Художественная культура русского зарубежья

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Культура русского зарубежья - богатейший пласт русской ху­дожественной культуры. Без его изучения невозможно составить объективного, полного представления о вкладе России в мировую художественную культуру XX века.

Культура русского зарубежья - явление уникальное. Подобного не знала история художественной культуры других стран. Не было такого, чтобы значительная часть интеллектуальной элиты, творче­ской интеллигенции волею судеб оказалась за пределами своей родины и в течение почти целого века пополнялась новыми изгоями, продолжая творить и сохраняя верность гуманистическим традици­ям корневой культуры, питаясь сюжетами из жизни покинутой родины и не оставляя надежды на возвращение.

Русская эмиграция - явление огромное и трагическое. Истори­ки выделяют три волны эмиграции: первая - после Октябрьской революции, вторая - после Второй мировой войны, третья - эмиг­рация «периода застоя», 70-е - начало 80-х годов (1).

Первая волна эмиграции приходится на период Октябрьской революции и гражданской войны, примерно до 1923 года. За это время Родину оставили, по некоторым данным, около 2 млн. человек. Основная причина - политическая - непринятие Октяб­рьской революции и власти большевиков. Часть оказалась за гра­ницей вместе с отступавшей белой армией. В 1922 г. большая группа ученых, философов, литераторов была выслана за пределы страны по личному указанию Ленина. После 1923 г. массовой эмиграции не было, не говоря уже о 30-х гг., поскольку желание эмигрировать вело к заключению на длительный срок в лагерях. В 30-х гг. некоторые наши соотечественники даже пытались вернуться в СССР. Например, из Франции пришли три теплохода с нашими согражданами, но большинство их вскоре оказалось в ГУЛАГе. Именно в те годы сложилось отношение к эмигрантам, как к «предателям Родины».

Эмигранты первой волны рассеялись по всему свету, но большая часть их - до 80 % - осела в Европе. Здесь образовались наиболее крупные центры эмиграции. Это Берлин, Прага, Белград, София, Париж, а также Прибалтика. Самым крупным центром русской эмиграции в Европе стала Франция, прежде всего Париж. К началу 30-х гг. во Франции было около 400 тыс. русских. Значительной была диаспора в Азии - в частности в Маньчжурии и собственно в Китае. В Маньчжурии на начало августа 1945 г. проживало около 450 тыс. русских, еще 50 тыс.- в остальном Китае. (Значительная часть проживавших в Маньчжурии - были там еще со времени строительства КВЖД.) Русские жили во многих крупных городах Китая и в каждом городе Маньчжурии: в Харбине, Мукдене, Чаньчуне, Дайрене, Хайларе. С приходом в Маньчжурию Советской армии в августе 1945 г. русская эмиграция там была сметена - сотни тысяч пополнили ГУЛАГ. В Харбине, который считался «русским» городом, столицей эмиграции в Маньчжурии, осталось менее двух десятков русских.

Среди эмигрантов первой волны оказалась элита русской ин­теллигенции. Она дала сотни имен мирового значения. Это плеяда выдающихся писателей и художников (о них будем еще говорить), философов (Бердяев, Лосский, Степун, Франк и др.), историков (Карсавин, Кизеветтер, Милюков). Это великие музыканты и арти­сты: С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина и Ольга Спеси вцева, выдающиеся хореографы С. Дягилев и Г. Баланчин. Этот список выдающихся представителей русской интеллигенции, оказавшихся в эмиграции, огромен. Немалую долю составляли ученые, инженеры, изобрета­тели. Многие из них стали гордостью мировой науки и техники. К сожалению, у нас в стране их работы почти не публиковались, а имена были известны лишь узкому кругу специалистов. Среди них В.К. Зворыкин - изобретатель кинескопа и множества других элек­тронных приборов; Г.А. Гамов - выдающийся физик и астрофизик, создатель теории альфа-распада, автор гипотезы «горячей Вселен­ной»; И.И. Сикорский - выдающийся авиаконструктор, создатель вертолета и гидросамолета и многие другие. Россия потеряла много умных, энергичных, предприимчивых людей, специалистов высо­кого класса, которые были ей так нужны в то время и сегодня.

ЭмигрантьГпервой волны оказались в очень тяжелых условиях. Им приходилось изворачиваться, бороться за существование. В это трудное время большую роль сыграла (да продолжает играть и сегодня) русская православная церковь: оказывала материальную помощь особенно нуждающимся, создавала школы для детей эмиг­рантов, была организующим центром, вокруг которого группиро­валась диаспора. Велика ее роль в сохранении в среде эмиграции русской духовной жизни, культуры, особенно в начальный период неустроенности, растерянности.

