Художественная культура греческой классики

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Более ярко проявляют себя европейские ценности в VI—IV вв. до н. э. Этот период получил название «греческая классика». В основе культуры «греческой классики» лежат представления о мере и гармонии, завещанные ей прежней культурой и в отношении к природе, и в отношении новых и старых ценностей: между новой и старой системами ценностей сохраняется подвижное равновесие. Это создает благоприятные условия для расцвета художественной культуры.

Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам. Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444—429 гг. до н. э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита — поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» — Геродот, знаме­нитые философы того времени. Победа демократии несомненно расширили возможности художественного развития афинян. Пока­зательно в этом смысле сравнение между Афинами и Спартой, где в одно и то же время по-разному развивается государство. Спарта — яркий образец государства казарменного типа, где вся жизнь пре­дельно регламентирована и подчинена военному распорядку — не оставила ярких образцов взлета культуры. Афины же, наоборот, в условиях демократии поощряют развитие искусств, всех проявлений художественной культуры, о чем с гордостью заявлял Перикл:

«...называется наш строй демократия, ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права... Никогда... человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности, вследствие ничтожности своего поло­жения...», и далее: «Мы любим красоту, соединенную с простотой, и любим образованность, не страдая слабостью духа... каждый человек в отдельности... может у нас проявлять себя полноценной и самостоятельной личностью в самых разнообразных положениях с наибольшей ловкостью и изяществом».

Искусство классической Греции убедительно показывало, что афиняне чувствовали себя в этом мире победителями; они были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, они способны воплотить в своих творениях. Они умели ценить своих мастеров и гордились ими.

Архитектура, музыка, театр, скульптура, монументальная живо­пись, литература — как хоровод муз входят в жизнь граждан Афин. Афиняне .были окружены прекрасным. Красота понималась как высший закон искусства. Плутарх утверждал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.

Государство поощряло и поддерживало такую атмосферу в об­ществе, оно создавало благоприятные условия для развития худо­жественной культуры, для распространения культурных ценностей и приобщения к ним всех граждан. Строились специальные здания для хранения картин мастеров — плеотеки (плео — многочислен­ный, теке — хранилище). Устраивались выставки и обсуждения. Надо отметить, что античному образу жизни присуще состязатель­ность, соперничество — «агон». Соперничали между собой государ­ства — полисы, соперничали в своем мастерстве ремесленники и политические деятели, соперничали авторы трагедий, желавшие увидеть свои творения на подмостах афинского театра, и государство поощряло в своих гражданах этот дух творческой состязательности. Оно же заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги, чтобы все имели возможность посещать театр. Грамотность стано­вится не привилегией избранных, а достоянием многих. Появился читающий человек. Свои поэты и историки были почти в каждом полисе, а число античных авторов превышало несколько тысяч.

Скульптура. В Афинах в это время работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.

Величайший скульптор V в. до н. э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает гранди­озные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной кра­сотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скуль­птуру в архитектурные сооружения.

В своих творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» и других утверждает силу и красоту человека Мирон. В теоретическом трак­тате «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных про­порций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в знаменитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.

Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием инте­реса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам уда­ется пластическими средствами передать тонкий и богатый душев­ный мир. В работах «Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель <">к. 390— ок. 330 до н. э.) воссоздает изящную и одухотворенную кр:' 'оту. Его героям свой­ственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость. Урожен­ца острова Парос Скопаса (IV в. до н. э.) в скульптурных образах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Мастеру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, который нарушает гармоническую ясность, столь свойственную высокой классике. Его «Менада» — спутница Диониса — изображена в стре­мительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление динамики образа. Третий скульптор IV в. до н. э. Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душев­ного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апок-симен» — спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступ­лению все силы.

Театр. Важное место в жизни древних греков занимал театр. Именно в нем можно было выразить свои чувства и эмоции, сопереживая происходящим на сцене событиям, таким же, как те, в каких они сами принимали участие в реальной жизни. Театр не только отражал их жизнь, богатую событиями, но и служил прояв­лением их интереса к политике.

Древняя Греция оставила три имени авторов трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид, и одно имя комедиографа — Аристофан.

В греческих трагедиях поднимались темы, актуальные не только для Древней Греции, но и, как оказалось, для всей последующей истории человечества. Главная среди них — утверждение человека в мире, через борьбу, торжество и поражения. Проблему судьбы и личности, которая пытается противостоять ей, разрабатывает отец трагедии Эсхил (525—456 г. до н. э.) Сохранилось всего 7 произве­дений Эсхила. В «Прометее Прикованном», в трилогии «Орестея» автор проводит мысль о том, что мир устроен справедливо и потому не следует сопротивляться судьбе; он предостерегает человека от нарушения им космической «меры», что может обернуться для него бедой.

