Художественная культура Кореи

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Корея имеет древнюю культуру. Началом корейской истории считается 2 333 г. до н. э., когда легендарный правитель Тангун, сын бога и женщины медведя, основал государство Древний Чосон, что означает «Земля утренней свежести». С большей достоверно­стью известно о существовании в I веке н. э. трех государств:

Когурё, Пэкче и Силла (т. н. эпоха трех государств). С середины VII в., когда Силла объединила весь Корейский полуостров, Корея стала единой и, несмотря на частые иноземные вторжения (со стороны Китая и Японии), сохранила политическую независимость и культурную самобытность. Расцвет культуры приходится на пе­риод существования государств Когурё (X-XIV вв.) и Чосон (XIV- 1910 г). С 1910 по 1945 гг. Корея находилась под властью Японии, но после Второй мировой войны оказалась разделенной на два государства по 38-й параллели: на севере - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), а на юге - Республика Ко­рея.

Художественная культура Кореи находится в значительной сте­пени под влиянием религий: сначала поклонения духам (шаманизм, или мусок), затем конфуцианства и буддизма, главным образом махаяны (большой колесницы). В период государства Силла госу­дарственной религией был буддизм, а в эпоху государства Чосон - конфуцианство. В XVII в. сюда проникает христианство (в основном католичество), которое отстаивало свое существование в жесткой борьбе. Не случайно поэтому, что по количеству канонизированных католических святых Корея занимает четвертое место в мире. В настоящее время все эти религии мирно сосуществуют, оказывая влияние на развитие литературы и искусства, особенно на юге.

Литература. Первый памятник корейской письменности был создан в VIII в. в королевстве Силла. Он был написан на иду - так назывался способ письма для передачи корейской речи с помощью китайских иероглифов. До наших дней дошли только 25 стихотво­рений, записанных на иду, которые получили название хянга.

В эпоху династии Коре популярным был стихотворный жанр коре каё («песни Кае»). В поздний период правления этой династии появился новый жанр лирической поэзии - сичжо. Как правило, сичжо состоит всего лишь их трех строк, которые в сжатой форме доносят до читателя определенную мысль или чувство. После изобретения алфавита хангыль (XV в.) появляется несколько разно­видностей любовной лирики.

В средний период эпохи Чосон широкое распространение по­лучил жанр пейзажной лирики на родном языке под названием коса - в изящных стихах поэты выражали восхищение красотой родной природы.

Движение Сирхак («Школа реальных наук»), распространивше­еся в стране в XVII-XVIII вв., привело к переменам и в корейской культуре: литература начала испытывать западное влияние, в том числе и христианства. Широко стала пропагандироваться идея равенства всех людей, что было новым для традиционного общества. Страну буквально захлестнул поток сочинений на хангыле, причем в качестве авторов выступали не только профессиональные поэты, но и простые люди.

В прозе долгое время центральное место занимали произведения на китайском языке, прежде всего исторические произведения («Самгук саги» Ким Бусика - «Исторические записи трех государ­ств», XII в.; «Самгук юса» Ким Ирена - «События, оставшиеся от времен трех государств», XIII в.).

Появление корейской художественной прозы ведет начало от «Новых рассказов, услышанных на горе Золотой Черепахи» Ким Си-сыпа (1435-1493). До нас дошла только первая книга, содержа­щая пять новелл. Написанные все еще на китайском языке, они отличаются от подобных китайских произведений тем, что в них отражены события, происходящие в Корее, а финал - не романтически-счастливый, характерный для китайских аналогов, а траги­ческий. Первым корейским романом стала «Повесть о Хон Гиль Доне» Хо Гюна, написанная в XVII в. В ней поднимается проблема социального неравенства.

В годы, предшествовавшие захвату Кореи Японией в 1910 г. и непосредственно после этого, наблюдается расцвет литературы на хангыле, получившей название синмунхак («новая литература»), ставшая формой выражения национального самосознания и проте­ста против иноземных захватчиков. Появление в 1908 г. в журнале «Сонён» («Дитя») поэмы «От моря к ребенку» Чхве Намсона зна­меновало рождение в Корее современной поэзии, или верлибра. В 1914 г. в журнале «Чхончхун» («Юность») начал публиковать свои романы Ли Гвансу, внесший большой вклад в развитие современной корейской литературы.

Жанр романа остается главным в корейской литературе вплоть до настоящего времени. Корейские писатели постоянно обращают­ся к темам социальной справедливости и пагубного воздействия промышленной революции на духовно-культурную жизнь обще­ства, его дегуманизацию. За последние годы признание в Южной Корее получили произведения писателей Ли Мунёля и Хан Мусука, переведенные на многие иностранные языки. В КНДР преобладает жанр исторического романа, а в драматургии так называемые рево­люционные пьесы, прославляющие героизм борцов за независи­мость и идеи чучхэ (идеи национальной исключительности).

