Художественная культура поздней античности

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В IV—III вв. до н. э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский полуостров; в III—II вв. до н. э. покоряются Карфаген, Греция и все восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-адми­нистративное государство с хорошо отлаженным строем жизни, иногда напоминающим казарменный быт; работают новые «меха­низмы» управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание. Постепенно в общественном сознании укрепляется убеждение, что закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. На этом этапе культура открыла и продемонстрировала на практике особую форму сосуществования разных народов и культур, а также возможности централизованной власти.

Римская культура развивается на своей древней основе — куль­туре этрусков, которая по сравнению с культурой Древней Греции того же периода (VIII в. до н. э.) была более мрачной и суровой. Это накладывает отпечаток на всю дальнейшую культурную тради­цию Рима. Художественная культура Рима носит более прозаиче­ский и прагматический характер. Римлян больше заботит проблема удобств и комфорта в быту, чем тонкости внутреннего мира чело­века. Они строят хорошие дороги, прокладывают акведуки, возводят общественные здания, где бурлит деловая, торговая и политическая жизнь. Римляне живут реальными, практическими интересами, а не идеалами. Но и им не чужды некоторые древнегреческие ценно­сти. Патриции предпочитают давать своим детям греческие имена, их жизнь украшают предметы быта греческого происхождения, они заимствуют некоторые привычки и обычаи Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой культуры. Римляне практичны и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литературой для них не лишено смысла. Литература — оружие, которое способно служить государству в вос­питании граждан, в укреплении государства и прославлении его правителей.

В эпоху римских завоеваний искусство убеждать — красноречие — было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами,— это помогало поддерживать дисциплину и воодушевлять воинов. Школой красноречия был Сенат, где прославили свои имена Марк Порций Катон (234—149), противостоящий римской аристократии, Марк Туллий Цицерон (106—43) с его девизом: «Знай дело, слова найдутся» и многие другие.

В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Она становится центром культурного общения и объединения не по культовым или профессиональным, а по культурным интересам — это кружок Сципиона — римского полководца, куда входили Поли-бий — историк, Теренций — комедиограф, Гай Лелий — юрист и другие видные граждане республики. В I в. до н. э. эта традиция распространяется на другие города. Даже в маленьких городах Римской империи возникают подобные объединения. Широкую популярность получила «Вилла Папирусов» — настоящий грече­ский гимнасий. Вдохновителем этого кружка был философ-эпику­реец Филодем, именно его хорошо подобранная библиотека дала название вилле. К вилле примыкал сад, где были расставлены статуи греческих мудрецов, греческих и римских поэтов, правителей эпохи эллинизма. На вилле бывал Тит Лукреций Кар (99—55). В своей поэме «О природе вещей» он в поэтической форме раскрывает свое понимание природы, культуры, человечества. Лукреций настаивает, что подлинный герой страстно желает «сорвать с ворот природы запоры», смело шагнуть за ограду мира и мыслью и духом обнять всю безграничную Вселенную.

Складывается римская система обучения и воспитания, в основе которой лежала система образования эллинизма. Школа была час­тью городской жизни и, хотя существовало домашнее воспитание, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать все сообща — врожденное свойство людей, именно в школьном коллективе рождается полезный дух состяза­тельности. В школе давали знания по литературе, грамматике, риторике.

В республиканском Риме открывают ценность поэзии. В жанре лирики не было равного по таланту поэту Гаю Валерию Катуллу (77—47). Темы его стихов — любовь, дружба, переживания человека. Из «Ненавижу и люблю!» — так начинается его стихотворение, обра­щенное к неверной возлюбленной.

Развивается и жанр комедии. Римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250— ок. 184) занимается переложением греческих ко­медий на римский лад. Он мастерски объединяет несколько пьес в одну, заимствует удачные сюжеты и помещает их в римские условия. Из пьес Плавта до нас дошли поговорки и идиомы: «Человек человеку — волк», «Пустить козла в огород» и другие. Другой рим­ский комедиограф Афр Теренций (190—159)— африканец по проис­хождению, несмотря на то, что был рабом, после своего освобождения и благодаря таланту, был принят в кружок Сципиона. В своих комедиях «Свекровь», «Братья», «Евнух» он проводит идеи гуманистического воспитания, ибо ему близки греческие идеалы меры и гармонии.

Особое место в римской культуре занимает скульптура и, прежде всего, скульптурный портрет. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеоб­разие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан респуб­лики лишены идеализации, они естественны и реалистичны.

