Художественная культура и религия в Индии

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основу глобальной цивилизации человечества. Достижения индий­ской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а через них - на Европу. Индийские ученые разработали десятичную систему счета и ввели понятие нуля. Они с незначительными погрешностями определили расстояние от Зем­ли до Луны и Солнца, рассчитали радиус Земли, число л, сделали множество астрономических и научных открытий. Уже во времена Индийской цивилизации (III тысячелетие до н. э.) они умели планировать города, возводить монументальные сооружения, знали письменность, использовали систему мер и весов. Появление на индийском субконтиненте светлокожих представителей арийских племен, перекочевавших через территорию нынешнего Ирана из прикаспийских степей (примерно I тысячелетие до н. э.), дало мощный импульс развитию духовной культуры и религиозных течений. Своего наивысшего расцвета достигает ведизм, органично объединивший верования древних ариев и местных дравидийских племен. Архитектура того периода, преимущественно деревянная, до нашего времени, к сожалению, не сохранилась. Длительный период возникновения и становления в Индии первых государств завершился формированием обширных империй Маурьев, а позднее и Гуптов, которые оставили неизгладимый след в истории челове­чества. Именно тогда получили расцвет науки, искусство, религи­озная мысль. Сложилась теологическая концепция брахманизма и индуизма, возник и начал бурно распространяться буддизм. Все это притягивало в Индию многочисленных путешественников и палом­ников. Рассказы о несметных богатствах далекой и прекрасной страны привлекали сюда и завоевателей - от Александра Македон­ского до афганских и тюркских ханов. Набеги исламских правителей Афганистана и Персии, начавшиеся в XI веке, привели через столетие к поражению наиболее влиятельных индусских раджей на севере страны и установлению здесь, а в последующем и на терри­тории практически всей Индии, за исключением крайнего Юга, правления мусульман. Вначале это были афганцы, а с XVI века - падишахи династии Великих Моголов. Века их правления оставили неизгладимый след в истории и культуре страны. Разрушив многие древние индуистские и джайнистские храмы, они воздвигли мечети, медресе, мавзолеи и города-крепости, многие из которых по сей день являются шедеврами мировой культуры. При мусульманских правителях процветали поэзия, танец, музыка. Широкое распрост­ранение получили, в частности, состязания поэтов - мушаиры. Следующим судьбоносным этапом стала начавшаяся в XVIII веке колонизация Индии Великобританией, которая завершилась пол­ным порабощением страны. В течение более чем 200-летнего бри­танского господства в индийскую жизнь было привнесено множество европейских культурных и политических традиций, ко­торые во многом определяют лицо и сегодняшней Индии. Лишь в январе 1950 года Индия была провозглашена Республикой и окон­чательно обрела свободу.

На протяжении веков не ослабевает интерес к индийской куль­туре, истории, религии, знание которых является крайне необходи^ мым для понимания этой великой страны и происходящих в ней изменений.

В Индии представлены все основные религии мира: индуизм, ислам, христианство, буддизм, иудаизм, зороастризм. Есть в Индии и «свои» религии, как, например, джайнизм и сикхизм. Все это характеризует довольно сложное идейное и социально-структурное устройство индийского общества и неизбежно влияет на многооб­разие индийской культуры.

Наиболее распространен в стране индуизм, который исповедует более 80 % населения. За ним идет ислам (около 12 %), далее - христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм и др.

Индуизм принадлежит к наиболее древним религиям мира. Он прошел несколько этапов развития, зародившись первоначально как религия вед, или ведизм.

Ведизм, который можно рассматривать как самостоятельную религиозно-философскую систему, возник в I тысячелетии до н. э. Он является древнейшей религиозно-философской системой Ин­дии, оказавшей заметное влияние на последующие религиозные направления. Для ведизма характерен политеизм (многобожие) и антропоморфизм, т. е. наделение богов и явлений природы свойст­вами человека, как позитивными, так и негативными. Ведийскими богами были бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас, бог миропорядка Варуна, бог огня Агни, бог-громовержец Индра, бог ветра Ваю, бог грозы Рудра и др. Ведизм получил письменное закрепление в четырех сборниках (самхитах) гимнов и молитв, получивших название Веды.

В поздневедийский период наблюдалась тенденция к выделению трех главных богов: Брахмы, Вишну и Шивы, которые впоследствии развились в единую триаду (тримурти). Почитание богов было неразрывно связано с культом жертвоприношений, что повлекло за собой рост количества жрецов (брахманов), обслуживавших слож­ный ритуал жертвования. Этот этап религиозного развития получил в литературе название брахманизма. Он разработал религиозное обоснование деления общества на варны (сословно-классовые груп­пы) и учения о переселении душ.