Софокла (ок. 496—406 гг. до н. э.) интересует проблема взаимо­отношения человека и государства. В трагедиях «Антигона», «Элек­тра» он воспевает мощь свободного человека — его героиня Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравствен­ный поступок, хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе. Софокл же, стремясь к равновесию между старыми и новыми порядками, предостерегает против нарушения традиционных законов гражданского общества;

он осуждает деспотизм государя, законы же человеческой морали он ставит выше законов рода.

Театр Еврипида (ок. 485/480—406 гг. до н. э.) — высшая ступень в развитии греческой трагедии. «Философом на сцене» называл Еврипида Аристотель. Наиболее известны его трагедии «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Великий драматург изображает жизнь реальных людей и их судьбы. Он смело вводит бытовой элемент в свои трагедии. Его героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость) и человеческие слабости и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть). Как и его друг Сократ, Еврипид одним из первых указывает на самоценность личности, на необходимость познания своей индивидуальности во всех сложных и противоречивых ее проявлениях.

Комедии Аристофана (ок. 445— ок. 385 гг. до н. э.) — это сати­рическое зеркало афинской политической и культурной жизни. Его сюжеты в «Лисистрате», «Лягушках», «Облаках» необычайно злобо­дневны. Человек в комедиях Аристофана представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.

Архитектура. Большое место в художественной культуре грече­ской классики занимает архитектура. И это не случайно. Более убедительное и наглядное свидетельство способности преодолеть природные стихии и превратить естественный хаос в порядок по человеческим меркам, чем архитектура, трудно найти. Акрополь в Афинах — Олимп демократии, над которым работали архитекторы Иктин и Калликрат, а оформление принадлежит Фидию — важная культурная победа в Древней Греции.

В классической Греции успешно осуществляется программа градостроительства. После 446 г. до н. э. город Пирей приобретает правильную планировку под руководством архитектора Гипподама. В 479 г. до н. э. восстанавливается сожженный Милет. Но если до сожжения он представлял собой город со свободной планировкой, то теперь в него также вносится «гипподамова система». С юга на север и с запада на восток город пересекали две магистрали под прямым углом, на их пересечении организовывался общественный центр. Ширина улиц увеличивалась в два раза. Прямоугольная сетка регулирования прокладывалась при любом рельефе местности.

«Гипподамова система» становится господствующей в планирова­нии городов и в последующие периоды европейской культуры.

В эстетической традиции Древней Греции разрабатывается про­блема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «кало-кагатия». Слово состоит из двух частей: «калос» — прекрасный, «агатос» — добрый. В античной культуре это означает гармоничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетель­ный, гармонию физического и духовного. В эстетической традиции Древней Греции по большей части царило убеждение, что искусство способно выполнить задачу по воспитанию гармоничного человека, достойного гражданина полиса. От Пифагора, интуитивно угадав­шего психотерапевтическое воздействие искусства на человека, до Аристотеля, разработавшего учение о катарсисе, т. е. об очищающем воздействии искусства на человека и получении им эстетического и художественного удовольствия — у каждого находились свои ар­гументы в пользу этой позиции, каждый выделял свой аспект при рассмотрении проблемы воспитания средствами искусства. Особ­няком стоит Платон, который считал, что искусству нет места в идеально организованном государстве, ибо искусство развращает молодых людей, делая их изнеженными и не способными к испол­нению гражданского долга. Такая позиция Платона может быть объяснена тем, что философ отдавал предпочтение древней системе ценностей и его настораживало то новое, что утверждалось в античной культуре, прежде всего сознание индивидуальности и независимости личности.

Античная культура сформировала много ярких, самобытных индивидуальностей, которые, создавая античную культуру, разви­вали себя и, совершенствуя свою индивидуальность, благотворно влияли непосредственно или опосредованно на античную художе­ственную культуру периода классики.

Конец V—IV вв. до н. э.— поздняя классика, когда нарушается гармония между природой и человеком, культурой, между древне­восточной и европейской системами ценностей в пользу культуры, человека, в пользу европейских ценностей.

Во второй половине IV в. до н. э. происходит выдвижение Македонии. Эта новая империя объединяла разные племена, наро­ды: в контакт вступали разные традиции, верования, обычаи. Од­нако в империи Александра Македонского многие ценности классической Греции оказались невостребованными. В огромной державе военно-бюрократического типа не было места демократии.

В эту эпоху, эпоху эллинизма, государство проводит специаль­ную политику и в художественной культуре.

Центрами эллинистической культуры становятся города: ста­рые — Афины, Милет, Коринф и другие; и новые — Александрия, которые возникали на Востоке. Эти города превращались в центры образованности. Формируется интеллигенция «большого города». Она занимается своеобразным просветительством, так как верит во всемогущество разума. В это время даже религия становится «ра­зумной».

Под покровительством государства в Александрии формируется знаменитая библиотека и научная школа — Александрийский му-сейон — прототип новоевропейских Академий наук. В Александрию приглашались ученые, писатели, историки. Они жили и работали в храме покровительниц искусств — Мусейоне, на средства из цар­ской казны. Государство же заботилось о пополнении библиотеки:

каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сдавать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, каталог которой состоял из 120 свит­ков. В библиотеке были представлены труды по философии, исто­рии, ораторскому искусству, поэзии.