Начало книгопечатания относится к VIII в., когда в 751 г. ксилографическим способом был напечатан буддийский свиток «Чистый свет Дхарани-сутры» (на сто с лишним лет раньше китай­ской «Алмазной сутры»). Подвижный металлический шрифт корей­цы впервые применили в 1234 г., то есть задолго до того, как Гуттенберг издал Библию в 1455 г.

Изобразительное искусство. Самые ранние образцы живописи обнаружены на стенах гробниц Когурё в южной Маньчжурии и под Пхеньяном (III-IV вв.), а также в Кёнджу, столице Силла (VI в.). Живопись Когурё отличается динамизмом форм и чувством ритма, в то время как для живописи Силла характерны созерцательность и пристальное внимание к деталям.

Период Коре, период расцвета буддизма, считается «золотым веком» корейского изобразительного искусства. Художники этой эпохи создали замечательные храмовые фрески и иллюстрации к буддийским рукописным книгам, портреты современников, а также картины с изображением «четырех господ» - так называли цветы сливы, орхидею, хризантему и бамбук.

В период династии Чосон в связи с господством конфуцианства распространяются китайские каноны живописи, отход от которых наметился только в XVIII в. Предвестником новых веяний стал художник Чон Сон (1676-1769), который возродил национальную самобытность корейской живописи в созданных им картинах род­ной природы. Неповторимость его стиля особенно заметна в таких работах, как «После дождя на горе Инван», «Алмазные горы» и «Долина свежего ветерка».

Во второй половине XVIII в. под влиянием знакомства с запад­ным искусством зародилась жанровая живопись. Местные худож­ники начали проявлять повышенное внимание к социальным проблемам общества, появляются картины на светские темы, изо­бражающие сценки из повседневной жизни простых корейцев. Таковы, например, работы Ким Хондо (1745-?) и Син Юнбока (1758-?), благодаря которым можно представить себе, как проте­кала жизнь в обществе того периода. Яркие и красочные, эти картины не скованы условностями и канонами и поныне вызывают живейший интерес специалистов как в самой Корее, так и за рубежом.

В XX в. корейцы овладели техникой масляной живописи, по­знакомились с новейшими стилями и течениями современного западного искусства, в то же время сохранив национальные тради­ции.

Архитектура. Характерными в традиционной корейской архи­тектуре были два основных стиля: дворцово-храмовый, складывав­шийся под сильным влиянием китайских канонов, и народный - строительство домов для простых людей, который имел множество местных разновидностей. Древние архитекторы, возводившие двор­цы и храмы, заимствовали систему балок и опор у китайцев. Для жилых построек простого народа были характерны крытые соломой крыши и полы с системой подогрева ондоль. Богатые люди строили большие дома с изящно изогнутыми черепичными крышами, за­вершавшимися на конце чуть приподнятыми свесами. Большое значение в архитектуре придавалось природному ландшафту. Так, многочисленные буддийские монастыри, разбросанные по всей стране, обычно возводились в горах, идеально вписываясь в окру­жающий пейзаж. Место для строительства только тогда считалось подходящим, когда оттуда открывался соответствующий вид на «горы и воды».

Знакомство с западной архитектурой относится к концу XIX в., когда стали возводиться церкви и здания для иностранных миссий, однако постепенно, с ростом политического влияния Японии, основную роль в строительстве стали играть японцы. Одним из зачинателей отечественной архитектуры 30-х гг. является Пак Тондхин, разработавший проект главного здания Корейского универси­тета. В современный период в Южной Корее ярко заявили о себе архитекторы Ким Джуноп и Ким Сугын. Быстро меняют свой облик столицы обоих корейских государств Сеул и Пхеньян, поражая богатством современных архитектурных направлений и стилей. Среди архитектурных сооружений Сеула особо выделяется Олим­пийский стадион (автор Ким Сугын), Культурный центр им. Сеч-жона (автор Ом Докмун) и Сеульский центр искусств (автор Ким Сокчхоль). Архитектурными символами современной Северной Ко­реи являются Театр Мансудэ, Народный дворец учебы, Дворец съездов Мансудэ, Дворец пионеров и школьников, Музей Корей­ской революции и 105-этажная гостиница «Рюгон» в Пхеньяне.