Таким образом, вероучение индуизма сложилось в результате эволюции догматов ведизма и брахманизма. Индуизм сохранил многие элементы ведических верований, связанных с поклонением священным животным, явлениям природы, душам предков. Однако существенным отличием индуизма от брахманизма является безус­ловное признание трех равных по значимости богов индийскому варианту «троицы», получившему название Тримурти: Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель). Отсюда возникло два главных течения индуизма - вишнуизм и шиваизм. Однако для всех течений индуизма характерна вера в вечность и богоданность Вед, а также в цикличность существования Вселенной, где развитие идет по нисходящей линии. Индуизм верит в вечность и неистребимость души, совершающей бесконечное странствие (сансара) в соответствии с законом кармы. Спасение человека состоит в освобождении от перерождений и достижения мокши, слияния с мировой душой, и нирваны, слияния с Брахмой.

В жизни каждого кастового индуса существуют четыре основные цели: исполнение религиозных, семейных и общественных предпи­саний (дхарма), получение и надлежащее использование материальных ценностей (артха), удовлетворение чувственных желаний (ка-ма) и стремление к освобождению от цепи перерождений (мокша).

Индусский пантеон богов не ограничивается тремя главными богами. Количество богов не поддается счету. По одним источни­кам, их более 30 тысяч, по другим - более 300 тысяч. Наряду с общеиндийскими богами существует множество местных богов. Многие основные боги имеют свою «сферу деятельности или от­ветственности». Так, супруга Вишну богиня Лакшми считается богиней богатства и благополучия. Богиня Сарасвати покровитель­ствует наукам и искусству. Бог Ганеша - бог успешных начинаний.

Буддизм фактически является оппозиционным ответвлением индуизма (вернее, брахманизма), поскольку отвергает авторитет Вед и деление общества на варны. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. Основателем этого учения считается сын правителя мелкого кня­жества Сиддхартха Гаутама, получивший в литературе имя Будды Шакъямуни. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей низших сословий. В центре буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах»:

есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от страдания и есть путь к освобождению от страдания.

Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба сект и течений. Главными направлениями в буддизме являются хинаяна («малая колесница», или «узкий путь») и махаяна («большая колесница», или «широкий путь»). Их основное различие заключается в следующем: если в хинаяне, или монаше­ском буддизме, главное значение имеют личные усилия индивиду­ума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары) и достичь нирваны, то основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, но и любой мирянин, соблюдающий религиозные предписания.

По целому ряду причин буддизм не смог закрепиться в Индии и вынужден был уступить свое место индуизму. Сейчас в Индии насчитывается чуть более 6 млн. буддистов.

Джайнизм возник несколько раньше буддизма и также является ответвлением индуизма. Основателем этой религии считается Вар-дхамана, кшатрий по касте, который впоследствии получил эпитеты Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»), ибо сумел победить карму и устранить препятствия, стоявшие на пути рели­гиозного спасения. Сторонники этой религии называют себя джай-нами, то есть последователями Джины. Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может после­довательно вселяться в различные материальные субстанции. Душа индивидуума несет ответственность за все совершенное им по закону кармы. Спасения и вечного блаженства может достичь лишь тот, кто ведет исключительно праведную жизнь. Ведущую роль играет безоговорочное следование принципу ненасилия и уважение жизни во всех ее формах. Вследствие этого все джайны строгие вегетарианцы, а наиболее ортодоксальные из них закрывают рот и нос специальной повязкой и передвигаются только в светлое время суток, чтобы не проглотить или не раздавить какое-либо насекомое.

В современной Индии проживает около 4 млн. джайнов, кото­рые, однако, имеют заметный вес в обществе, поскольку принад­лежат к наиболее зажиточным и образованным его слоям. Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов.

Ислам впервые проник в Индию в VII в. н. э. вместе с арабами. Однако его массовое распространение началось со времени обра­зования Делийского султаната. Шетисотлетнее правление султанов и падишахов, исповедовавших ислам, способствовало образованию в Индии довольно значительной мусульманской общины, которая насчитывает около 100 млн. человек. К исповедующим ислам в Индии относятся многие выходцы из низших каст, а также «непри­касаемых», т. е. людей, находившихся вне каст.