С конца II в. до н. э. происходят серьезные изменения в архитектуре. Строительная практика обогащается новым материа­лом — бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появ­ляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских поме­щений. Возник новый тип общественных зданий — базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь героев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого дома. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фре­сками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы,

Оформляется центральная площадь Рима — Форум. На площади размещались основные общественные здания — сенат, суды, архи­вы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступали ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям.

В конце I в. до н. э. Римское государство приходит к диктатуре и превращается из республики в империю. Первым императором Рима стал Октавиан, который принял титул Август, то есть «боже­ственный». Наступил последний период античной культуры, кото­рый завершился закатом античности в V в. н. э.

Особое место в Римской империи занимали города. Они росли с огромной скоростью. За одно столетие они выросли и протянулись на юге до границ с пустыней, на севере до берегов европейских рек. Именно в этот период были заложены многие европейские города — будущие столицы Европы. Все они обретали облик Рима:

регулярная планировка улиц, которые вели к центру политической и культурной жизни. Города в Римской империи — это центры культуры. Сеть городов — своеобразная система распространения римской государственности, права, образа жизни, искусства. В города стремились риторы, поэты, интеллектуалы, художники. Каж­дый город считал за честь иметь свою школу, свой форум, театр, то есть быть похожим на просвещенный Рим. Культура приобретает довольно единообразный характер.

Город становится миром, а мир — городом. Город в представле­нии римлян — властелин мира. Рим же воплощение всемогущей космической силы — власти. Город и, прежде всего Рим, направляет человечество от хаоса к порядку, от дикости к цивилизации.

Все императоры Рима считали делом чести укреплять, развивать и украшать Рим. Они соперничали между собой в грандиозных градостроительных проектах, заказывая общественные здания, по­ощряя строительство частных особняков с садами и парками. Каждый император, желая укрепить личную славу, сооружал новые площади, устраивал торжественные церемонии, перестраивал Рим. Октавиану приписывают слова: «Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным».

В эпоху римской империи возникает Капитолий, поражающий своей пышностью, строится Колизей (от лат.— колоссальный) — амфитеатр, который вмещал более 50 000 зрителей. Все ярусы его были украшены колоннами дорического, ионического и коринф­ского ордера. Инженерный расчет обеспечивал прекрасный обзор арены с любого яруса и места. С помощью особых механизмов из подземных помещений поднимались декорации, люди, животные. В Колизее устраивались гладиаторские бои, общественные игры. Римляне любили зрелища, на них рождались общие переживания, чувство единения — фундаментальные ценности римской культуры. Не случайно пророчество гласило: Когда падет Колизей, падет Рим, Когда падет Рим, падет и Мир.

Из всех благородных искусств античности, которые в Древней Греции «ходили хороводом», в Риме выделяется архитектура. Она — самое наглядное и убедительное средство прославления ве­личия Рима.

При императоре Траяне (109—113) архитектором Аполлодором сооружается грандиозный Форум. К площади Форума примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями. На пло­щади стояла колонна Траяна и храм в его честь. При императоре Адриане (117—138) был возведен Пантеон — «храм всех богов». Особое внимание было уделено интерьеру, он был огромен, но пропорционален и гармоничен. Стена разделена на два яруса, в нижнем, в глубоких нишах стояли статуи богов.

Римский зодчий и теоретик Марк Витрувий (вторая половина I в. до н. э.) обобщает многовековой опыт греческой и италийской архитектуры и техники в «Десяти книгах об архитектуре». В них он дает определение архитектуры: «прочность, польза, красота» и посвящает свой труд Августу.

В империи проводилась государственная политика покровитель­ства искусству. В художественной культуре рождается новое явление — меценатство, названное по имени приближенного им­ператора Августа Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 — 8 г. до н. э.), обладавшего безупречным эстетическим вкусом и покрови­тельствовавшего людям искусства. Его имя стало нарицательным и положило начало моде в великосветских домах Рима — заниматься филантропической деятельностью. Некоторые римские императоры (Адриан, Марк Аврелий) даже предпочитали славу покровителя муз славе повелителя или завоевателя.

В искусстве императорского Рима возрождается интерес к геро­ической теме. Римские императоры были заинтересованы, чтобы их жизнь и деятельность прославлялась художественными средст­вами. Август считал литературу мощным средством прославления своей персоны, формирования благоприятного общественного мне­ния относительно своей деятельности. Рим нуждается в литературе, которая бы отражала величие римской державы, нужен был свой Гомер. И он появился, им стал Публий Вергилий Марон (70—19), участник кружка Мецената. Он создает римский эпос «Энеида».

