­туры довоенного периода был чрезвычайно многообразен, сложен и противоречив. Переплетение старых и новых форм в литературе и искусстве, сохранение традиций и смелое новаторство, привлече­ние к сотрудничеству старой интеллигенции и формирование новой, советской, все возраставший идеологический диктат в культурной сфере - наиболее характерные черты социокультурного процесса довоенных десятилетий советской власти.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!