Ислам оказал существенное влияние на культуру Индии, и прежде всего на ее архитектуру и живопись. Каждый из правителей Монгольской империи, желая увековечить себя и свои деяния, стремился построить и крепость-дворец, и собственную усыпаль­ницу, и мечеть. Поэтому мусульманский стиль характерен для многих архитектурных памятников Индии. Это и знаменитый ком­плекс Кутубминар в Дели, и многочисленные мавзолеи-гробницы, среди которых, бесспорно, ведущее место занимает Тадж Махал, это и дворцы-крепости, такие, как Красный Форт в Дели и Агре, это дворцовые постройки в Фатехпур-Сикри и Джайпуре и множе­ство других. Характерной особенностью мусульманского стиля в архитектуре является то, что при возведении мечетей и других мусульманских сооружений разрушались индусские храмы и святы­ни, а материалом для строительства зачастую служили обломки уничтоженных построек (как, например, мечеть Бабри, построенная в XVI в. на месте рождения богочеловека Рамы).

Сикхизм - одна из самых распространенных религий Индии - возник в XIV в. как своего рода противопоставление индуизму. В отличие от индуизма, с его представлением о кастовом построении общества, сикхизм проповедует равенство всех людей перед единым неперсонифицированным богом. Постепенно создалось общество равных людей, отрекшихся от каст - сикская община (хальса). С целью выделить себя среди индусов и мусульман сикхи начали строго соблюдать принцип «пяти Ка»: никогда не стричь волосы (кеш), расчесывать их специальным гребнем (кангха), носить шорты особого покроя (качха), надевать на запястье стальной браслет (кара) и всегда иметь при себе кинжал (кирпан). В настоящее время этот принцип соблюдают только ортодоксальные сикхи. Современных сикхов выделяет среди других индийцев обязательное ношение на голове тюрбана. Центром сикхизма является город Амритсар, здесь находится основное святилище сикхов - Золотой храм. В сикхских храмах - гурудварах - нет изображения богов. Богослужение сво­дится к чтению священной книги - «Грантх Сахиба».

Христианство на индийскую землю принес, по преданию, Свя­той Фома, который высадился на Западном побережье в 52 г. н. э. Он считается основателем в Индии православия. В XVI в. порту­гальцы начали проповедовать и насаждать в Индии католицизм. В XVII в. в Индии начинает распространяться протестантизм. Все три основные ветви христианства существуют в Индии и по сей день. Город Панаджи в штате Гоа с его церквями и жилыми строениями европейского средневекового стиля, поражающими своей изыскан­ной красотой - великолепный исторический и архитектурный па­мятник.

Зороастризм пришел в Индию из Ирана приблизительно в VIII в. н. э., поэтому последователей зороастризма в Индии назы­вают парсами, то есть «пришедшими из Персии». Свое название эта религия получила по имени своего основателя, пророка Заратуштры. Зороастрийское вероучение, по мнению его последователей, уни­кально, многие его положения благородны и глубоко нравственны. Очень важны для зороастризма такие понятия, как истина, спра­ведливость, верность, смелость, порядочность и доброта, а также праведность и благочестие. Жизнь зороастрийца основывается на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. Для обрядовой практики зороастрийцев характерно почитание четырех элементов Вселенной: воды, огня, земли и воздуха. Поклонение верховному божеству Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. В храмах парсов горит вечный огонь. Поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками. Боязнь осквернения источни­ков жизни в любой форме - физической или нравственной - является отличительной чертой зороастризма. Буквально фанатич­ное отношение зороастрийцев к «очищению» и боязнь «оскверне­ния» отчасти объясняют ту жестокость, которую верующие на протяжении веков проявляли к больным, страдающим кровотече­ниями, расстройством органов пищеварения или другими подобны­ми недугами. Даже с тяжелобольными стариками и детьми парсы обращались весьма сурово. Отсюда же проистекает и особый похо­ронный обряд парсов: тела умерших оставляют на ярусах, располо­женных на вершине специальной башни (дакмы), которую в обиходе называют «башней молчания». Там их поедают грифы (кости ссы­паются в специальный колодец внутри башни). Тем самым «чистые» элементы стихий не соприкасаются с «нечистым» трупом.

Тем не менее зороастризм - это жизнеутверждающая религия. Ведь жизнь в ней - благо, данное Богом, а забота о природе, о животном мире является характерной чертой зороастрийцев.

Мирное сосуществование различных религий в Индии создало в культуре этой страны неповторимую атмосферу и самобытность. Религиозные взгляды индийцев на мир ярко и емко выражаются в их изобразительном искусстве. Древнейшие представления о про­исхождении и строении Вселенной, о богах, ее создавших, о связях и структурах, в ней существующих, буквально пронизывают индий­ское искусство на протяжении всей его многовековой истории.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!