Художественная культура, серебряный век русской поэзии

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Художественная культура рубежа веков - одна из интересней­ших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественно­го сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в ис­кусстве.

Общественно-политическая обстановка в стране, идейно-нрав­ственная атмосфера оказывали несомненное влияние на художе­ственную жизнь, творческие искания, свойственные как отдель­ным деятелям культуры, так и целым художественным направле­ниям. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей пере­оценки ценностей" (М.В.Нестеров).

Новые явления в искусстве конца ХГХ - начала XX вв. были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художе­ственной культуре XIX в. Среди таких явлений было декадент­ство (от фр. - упадок), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма.

Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на пе­реломе жизни общества, и, по мнению одного из теоретиков сим­волизма А.Л.Волынского, "явилось реакцией искусства против материализма". Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному течению в искусстве. Декадентские настроения захватили деятелей раз­личных художественных направлений, в том числе и реалисти­ческого. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие "модернизм" (фр.  - новейший, современный) включало явления литературы и искусства, рожденные в начале XX в., новые по сравнению с реализмом предшествующего сто­летия.

Однако и в реализме этого времени появляются новые художе­ственно- эстетические качества: расширяются "рамки" реалисти­ческого видения жизни, идет поиск путей самовыражения лично­сти в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конк­ретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

Русская литература продолжала играть исключительно важ­ную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и ра­ботал Л.Н.Толстой. В 1899 г. был опубликован его последний роман "Воскресение", в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Тол­стой не принял и не поддержал модернизм в искусстве. В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А-П.Чехов: повести и рассказы ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста" и др.), драматические произведения, поставленные на сцене Художественного театра. В его творчестве отражалась "до ужаса простая" и сложная жизнь России. Чехов не был сторонником определенной системы обще­ственно-политических воззрений, но его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни. 'Теперешняя культура, - пи­сал он в 1902 г., - это начало работы во имя великого будущего".

В 90-е годы начался творческий путь А.М.Горького (Пешкова, 1868-1936). Свой первый рассказ "Макар Чудра" Горький опуб­ликовал в 1892 г. в газете 'Тифлисский вестник". Вышедшие в конце 90-х годов "Очерки и рассказы" принесли писателю всерос­сийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном "безумству храбрых", отражала демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время ("Старуха Изер-гиль", "Челкаш", "Девушка и смерть", "Песнь о Соколе", "Буре­вестник"), он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать жизнь за свободу.

В эти годы в русскую литературу пришли молодь^ писа-тели. В 1893 г. в журнале "Русское богатство" появился пер­вый рассказ И.А.Бунина "Танька". В 1897 г. вышел сборник его рассказов "На край земли", посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х годов появляются пер­вые значительные произведения А.И.Куприна ("Олеся", "Молох").

И.А.Бунин (1870-1953) и А.И.Куприн (1870-1938) - крупней­шие писатели русской реалистической литературы XX в. Бунин в доэмигрантский период написал такие значительные произведе­ния как "Деревня" (1910), "Суходол" (1911), в которых говорила страдающая и думающая деревенская Россия. Писатель не скры­вал своей "великой грусти" по поводу исчезновения старого укла­да жизни. Большой общественный резонанс имела повесть Куп­рина "Поединок" (1905), которая вопринималась как картина раз­ложения не только в армии, но и разлада во всей общественной жизни.

Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества "Знание" (1898-1913). В 1900 г. в этом издательстве начал сотрудничать Горький, став одним из его руководителей (с 1902 г.). К участию в сборниках "Знания" он широко привлекал молодых и уже известных писателей.

Одним из новых явлений литературы XX столетия была проле­тарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего клас­са. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтичес­кий пафос. Сами поэты рассматривали свою поэзию лишь как "предтечу" новой литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет первый "Сборник пролетарских писателей" под редакцией М.Горького.

Тема пролетария входит в литературу. В 1906 г. А.М.Горький пишет драму "Враги", роман "Мать", в которых формулирует но­вые эстетические принципы воспроизведения жизни. В одном т' писем к А.П.Чехову он писал о необходимости утверждения "героического реализма", который не только изображал бы жизнь, но и был бы "выше ее, лучше, красивее". В романе "Мать" впервые жизнь рабочих изображалась достоверно, герои - Павел и Ниловна - имели своих прототипов (руководитель Сормовской партийной организации Петр Заломов и его мать Анна Кирил­ловна). Полностью на русском языке роман "Мать" вышел в свет в 1907 г. за границей. Одновременно книга была переведена на ряд иностранных языков.