Автор подражает Гомеру в выборе героя, в описании отдельных коллизий. Но это эпос уже иного времени. Повествование, смена его картин подчиняется изменениям внутреннего состояния героя — Энея. Этого у Гомера не было. Нету Гомера и интереса к настоящему и будущему, а главный герой Вергилия не только знает прошлое, но живо интересуется настоящим, его волнует будущее, в котором скрыта его судьба и судьбы его потомков. Словами одного из героев Вергилий так определяет будущее назначение Рима:

Ты же, о Рим, научись народами править державно, В этом искусство твое — назначать условия мира, Милость являть покоренным, смирять войной непокорных.

Время Августа — это время «золотой латыни». В западной части Римской империи побеждает латинский язык, язык — энергичный, активный, его отличает логическая стройность. Мысль на нем может быть выражена ясно и кратко. Глагол в латыни «командует», под­чиняет себе все остальное, он дисциплинирует мысль. А «мыслить дисциплинированно», отмечает на закате римской культуры фило­соф Боэций (ок. 480—524/5),— это значит противостоять хаосу, укреплять порядок.

«Золотая латынь» — это язык Вергилия, Цицерона и Горация. Марк Туллий Цицерон (106—43) — римский государственный дея­тель, знаменитый оратор. До нас дошли его речи и трактаты:

«Оратор», «Брут», где впервые налатинском языке была разработана теория ораторского искусства. Квинт Гораций Фланк (65—8) — автор сборника «Сатиры» придал латыни звучание греческой лири­ки. Гораций не только лирический поэт, он не забывает и прослав­лять своих благодетелей — Августа и Мецената.

Время правления Августа знает еще одного прославленного поэта Публия Овидия Назона (43—17), который был выслан из Рима и умер в изгнании. Это тонкий мастер лирических поэм и любовных посланий. Овидий решил еще одну творческую задачу — изложил в стихах греческие мифы и римские предания.

В век Флавиев эпическая муза римской поэзии умолкает. Теперь торжествует сатирическая поэзия, в которой римское общество представлено не с лучшей стороны. Появляется едкая сатира Гая Петрония Арбитра (I в.) — автора любовно-бытового романа «Са­тирикон», где разворачивается сатирическая панорама нравов рим­ского общества. Автор безжалостен в бичевании аристократов-бездельников, выскочек из вольноотпущенных. Эти герои рождали у римской публики живые ассоциации с реальной жизнью. Децим Юрий Ювенал (ок. 60—127) — классик «суровой сатиры», где в форме философской диатрибы — бесед, рассуждений на моральные темы — разоблачается все римское общество..

Во II—III вв. особую популярность завоевывают романы, где герои отправляются в путешествия, с ними происходят интригую­щие приключения, чудеса, фантастические истории, а попутно они совершают благородные поступки, вступая в борьбу со злодеями и защищая обездоленных и униженных. Один из блестящих романи­стов этого времени — Луций Апулей пишет бытовой роман «Мета­морфозы» (известный также под названием — «Золотой осел»). В романе описываются невероятные приключения юноши, колдов­скими чарами превращенного в осла.

История скульптурного портрета прошла в своем развитии несколько стадий. Вторая половина I в. отмечена появлением интереса к тонкой характеристике человеческих чувств — портреты императоров Веспасиана и Вителлия. Затем наступает время идеалов ~ во II в. создаются скульптурные портреты императора Адриана и конная статуя Марка Аврелия — «философа на троне». Император изображен в состоянии глубокой задумчивости: «Время человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощуще­ние смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна». Это строки из его днев­ника. Портреты III в. глубоко правдивы, жизненны и беспощадны. Они передают тревожное состояние человека и общества, которое все более погружается во мрак. Человека терзают мучительные раздумья, страх; неуверенность, отчаяние.

В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византийская культура). В 476 г. Западная Римская империя пала. Культура античности, погибая, передала эстафету другим культурам, прежде всего новоевропейской и мировой.

Европейская и во многом мировая культура построены на фундаменте античных ценностей. Античность «выстрадала» их и передала в наследство последующим эпохам, раскрыв высокую ценность человеческой личности в ее свободном развитии, оставив высочайшие образцы художественной культуры в самых разных ее проявлениях, убедительно подтвердив, что если художественная культура является системообразующим компонентом культуры в целом, то человечество способно достойно решать трудные пробле­мы своего развития и совершенствования.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!