Поощряется развитие специальных теоретических областей, ко­торые разрабатывают разные стороны профессиональной художе­ственной деятельности — поэтики, риторики, искусствознания. Оформилась в науку филология. Ученые Александрии и Пергама спорят о возникновении языка и о грамматических нормах. В Александрии изучается по преимуществу поэзия, в Пергаме фило­логи отдают предпочтение изучению прозы.

Литература. Эти исследования сказались и на расцвете литера­туры в первой половине III века до н. э. В Александрии, Сиракузах, на островах Эгейского моря творили многие поэты, оставившие след в истории мировой литературы. Среди них Каллимах (315— 240 гг. до н. э.) — ученый и поэт. Именно он составил знаменитый каталог Александрийской библиотеки, он же проявил себя как новатор греческой поэзии. Его заботит точность поэтических об­разов, лаконичность описаний. В своем основном произведении «Причины» он в поэтической форме рассказывает о полузабытых обычаях и обрядах и объясняет их смысл. Его друг поэт Арат в изящной стихотворной форме описывает и разъясняет астрономи­ческие открытия Евдокса из Александрии.

Широкое распространение получает жанр «идиллия». Ее клас­сиком является Феокрит (пер. пол. Ill в. до н. э.). В своих идиллиях (букв. картинки) поэт изображает безмятежную жизнь на природе, в гармонии с ней. Герои идиллий — пастухи-буколы и их подружки. Эта поэзия помогала горожанам, уставшим от сутолоки городов, мысленно погрузиться в спокойствие природы.

Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Более того, эллинзм — это культура, где культивируется индивидуализм. Разрабатываются цен­ностные критерии и принципы, которые обнаруживают повышен­ный интерес к психологии человека, к оттенкам его настроений и но переживаний. Эллинистическая культура— это культура изыскан­ных чувств и даже чувствительности. Порой в этой культуре нару­шаются мера и гармония, и в искусстве проявляются такие черты, как жеманство, манерность, резонерство.

Культ индивидуализма и забота об изяществе в творчестве дают импульс развитию эпиграммы — краткого лирического стихотворе­ния. Это новое мироощущение Каллимах выразил так:

Не выношу я поэмы циклической. Скучно дорогой Той мне идти, где снует в разные стороны люд;

Ласк, расточаемых всем, избегаю я, брезгую воду Пить из колодца: претит общедоступное мне.

Театр. Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» — комедии нравов Ме-нандра (342—291 гг. до н. э.) посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и печалями. Комедию Менандра, где была представлена частная жизнь, греческая публика не приняла. Она привыкла к героическим сюжетам и к иным героям. Но постепенно греки стали чувствовать себя в театре как дома, для них был понятен и приятен язык комедий, пропитанный поговорками и прибаутками: «Время исце­ляет любые раны», «Друзей и недругов надлежит судить одной мерой» и другие. Произведения Менандра были столь жизненны, что родилось высказывание: «Менандр и жизнь. Кто из вас кому подражает?»

Скульптура. Те же чувства и настроения, темы и образы, которые волновали поэтов и драматургов, и прежде всего — внутренний мир человека,— волнует и скульпторов. Они создают реалистические портреты простых людей: рыбаков, пастухов, рабов, уличных маль­чишек. Скульптура была способна выразить лирические и поэтиче­ские настроения (статуэтки из Танагры), передать живость бытовой сценки («Старик, вынимающий занозу из ноги», «Мальчик с гусем», работы Боэфа).

Внимание художественной культуры к тончайшим настроениям и переживаниям человека удивительным образом сочеталось с увлечением крупными формами. Масштабность, монументаль­ность, гигантизм в художественной культуре призван был демонст­рировать мощь и богатство государства. Успешно решаются градостроительные задачи, города строятся в соответствии с «гип-подамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные соо­ружения. В 353 г. до н. э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда — «мавзолей»), в которой соединя­ется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. В Эпидавре по проекту архитектора Поликлета Младшего (360—330 гг. до н. э.) возводится знаменитый театр. На его каменных скамьях могло разместиться 10 000 зрителей, а блестящая акустика позволяла слышать голоса актеров с послед­него ряда. Ученик Лисиппа, скульптор Харес создает статую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 метра, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В то же время возводится Форосский маяк — произведение инженерного искусства. Его высота свыше 100 метров.

Для площадей, храмов, общественных сооружений создается скульптура со сложной композицией. Особой славой пользовался монументальный алтарь Пергама, где была изображена битва богов и гигантов. Автор изобразил победу богов-хранителей порядка и гармонии в природе и обществе, а в реальной жизни побеждали иные ценности. Готовится почва для нового этапа античной куль­туры, завершающего этот период истории человечества — Римской культуры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!