В условиях "наэлектризованное™" (П.Д.Боборыкин) обще­ственной жизни накануне революции чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представ­ление пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф.О.Шехтель).

У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И.Не-мирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при от­крытии театра, Станиславский особенно подчеркивал необходи­мость демократизации театра, сближения его с жизнью. "Мы приняли на себя дело, - говорил он, - имеющее не простой, част­ный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь".

Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерс­кого искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Синтез искусств был одной из характерных черт сценического реализма этого времени.

Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра состоялось при осуществлении постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898 г., которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.

Смелая, революционная программа театра имела большой об­щественный резонанс, вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие культурной жизни, К рождению нового театра критически отнеслись консер­вативные круги, выразителем которых была газета "Новое вре­мя". Но театральных новаций не приняли и представители симво­лизма. В.Я.Брюсов в статье "Ненужная правда" (1902 г., журнал "Мир искусства") доказывал бессмысленность и бесплодность стремлений передать на сцене "правду жизни". Примерно в это время формируется эстетика условного театра, связанная с экс­периментами В.Э.Мейерхольда в области сценического искусст­ва. Брюсов был выразителем этих исканий.

В канун первой российской революции, в 1904 г., в Петербурге открылся театр В.Ф.Комиссаржевской. Огромный успех на его сцене имели пьесы Горького "Дачники" и "Дети Солнца". Горький вновь ставил перед русской интеллигенцией вопрос о ее судьбах, о связи с народом, показал то идейное размежевание, которое происходило в ней под влиянием накаленной атмосферы предре­волюционных лет. Власти запретили постановку "Дачников" пос­ле событий 9 января 1905 г.

В 90-е годы в России появился кинематограф, почти одновре­менно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге в увеселительном саду "Аквариум", а через несколько дней - в саду "Эрмитаж" в Москве.

Первый русский кинопредприниматель А.А.Ханжонков (1877-1945) в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе "Художественный" и "Москва" (ныне - дом Ханжонко-ва). Среди первых игровых отечественных фильмов были "Пико­вая дама", "Отец Сергий" (режиссер Я.А-Протазанов, 1881-1945).

Существенные изменения произошли в музыке. Открытие но­вых консерваторий в Саратове, Одессе, Киеве наряду с уже дей­ствовавшими в Москве и Петербурге свидетельствовало об успе­хах музыкального образования в стране, повышении уровня про­фессионального мастерства музыкантов и композиторов. Появи­лись формы "внешкольного образования": в 1906 г. в Москве при содействии С.И.Танеева была открыта народная консерватория, в следующем году организован Дом песни, ставивший целью про­паганду новых идей в музыке.

В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, все более повышался интерес к внутрен­нему миру человека, к философско-этиЧеским проблемам. "Зна­мением времени" стало усиление лирического начала в музы­кальных произведениях. Н.А-Римский-Корсаков - в это время основной хранитель творческих принципов "могучей кучки" - на­писал полную лиризма оперу "Царская невеста" (1898),

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С.В.Рахманинова (1873-1943) и А.Н.Скрябина (1871/72-1915). Оба они были выпускниками Мос­ковской консерватории и с первых шагов в искусстве заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты.

Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Во многом он был прямым му­зыкальным наследником П.И.Чайковского.

Идейно-художественный мир Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глу­боким философским содержанием. Лучшие симфонические про­изведения Скрябина созданы под впечатлением революционных событий начала XX в. Гимном революции стала его Третья сим­фония ("Божественная поэма"), первое исполнение которой со­стоялось в январе 1905 г. под управлением венгерского дирижера Артура Никиша.

В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Ма-риинский и Большой театры. Однако основные достижения опер­ного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве (С.И.Мамонтова, а затем - С.И.Зимина). На сце­не Московской частной русской оперы Мамонтова в полную силу раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф.И.Ша­ляпина (1873-1938). "В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин", - писал Горький.

' Русская вокальная школа дала немало замечательных певцов, среди которых звездами первой величины были Ф.И.Шаляпин, Л-В.Собинов, А.В.Нежданова.

Сложные процессы происходили в изобразительном искусст­ве. Товарищество передвижников оставалось одной из основных творческих организаций художников России. Многие из пере­движников испытали воздействие" революционного движения (Н-А.Касаткин, С.В.Иванов, И.И.Бродский и др.). Н.А.Касаткин (1859-1930) обращался к изображению жизни и труда рабочих ("Углекопы. Смена", "Сбор угля на шахте", "Рабочий-боевик"). В его картинах присутствует новый взгляд на рабочего, свободный от народнического "чувства долга". Пролетариат воспринимается как деятельная и активная, самостоятельная сила в общественно-политической жизни. Продолжали устраиваться выставки пере­движников, последняя из которых (48-я) состоялась в 1923 г.