Эмигранты создавали свои организации (здесь не идет речь о различных военно-политических организациях, пытавшихся вести борьбу с советской властью): союзы русских писателей в Париже, Берлине, Праге, писательские клубы, например «Дом литераторов» и «Клуб писателей» в Берлине. Во многих странах возникли центры русской культуры под различными названиями. Они действуют и сегодня. Галереи русских художников, библиотеки отечественной литературы и т. д. Создавались также организации, объединения представителей научно-технической интеллигенции, например в 1920 г.- «Союз русских дипломированных инженеров во Франции».

Эмиграция была трагедией для страны, потерявшей свою ин­теллектуальную элиту. За рубежом оказался чуть ли не весь цвет русской интеллигенции. Это было трагедией и для самих эмигран­тов, оторванных от Родины, вырванных из привычных условий жизни, оказавшихся в чужой среде, в труднейших материальных и психологических условиях.

Трагичность усиливалась тем, что надежда на возвращение с каждым годом становилась все призрачней. И по мере того, как эти иллюзии рассеивались, возрастало чувство безысходности, тоски, что, так или иначе, отразилось в литературе русского зарубежья. Трагичность русской эмиграции была и в равнодушии к ней офи­циальных властей страны пребывания, ее общественности и интел­лигенции, обрекших изгоев на изоляцию (2). В одном из писем Иван Бунин с горечью писал: «... вы и представить себе не можете, как невнимательны, как небрежны были они (французы) к истинно огромному, историческому и трагическому явлению русской эмиг­рации, как никто из них, даже наиболее просвещенные, не проявил ни малейшего желания сблизиться, общаться с нами, несмотря на то, что в среде эмигрантов, оказавшихся во Франции, был чуть ли не весь цвет русской общественности, русской мысли, русского искусства во всех его, как говорится, «отраслях» (3).

И еще один важный момент, характеризующий эмиграцию первой волны. Несмотря на трагичность своего положения, несмот­ря на то, что большинство из них вынуждены были покинуть Родину, они оставались патриотами. И когда началась Великая Отечествен­ная война, многие эмигранты приняли участие в движении сопро­тивления фашистским оккупантам в странах своего пребывания, в организации движения за оказание помощи Советскому Союзу в войне с фашистами. Были, конечно, и такие, кто сотрудничал с немцами, но это были единицы.

Эмиграция первой волны постепенно сошла на нет как единое живое целое. Здесь сыграли свою роль и естественные причины, и оккупация европейских стран фашистскими войсками, а затем приход Красной армии в ряд стран Европы. Сейчас уже почти никого нет в живых из первого поколения эмигрантов. Их потомки - тоже уже пожилые люди, но многие из них, хотя и стали гражданами страны пребывания, родиной считают Россию, хранят русские культурные традиции, живо откликаются на все, что происходит у нас.

Вторая волна эмиграции связана с Великой Отечественной вой­ной. Из советских военнопленных, выживших в гитлеровских ла­герях, и более 1 млн. гражданских, вывезенных на работы в Германию, не все захотели и решились вернуться домой по понят­ным причинам. (Большинство тех, кто вернулся, оказалось в ста­линских лагерях.) Численность второй волны эмиграции оцени­вается примерно в 100 тыс. чел. (точных данных нет), причем лишь немногие остались в Европе, до 90 % - оказались в США, Канаде, Австралии и т. д. Судьба этих так называемых «перемещенных лиц» оказалась очень трудной. Им пришлось очень много претерпеть, пока они приспособились к новым условиям.

По составу и характеру вторая волна эмиграции существенно отличается от первой. Ее составили люди, выросшие уже в советских условиях, воспитанные на иных идеалах и ценностях. Как правило, это «рядовые» граждане - солдаты, колхозники, рабочие. Были среди них и представители творческой, научно-технической и во­енной интеллигенции, но не они определяли лицо эмиграции второй волны. Соответственно и вклад этой эмиграции в культуру русского зарубежья существенно менее значителен. Да и проблема эта практически не изучалась.

Третья волна эмиграции - уже послесталинская. Это эмиграция доперестроечных десятилетий. Эмигранты этой волны - так назы­ваемые диссиденты, высланные за границу за их правозащитную деятельность; среди них оказались и деятели искусства, культуры, вынужденные покинуть страну в обстановке изощренного, ханжеского преследования всякого инакомыслия. К третьей волне отно­сятся также сотни тысяч советских евреев, выехавших по так называемой израильской визе, советских немцев, переселившихся в Германию, тысячи советских женщин, вышедших замуж за ино­странцев.

- Третья волна эмиграции также нанесла нашему отечеству боль­шой интеллектуальный, а также морально-политический - в глазах мирового общества - урон. Страна потеряла многих выдающихся представителей творческой интеллигенции - писателей, музыкан­тов, артистов, ученых и т. д., в том числе таких, пользующихся мировой известностью деятелей культуры, как А. Солженицын, М. Ростропович, В. Некрасов, А. Галич, М. Шемякин, Ю. Мамлеев, А. Зиновьев, Д. Панин, Э. Неизвестный, И. Бродский, М. Барыш­ников, Р. Нуреев и многие другие.