Скульптура. Самыми ранними из дошедших до нашего времени образцами корейской скульптуры являются фигуры, вырезанные в скале утеса Пангудэ (провинция Северная Кёнсан), а также глиня­ные, каменные и костяные фигурки людей и животных, найденные при раскопках стоянок эпохи неолита. Похожие фигурки из бронзы в больших количествах создавались в бронзовом веке. Однако только с утверждением буддизма в эпоху «трех государств» скульптура сделала качественный рывок в своем развитии. Сооружались храмы и пагоды самых разнообразных форм со статуями Будды. Лучшие образцы буддийской скульптуры представлены в пещерном храме Соккурам, построенном в середине VIII в. близ Кёнджу.

Однако в конце XIV в. с началом правления династии Чосон искусство скульптуры стало приходить в упадок - общество, про­никнутое идеями конфуцианства, не слишком высоко его ценило. В результате традиции ваяния были утрачены и были восстановлены только в XX в. Первым заметным корейским скульптором нового времени стал Ким Бокджин, получивший образование в Японии в конце 20-х гг. нашего века. Современные мастера скульптуры работают с разнообразными материалами, создавая как реалисти­ческие по форме, так и абстрактные произведения.

Декоративно-прикладное искусство. С древнейших времен ко­рейцы славились обработкой металла. На территории Кореи най­дено большое количество изделий из бронзы, относящихся к бронзовому веку, в том числе зеркала, топоры, ножи, колокола и колокольчики, украшенные оригинальным геометрическим и зоо­морфным орнаментом. Искусство обработки металлов постепенно развивалось на протяжении всего раннего периода железного века и ко времени появления трех государств достигло большого совер­шенства. В погребениях под насыпными могильными курганами, в которых хоронили правителей и знать эпохи Силла, обнаружены удивительные по изяществу коллекции золотых украшений - короны, серьги, ожерелья, браслеты, пояса. Особенно мастерски исполнены золотые короны: их переднюю часть украшают резной узор из волнистых линий и рельефный орнамент, а также прикреп­ленные золотой проволокой золотые лепестки и нефритовые бусин­ки полукруглой формы. Серьги отделаны тончайшей сканью и зернью. Изяществом формы, богатством звучания и внушительны­ми размерами славились бронзовые колокола этого периода. Самым большим из сохранившихся храмовых колоколов Кореи является «Священный колокол короля Сондока», или, как его обычно назы­вают, «Колокол Эмилле», отлитый в конце VIII в. Он украшен великолепными медальонами в форме лотоса, а также изображени­ями цветов, языков пламени и фей.

Большой известностью пользуется и корейская керамика, име­ющая глубокие традиции: от древних глиняных сосудов неолита с их грубой, шероховатой поверхностью до элегантных селадоновых ваз, украшенных изысканной инкрустацией. Ранние керамические сосуды эпохи неолита имеют узкое, закругленное основание и украшены параллельными линиями и точками. Позднее появились расписные изделия и фигурки из раскрашенной глины. Их цветовая гамма колеблется от серого до черного, а иногда встречаются и коричневые тона. Эти древние керамические изделия выполнены в свободной манере, оригинальны по форме, а некоторые явно сви­детельствуют о влиянии шаманизма. Керамику эпохи Силла отли­чает большая приземленность форм, узоры становятся менее замысловатыми, для их воспроизведения широко используется ме­тод штамповки.

Вершиной гончарного дела в Корее считается период XII-XIII вв., когда корейские мастера осваивают производство голубовато-зеле­ной селадоновой глазури разных оттенков и технику нанесения подглазурных узоров методом инкрустации. Техника селадона при­шла в Корею из Китая, но метод инкрустации был изобретен корейскими гончарами: на поверхность заготовки сосуда наносится узор в виде бороздок, углубления которых заполняются белой или черной пастой. Эти узоры, которые поначалу выполнялись в про­стой манере, придавали селадоновым сосудам строгую, утонченную красоту.

В период династии Чосон ведущие позиции в керамике занял белый фарфор с росписью кобальтом. При этом искусство произ­водства селадона почти сошло на нет, а секрет создания блестящей голубовато-зеленой глазури разных оттенков был утрачен, пока его не открыли заново уже в XX в. Древнее гончарное мастерство поддерживается в мастерских г. Инчхон, где имеются залежи высо­кокачественной глины. Наряду с традиционной керамикой - имитацией селадона и чосонского фарфора, производятся современные столовые сервизы.