Однако на рубеже веков передвижничество с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом.

Искания в русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством таких художников, как М.А.Врубель, К-АЖоровин, М.В.Нестеров, В.А. Серов. Поиски эти носили раз­личный характер. Фантастически^, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл Врубель (1856-1910). Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника,-воплощала неудовлетворен­ность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм полу­чил наибольшее развитие в творчестве Коровина (1861-1939;

"Зимой", "У балкона"). Религиозно-этические настроения свой­ственны картинам раннего Нестерова (1862-1942; "Видение отро­ку Варфоломею"). Поэтизацию прекрасной человеческой личнос­ти, "отрадное" мы чувствуем в полотнах раннего Серова ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем"). Им ознаменован поворот от критического реализма передвижников к "реализму поэтическому".

В.А.Серов (1865-1911) - крупнейший художникрубежа столе­тий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он пи­сал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова - "важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф.И.Шаляпина, И.А.Моро­зова, О.К.Орловой, Николая II).

Для творчества художников, композиторов этого времени ха­рактерен повышенный интерес к народной культуре Древней Ру­си (В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, И.Я.Билибин, И.Ф.Стравинский).

Широко были известны такие художественные центры как Аб­рамцево под Москвой С.И-Мамонтова ; Талашкино в Смоленской губернии, принадлежавшее М.К.Тенишевой. Здесь были возрож­дены и развивались многие народные промыслы, работали ху­дожники, скульпторы, музыканты.

Появление "Мира искусств" также было связано с идейно-художественными исканиями в русской живописи. Возникло это художественное объединение в конце 90-х годов д Петербурге. Из кружка молодых "любителей изящного" "Мир искусства" вы­растает в крупное явление художественной культуры. Название кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М.К.Тенишевой. Впоследствии материально изданию помогал В.А.Серов.

К мирискусникам принадлежали художники А.Н.Бенуа (1870-1960), К.А.Сомов (1869-1939), М.В.Добужинский (1875-1957), Л.С.Бакст (1866-1924), Е.Е.Лансере (1875-1946), музыкальный критик В.Ф.Нувель, публицист, близкий символистам Д.В.Фи-лософов, С.П.Дягилев (1872-1929) - театральный и художествен­ный деятель с блестящими организаторскими способностями. Он активно содействовал устройству художественных выставок, ставших примечательной чертой общественно-культурной жизни России. На выставках широко экспонировались произведения не только отечественных, но и зарубежных мастеров. Огромный интерес вызывало искусство художников Финляндии, скандинав­ских стран. Выставка русских и финляндских художников, орга­низованная С.П.Дягилевым в 1898 г., определила в основном ху­дожественную платформу будущих "мирискусников".

Художники "Мира искусства" провозгласили новые эстетичес­кие принципы, отвергнув как салонность академизма, так и тен­денциозность передвижничества. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление преобразить жизнь посредством искусства объединило вокруг него и тех художников, которые непосред­ственно к этому объединению не принадлежали (Серов, Врубель, Нестеров). "Мир искусства" - широкое культурно-эстетическое движение, которое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию, оперное и балетное искусство, художественную критику и искус­ствознание.

В культурной жизни страны начала XX в. это объединение сыграло важную просветительскую роль. Оно выступило с имевшей место недооценкой крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и начала XIX в., забытых или неверно истолко­ванных в бурную передвижническую эпоху в силу известной субъективности и пристрастности В.В.Стасова.

Мирискусники "открыли" для современников имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф.Толстого. Большое ку­льтурное значение имела выставка портрета, организованная А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым в 1905 г. в Таврическом дворце, где экспонировалось около 2 тыс. работ. Исследование творчества отдельных художников, статьи о старинной петербургской архи­тектуре, работы по стории русского искусства А.Н.Бенуа, И.Э.Грабаря и других способствовали выработке идейно-художественной концепции развития русского искусства.