Сегодня, видимо, с достаточным основанием можно говорить о начале новой, уже четвертой волны эмиграции. В отличие от предыдущих трех, она не вызвана политическими причинами, или, во всяком случае, не теми политическими причинами, что в про­шлом, а скорее невозможностью реализовать себя в условиях глу­бокого экономического, политического и духовного кризиса общества, жалким экономическим положением культуры, как ре­зультатом всей предыдущей политики и экономических трудностей сегодня. И, наверное, можно назвать еще одну важную причину социально-этического характера - укоренившееся за годы совет­ской власти всесилие чиновничества (сохраняющееся и сегодня) сформировало такую атмосферу в обществе, когда полностью обес­ценился творческий, добросовестный труд, атмосферу неуважения к личности.

Новая волна эмиграции - это представители науки, творческой интеллигенции, высококлассные специалисты, квалифицирован­ные рабочие, спортсмены, просто предприимчивые люди, не видя­щие возможности реализовать свои способности на Родине. Особенно тревожным явлением становится «утечка мозгов» из сферы науки и техники. Общее количество эмигрировавших за последние годы ученых составляет многие тысячи. Возникла реаль­ная угроза «интеллектуального вакуума», что в условиях современ­ного этапа НТР может иметь не просто тяжелые, а необратимые последствия для будущего России.

Оценивая такое явление как эмиграция, надо сказать следующее: русская эмиграция - это не обычная, естественная эмиграция, которая имеет место во всех странах. Это четыре огромных масш­табов волны эмиграции за 80 с небольшим лет. И все они в основе имеют одну причину - установление после Октября 1917 г. тотали­тарного режима (или его «остаточных» явлений, если говорить о четвертой волне). Отсутствие каких-либо гарантий прав человека, свободы творчества, невозможность реализовать себя как личность гнали массу людей на чужбину. И дело не только в количественных масштабах эмиграции, а прежде всего в том, что Родину вынужденно оставляли наиболее дееспособные ее представители, интеллиген­ция, интеллектуальная элита общества. Это наносило колоссаль­ный, прежде всего духовный, а также материальный ущерб отечеству. Аналогов подобного явления мировая история не знает.

Близорукостью советской власти это явление вряд ли можно объяснить. По существу это была сознательная, целенаправленная политика, проводившаяся с первых дней Октябрьской революции. Она имела целью искоренить в стране всякое свободомыслие, утвердить коммунистическую идеологию как «единственно истин­ную» и имеющую право на существование. В этой политике и принуждение к эмиграции, и репрессии были обычными средства­ми. Такая политика может рассматриваться в общем контексте отношения к интеллигенции со стороны правящих верхов, харак­теризовавшегося пренебрежением, недоверием, третированном. Это относилось как к старой интеллигенции, так и к новой. Пренебре­жение к интеллигенции и интеллектуальной деятельности стало устойчивой чертой советского общества, которая сохраняется во многом и поныне как на бытовом, так и на политическом уровне.

Сейчас меняется отношение к русскому зарубежью в массовом сознании и на официальном уровне. В законе Российской Федера­ции «О гражданстве» записано, что никто не может быть лишен гражданства. Это может сделать человек только по собственному желанию. Кроме того, закон предоставляет право каждому эмиг­ранту на получение гражданства Российской Федерации. С другой стороны, российское зарубежье позитивно и с надеждой восприняло процессы перестройки в нашей стране. Это особенно ярко показал I Конгресс соотечественников, состоявшийся в Москве в 1991 г. в дни путча. Несмотря на различия взглядов, все участники Конгресса решительно и дружно осудили политику государственного перево­рота, выразили полную поддержку российскому руководству, а многие приняли участие в защите «Белого дома» в эти тревожные августовские дни.

Такова краткая история русской эмиграции. По имеющимся данным, сейчас в мире (без СНГ) проживает не менее 20 млн. выходцев из нашей страны и их потомков. В мировой истории нет подобного по своим масштабам, численности и культурному зна­чению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем.

Культура русского зарубежья - это огромный пласт отечествен­ной и мировой культуры, особенно культура первой волны эмигра­ции. У нас она недостаточно изучена, поскольку не изучалась, игнорировалась по понятными причинам. Знакомство с ней по существу только началось в последние 10-15 лет. Лишь в последние годы мы получили доступ к литературе русского зарубежья. Изданы многие произведения русских писателей-эмигрантов, вышла 4 том­ная антология литературы русского зарубежья, а также небольшой сборник-антология произведений эмигрантов третьей волны, ряд литературоведческих работ.

- Наиболее широко представлено в культуре русского зарубежья литературное творчество, в сравнении, скажем, с театром, музыкой. Вклад литературы в общую сокровищницу отечественной культуры особенно велик. Но начинать изучение наследия эмигрантов следует с журналистики, периодической печати, издательской деятельно­сти, поскольку именно в газетах и журналах увидели свет многие произведения представителей российского зарубежья.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!