Музыка. Существуют две категории корейской музыкальной культуры: чхонак (совокупность музыкальных традиций высших слоев общества) и сонак. (музыка простых людей). Мелодии чхонак, как правило, медленные, торжественные и композиционно слож­ные, с переплетением длинных музыкальных фраз (например, со­хранившаяся до наших дней инструментальная пьеса «Сучжечхон»). В древности они исполнялись во время придворных церемоний и ритуалов. Народная музыка включает в себя шаманские песнопения, жанры санчжо (музыка ударных инструментов) и пхансори (музы­кальная драма). В XIX в. в Корею проникает западная музыка - первоначально христианские гимны. В 1919 г. композитор Хон Нанпха сочинил песню «Понсонхва» - одно из первых произведе­ний в истории корейской музыки в «западном стиле». После Второй мировой войны многие корейские музыканты направлялись на учебу за границу, где добились блестящих успехов, отмеченных высшими наградами на международных конкурсах, удостаивались чести быть приглашенными на работу в известные творческие коллективы. К ним относится, например, южнокореец Чон Мёнхун - художественный руководитель и главный дирижер французской национальной «Опера-Бастиль».

Первый филармонический оркестр в Корее был создан в 1945 г. В настоящее время в Сеуле и ряде других крупных городов работают несколько симфонических оркестров. В 1948 г. впервые на сцене была поставлена опера Верди «Травиата». На севере популярен жанр революционной оперы («Море крови» и т. п.). Сейчас имеются несколько оперных коллективов, в том числе в Республике Корея - Национальная оперная труппа, оперная труппа под руководством Ким Чжагена и Сеульская оперная труппа. С 1950 г. функционирует Национальный институт классической музыки, главная задача ко­торого сохранять и развивать традиции национальной корейской музыки. В 1993 г. в Сеульском центре искусств открыта Националь­ная школа музыки - первая в Южной Корее консерватория.

Танец. В Корее существует несколько видов традиционного танца: шаманский, придворный, народный и танец в масках. Рас­цвет хореографического искусства приходится на период господства буддизма, который не сковывал развитие танца. Особое внимание при исполнении уделялось тому, чтобы донести до зрителя чувство экстаза. Пластика движений считалась несущественной. За годы колониального японского господства и уже в наше время, когда страну охватили процессы индустриализации и урбанизации, многие традиционные танцы были утрачены. Только в 80-е гг. стали предприниматься попытки сохранить и возродить хореографиче­ское наследие прошлого. Некоторые из танцев, например, комму (танец мечей), ханму (танец журавля), чхунэнму (танец соловья, поющего весной), чхунянчжон (танец иволги) зачислены в разряд «культурных ценностей», а их исполнители получили звание «чело­век - сокровище культуры».

Что касается современного танца, то большой вклад в его развитие внесли корейские студенты, обучавшиеся в 20-е гг. в Японии, в частности Чо Тхэквон и Чхве Сынхи. В 1950 г. была создана Сеульская балетная труппа. В 1956 г. открыл балетную студию в Сеуле вернувшийся из Японии после учебы танцовщик Им Соннам. В настоящее время существует около 40 трупп корей­ского традиционного танца, 30 трупп современного танца, в том числе под руководством Юк Вансуи и Хон Синджа, а также 10 балетных трупп, включая «Юниверсал Бэлей Компани», созданную в 1984 г. в Сеуле.

Театр и кино. Корейское театральное искусство восходит к первобытным религиозным обрядам. Их неотъемлемой частью яв­ляются музыка и танец. Ярким примером является жанр тхальчхум - комедийное представление в масках, сочетающее пантомиму и танец. Стиль исполнения, диалоги и костюмы варьировались в зависимости от местности. Широко распространены были также песенно-драматические спектакли пхансори на популярные сюжеты и представления кукольного театра коктугакси норым в исполнении бродячих актеров. Даже шаманские обряды кут в прежние времена порой несли не только религиозную нагрузку, но и служили для развлечения. Первый театр западного образца вонгакса был открыт в Сеуле в 1908 г. На его сцене ставились переводные пьесы западных авторов, а также так называемые «пьесы новой школы», основными темами которых были любовные истории, пользовавшиеся попу­лярностью у публики.

Первый корейский фильм «Справедливая месть» был создан в 1919 г. За ним появились «Клятва при луне» (1923) и «Ариран» (1926), имевшие ярко выраженную патриотическую направлен­ность. Первым заметным актером и режиссером был На Унпо. Особенно бурно кинематограф развивался в 60-70-е гг. Затем в связи с быстро растущей конкуренцией со стороны телевидения наступил некоторый спад, сменившийся в начале 80-х гг. с приходом молодых талантливых режиссеров новым подъемом. Их работы демонстрировались на кинофестивалях в Каннах, Берлине, Вене­ции, Токио, Москве и были отмечены рядом призов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!