Художественное творчество мирискусников, как правило, тяго­тело к ретроспективное™, ушедшим эпохам, особенно их инте­ресовал XVIII век. В среде мирискусников процветал и культ Петра I как основоположника русской европеизированной куль­туры, культ Петербурга как средоточия этой культуры и культ Пушкина как наиболее полного выразителя "петербургского пе­риода" русской истории. Наиболее значительных успехов худож­ники "Мира искусства" достигли в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, где синтез искусства мог проявиться в наибольшей степени (иллюстрации А.Н.Бенуа к "Медному всад­нику" Пушкина, Е.Е.Лансере - к повести "Хаджи Мурат" Л.Тол­стого, оформление спектаклей в Художественном театре. Рус­ских сезонов в Париже и т.д.). Эти успехи послужили основой для их развития в советское время.

Значительный подъем в этот период переживала скульптура, развитие которой было связано с именами П.П.Трубецкого (1866-1938), А.С.Голубкиной (1864-1927). Голубкина - автор первого в русском искусстве скульптурного портрета К.Маркса (1905). Трубецкой широко известен своими скульптурными портретами Л.Толстого. Он - автор памятника Александру Ш в Петербурге (1909). На смену гармонии классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения, характерная для импрессио­низма.

Воплощением преемственности традиций реализма и бурной его эволюции в новую эпоху было творчество крупнейшего скульптора современности С.Т.Коненкова (1874-1971). По срав­нению с мастерами второй половины XIX в. он значительно обогатил и расширил принципы классической пластики. Его раннему творчеству была присуща символика ("Самсон", "Нике").

В изобразительном искусстве времени, последовавшего за ре­волюцией 1905-1907 гг., творческие поиски находились в основ­ном в русле различных модернистских течений. Художники но­вых объединений, таких как "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912) были очень разными по своей художественной манере (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, П.П.Кончаловский, И.И.Машков и др.). Но их творчество несло в себе в той или иной степени чер­ты модернистского искусства, близость к символизму и футуриз­му, экспериментаторство в области цвета и формы.

К 1910-м годам относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К.С.Малевич (1878-1935), создатель этого направления, опреде­лил его как супрематизм, искусство чистых форм, беспредметно­сти. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как главное свое открытие.

В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К.Малевич, В.Кан­динский, К.Петров-Водкин, Р.Фальк, М.Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире не конкрет­ные реалии, а воплощение идеи мирового устройства. Художе­ственная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.

Однако особенностью русского авангарда, несмотря на декла­рируемый отказ, было сохранение связи с традициями русской живописи (например, творчество К.С.Петрова-Водкина).

Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько те­чений, отличных по своей эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрема­тизм и т.д.). Но в целом по философско-эстетическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству XIX в. Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего воплощает в себе серебряный век русской культуры.

Символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие в первом десятилетии XX в. К этому времени от­носится появление манифестов, излагавших эстетические прин­ципы нового течения: книга Д.С.Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), статья К.Д.Бальмонта "Элементарные слова о символи­ческой поэзии" и др. В преобладании реализма Мережковский усматривал причину упадка литературы, будущее ее связывал с "божественным идеализмом", провозгласив "мистическое содер­жание", "символы" и "расширение художественной впечатлитель­ности" основой нового искусства. По мнению Бальмонта, в сим­волической поэзии "органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота".

В 1894-1895 гг. вышли сборники "Русские символисты", в изда­нии которых активно участвовал В.Я.Брюсов, с первых лет своей литературной деятельности ставший признанным главой русских символистов.

. Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов как В.Я-Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К-Соллогуб, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, А.Белый. В кругу символистов начался творческий путь А.А.Блока (1880-1921). В 1898-1904 гг. он создает цикл "Стихов о Прекрасной Даме", составивший его первую книгу. Поэтов-символистов объединяли общность миропонимания и поэтического языка. Наряду с увлечением "чистым", "свободным" искусством, символисты воспевали индивидуализм, доходящий 'до самолюбования, таинственный мир, им близка тема "стихий­ного гения", близкого по духу к ницшеанскому "сверхчеловеку":

"И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них" (Д.Мережковский); "Мне нужно то, чего нет на свете" (З.Гип­пиус); "Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир меч­ты" (В.Брюсов).

В стихотворении "Юному поэту" (1896) Брюсов давал юноше ^гри совета":

"Не живи настоящим",

"Никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно" и

"Поклоняйся искусству!

Только ему безразумно, бесцельно".

Символизм расширил, обогатил поэтические возможности сти­ха. Это вытекало из необычности мироощущения и стремления передать эту необычность. К.Бальмонт, со свойственной ему ма­нерой "удивить" читателя, все же имел основание написать:

Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Псрепевные, гневные, нежные звоны.

В литературоведении некоторые черты поэзии символизма (воспевание мира грез, мечты, таинственности и т.д.) часто отож­дествлялись с уходом самих поэтов от реалий общественной жизни. Однако революционные события 1905 г. с очевидностью показали, что это не совсем так. "Мы [т.е. символисты. - Л.К.] тогда все приняли революцию", - писал Г.И.Чулков, принадле­жавший к символистам. "О, как полюбил я красные стяги рево­люции..." (из письма А.Белого к А.М. Ремизову). А в воспомина­ниях о Блоке А.Белый отмечал: "распыление прежнего, именно розово-золотого воздуха, вело нас путем расхождения и готовило нас к новой встрече в теме Россия".

Таким образом, реальные события символисты воспринимали через образы, цвет,музыку. Это тоже было своеобразие их миро­ощущения. "Революционность" символистов была "эстетизиро-ванным бунтарством". Но 1905 год знаменовал для А.Блока, А.Белого, других поэтов-символистов открытие реальной России.

Тема Родины, человека, общественного назначения поэта ста­новятся ведущими в творчестве А.Блока. В это время им были написаны циклы стохотворений "Родина" (1907-1916), "На поле Куликовом" (1908), поэма "Соловьиный сад" (1915).

Общественные настроения революционных лет отразились у А.Белого в сборнике стихотворений "Пепел", который он посвя­тил Н.А.Некрасову.

Сложно и противоречиво было отношение к революции у Брю-сова. Он приветствовал силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но не принимал стихию разрушения, которые эти силы несли:

Я вижу новый бой во имя новой воли! Ломать я буду с вами! строить - нет! (1905).

В 1910 г. в среде художественной интеллигенции происходила полемика вокруг символизма, его жизнеспособности. Как выра­зился в одной из своих статей Н.С.Гумилев, "символизм закончил свой круг развития и теперь падает". На смену ему пришел акме­изм (от греч. "акме" - цветущая пора). Основоположниками акме­изма считают Н.С.Гумилева (1886-1921) и С.М.Городецкого (1884-1967). Поэтами-акмеистами были АА.Ахматова, О.Э.Ман­дельштам, М.А.Зенкевич, МА.Кузмин, Г.В.Иванов и др.

В отличие от символистской туманности акмеисты провозгла­сили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Но вместе с тем они пытались утвердить эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от со­циальных проблем.

Творчество А.А.Ахматовой (А.А.Горенко, 1889-1966) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 г. Критика отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко ли­рична, эмоциональна. Основная часть творчества А.А.Ахматовой приходится на советский период.

Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н.С.Гумилева. В его творчестве преобладали экзоти­ческая и историческая тематика, он был певцом "сильной личнос­ти". Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы сти­ха, отличавшегося чеканностью и точностью.

Одновременно с акмеизмом возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, полу­чившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников, А.Крученых, В.В.Ка­менский, В.В.Маяковский и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И.Северянина (И.В.Лотарев, 1887-1941). В группе футуристов под названием "Центрифуга" начина­ли свой творческий путь поэты Н.Н.Асеев и Б.Л.Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футурис­ты отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующием названием "Пощечина общественному вкусу", опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Паро­хода Современности". А.Крученых отстаивал право поэта на со­здание "заумного", не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмыс­ленным набором слов. Однако В.Хлебников (1885-1922), В.В.Ка­менский (1884-1961) сумели в своей творческой практике осуще­ствить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской поэзии.

В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В.В.Мая­ковского (1893-1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футу­ризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против "всяческого старья", но и за созидание нового в обще­ственной жизни.         ,

Пафос отрицания "царства жирных", гуманистическая вера в человека, звучали в его поэмах "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек". Тему поэмы "Облако в штанах", опубликованной в 1915 г., Маяковский впоследствии определил как четыре крика "долой": "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй,"Долой вашу рели­гию!".

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию приходит плеяда новокрестьянских поэтов (С.Есенин, Н.Клюев, С.Клычков и др.). Первый сборник стихотворений С.А-Есенина (1895 - 1925) был опубликован в 1916 г. С начала 900-х годов появляются в печати стихи Н.А.Клюева (1884-1937).

В русской поэзии предреволюционных лет были яркие индиви­дуальности, которые трудно отнести к определенному литера­турному течению. Таковы М.А-Волошин (1877-1932) и М.И.Цве-таева (1892-1941).

В первые десятилетия XX в. активно развивалась такая область литературы как переводы, в которой участвовали как русские, так и другие национальные поэты и писатели.

Русскую классику переводил на латышский язык поэт и обще­ственный деятель Янис Райнис (1865-1929). Произведения Пуш­кина, Лермонтова, Крылова, Некрасова стали доступны армянс­кому, грузинскому, казахскому читателю благодаря переводам армянского поэта Иоаннеса Иоаннисяна (1864-1929), крупнейше­го деятеля грузинской культуры Ильи Чавчавадзе (1837-1907), основоположника современной казахской письменной литерату­ры и литературного языка Абая Кунанбаева (1845-1904).

Русским читателям становились знакомы произведения латыш­ской, армянской, грузинской, еврейской, украинской литературы, переведенные на русский язык. Были изданы "Сборник армянской литературы" (1917), "Сборник латышской литературы" (1917). Инициатором этих публикаций являлся А.М-Горький. Антоло­гию "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней" (1916) подготовил и издал В.Я.Брюсов. Над переводами произве­дений латышских, армянских поэтов работал А.А.Блок. Первый перевод на русский язык поэмы Шота Руставели "Витязь в тигро­вой шкуре" сделал К-Д.Бальмонт (1914). В переводе И.А-Бунина в 1896 г, была издана "Песнь о Гайавате" американского поэта Г-Лонгфелло.

Русское искусство получает широкое международное призна­ние. Организованные С.П.Дягилевым Русские сезоны в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной му­зыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. пари­жанам была представлена выставка "Два века русской живописи и. скульптуры". В следующем году в концертах они могли познако­миться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. с исключительным успехом в Париже выступал Ф.И.Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов". Наконец с 1909 г. в Париже начались Русские сезоны балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912г.)2.

С Русскими сезонами связано творчество композиторов, ху­дожников, балетмейстеров и солистов балета. Одним из новато­ров русского балета начала XX в. был М.М.Фокин (1880-1942), который утверждал драматургию как идейно-художественную основу балетного спектакля; путем "содружества танца, музыки и живописи" он стремился к созданию психологически полного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина были восприняты эстетикой   советского   балета.   Хореографический   этюд "Умирающий лебедь" на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в ри­сунке В.А. Серова, стал символом русского классического балета. Большой успех имели балеты И.Ф.Стравинского (1882-1971) "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", в которых чувство­вался интерес к далеким историческим эпохам, к народной об­рядности, фольклору.

Русская культура рубежа столетий и первых десятилетий XX в. была итогом огромного и сложного пути. Гуманизм и граждан­ственность, народность и демократизм всегда отличали русскую национальную культуру. В канун революционных событий 1917 г. Россия обладала богатейшим культурным наследием, культур­ными ценностями мирового уровня.

Однако в России всегда существовало несоответствие между богатством культуры и возможностью причастности к нему ши­роких слоев народа. Одна из причин такого положения заключа­лась в политике правительства, не допускавшей излишней демократизации просвещения народа. В результате образовательный уровень народных масс, прежде всего крестьянства, мещанства, даже в начале XX в. ограничивался начальной элементарной школой. Лишь участие общественности, интеллигенции привело к известным сдвигам в системе народного образования, некото­рые результаты которого стали проявляться в конце XIX в.

"Этажность" культуры, отсутствие в обществе достаточно ши­рокого среднего культурного слоя, который являлся основой многих цивилизационных процессов, определили одну из серьез­ных особенностей культурной ситуации в России начала XX в. Она выражалась в существовавшем разрыве между духовным ренессансом и бушевавшей реальностью жизни, в которую вов­лекались широкие народные массы.

Это отмечали многие современники. НА.Бердяев, уже будучи в эмиграции, в известной работе "Русская идея" писал: "Нужно признать, что был разрыв между интересами высшего культурно­го слоя ренессанса и интересами революционного социального движения в народе и в левой интеллигенции ...Я вспоминаю яр­кий образ разрыва и раскола в русской жизни ...У Вячеслава Ива­нова на "башне" - так называлась его квартира в доме против Тав­рического дворца - по средам в течение нескольких лет собира­лась культурная элита: поэты, романисты, философы, ученые, художники, артисты ...Присутствовал цвет русского ренессанса. В это же время внизу, в Таврическом дворце и вокруг бушевала революция. Деятели революции совсем не интересовались тема­ми "Ивановских сред", а люди культурного ренессанса ...хотя и не были консерваторами и правыми...но большинство из них было асоциально и очень далеко от интересов бушевавшей револю­ции".

Эта особенность общественно-культурной жизни России первых десятилетий XX в. была одной из причин, определившей отноше­ние к культуре пролетарской власти после Октября 1917 года.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!