Художественная культура эпохи Петра I

6 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Изменения в жизни русского общества отражались в художе­ственной культуре - литературе, театрально-музыкальном, изоб­разительном искусстве. Искусство начинало занимать принци­пиально новое место в духовной жизни. Оно становилось светс­ким, более разнообразным в жанровом отношении, получало активную поддержку государственной власти. Большое идейно-художественное значение имело развитие авторского начала в искусстве, тесно связанное с новой концепцией человеческой личности. Но вместе с появлением этих тенденций художествен­ная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще неко­торые черты предшествующего столетия и носила в целом пере­ходный характер.

В литературе продолжали бытовать старые формы, но содер­жание литературных произведений менялось, появлялся новый герой.

Начало XVIII в. было временем расцвета повести ("гистории"). Широко известна "Гистория о российском матросе Василии Ко-риотском", в которой отразились идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что ува­жение, почет и богатство достигаются благодаря личным каче­ствам человека, а не знатности его рода.

Рассматриваемый период занимает важное место в процес­се становления  нового литературного языка. Введение гражданской азбуки в известной мере обособило сферы светской и церковной книжности и способствовало укрепле­нию делового языка, который в это время "выступил в роли средней нормы литературности" (В.В.Виноградов). Однако для литературы петровской эпохи характерна большая язы­ковая пестрота. Продолжал широко использоваться церков­нославянский язык, кириллицей печатались и светские изда­ния, в частности некоторые учебники. Наряду со старосла­вянизмами, исконно русскими речевыми оборотами и выра­жениями стали применяться иностранные слова, многие из которых сохранились в системе современного русского язы­ка ("гавань", "рейд", "каюта" и др.).

Среди писателей и публицистов начала XVIII в. выделяется фигура Ф.Прокоповича, труды которого заложили основы тео­рии литературы нового времени, художественно-эстетических принципов раннего классицизма (трактат "О поэтическом искус­стве", "Риторика"). Впервые обратившись в трагикомедии "Владимир" к сюжету из отечественной истории (принятие хрис­тианства на Руси), он положил начало национально-исторической проблематике в русской драматургии. Из-за резкой антиклери­кальной направленности эта пьеса не публиковалась до 70-х го­дов XIX в.

Светская музыкальная культура была представлена неслож­ными, бытовыми формами военной, застольной, танцевальной музыки, широкое распространение получили канты - вид много­голосной бытовой песни, заимствованный из Литвы и Польши еще в предшествующее столетие. Канты были разнообразными по содержанию, но в основном носили торжественный характер и исполнялись на празднествах в честь военных побед России.

Первая четверть XVIII в. связана с большими успехами в раз­витии архитектуры и изобразительного искусства. В строи­тельстве Петербурга, столицы России с 1712 г., нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры нового времени:

предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей с системой улиц, кварталов, площадей. Строительством Петербурга, начавшимся с 1703 г., занималась "Канцелярия от строений", созданная для этой цели. Массы крестьян из центральных уездов (большое число квалифицированных русских мастеров) возводили новую столицу. В 1714 г. Петр I запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Для строительства города были приглашены иностранные архитекторы - Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Б.Растрелли; после 1724 г. в нем стали участвовать и русские архитекторы - И.К.Коробов, М.Г.Земцов.

В России начала XVIII в. возникали и другие новые города -Азов, Таганрог. Произошли изменения в застройке старых горо­дов, в которых находили отражение новые веяния в быту, укладе жизни. Возводилось много светских зданий, некоторые - специ­ального назначения. Например, в Москве на Красной площади для театральных представлений была построена "Комедийная хоромина"; строились помещения для мануфактур.

Памятники архитектуры петровского времени (Петропавлов­ский собор, здание Двенадцати коллегий Д.Трезини в Петербур­ге, Меншикова башня И.П.Зарудного в Москве и др.) составляют важную часть нашего культурного наследия.

Новым явлением в изобразительном искусстве стала гравю­ра, широко распространившаяся ввиду сравнительно недорогого способа производства. Изготовление гравюр поощрялось прави­тельством. В гравюре утверждалось новое, светское содержание искусства, она становилась непременным элементом учебной литературы, газет, календарей. Вместе с тем в ней сохранялись изобразительные приемы "народных картинок", лубка. Художни­ков привлекали, как правило, современные события: военные баталии, торжественные смотры войск, виды новой столицы. Наиболее известным мастером в области гравюры был А.Ф.Зубов (1682/83 - после 1750).

В петровскую эпоху происходит становление искусства порт­рета. Портрет - ведущий жанр в русском изобразительном ис­кусстве на протяжении всего XVIII столетия, и появление его было "одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи" (И.Э.Грабарь). Развитие портретного жанра в петров­ское время связано с общими идейно-художественными процес­сами в культуре. Вместе с тем в портрете продолжалась тради­ция древнерусского искусства с его высоким гуманизмом и нрав­ственностью.

Становление портретной живописи связано с именем И.Н.Ни­китина (ок.1690 - 1742). Он происходил из духовной среды, на­чал свое художественное образование в живописной мастерской Оружейной палаты, был в числе первых пансионеров, обучав­шихся в Италии. Портретам Никитина присущи реализм, инте­рес к внутреннему миру человека, глубина проникновения в ха­рактер. К числу наиболее талантливых его работ относятся пор­трет канцлера Г.И.Головкина, "Напольный гетман", "Петр I на смертном ложе".

Крупным мастером был А.М.Матвеев (род.между 1701 и 1704 -1739), получивший художественное образование в Голландии. Наиболее известна работа А.М.Матвеева "Автопортрет с женой", в которой художник очень тонко сумел показать интимность и целомудренность человеческих отношений. Здесь проявился су­щественный сдвиг в художественном сознании, порожденный новой эпохой.

В начале XVIII в. в России работало много иностранных живописцев, среди которых наиболее известны И.-Г.Таннауэр и Л.Каравакк.

 

Новые явления в культурной жизни? изменения в быту при Петре I

В петровское время происходили перемены в быту, нравах, одежде, архитектуре. Все они были следствием культурных пре­образований, которые   привели к смене "языка культуры" (Д.С.Лихачев). Многое в общественно-культурной жизни того времени появилось впервые; новая одежда, новая иерархия чи­нов, закрепленная 'Табелью о рангах"; была учреждена новая система орденов, в том числе высший орден Андрея Первозван­ного. В 1721 г. Россия стала империей, Сенат присвоил Петру I титул императора. В этом году впервые была проведена новая церемония коронации. Впоследствии этот торжественный акт сопровождал вступление на престол каждого нового монарха.

Все новшества - ношение европейского платья (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы), бритье бороды - были обязательны­ми для дворян. Несоблюдение новых обычаев влекло большой денежный штраф. Нововведения почти не затрагивали крестьян­ство, мелкого городского люда, податных сословий. Крестьянам разрешалось носить бороду, но они должны были платить специ­альный "бородовой налог". Обычно он взимался при въезде в го­род. Право не брить бороду, носить платье старого покроя было сохранено за духовенством.

По сравнению с предшествующим временем очень изменился темп жизни - он значительно ускорился. Этому во-многом спо­собствовало увеличение потока информации (газета, переводная и оригинальная литература; поездки в западноевропейские стра­ны).

Петр ввел новое летосчисление: его указ (январь 1700 г.) пред­писывал перейти на порядок счета лет от Рождества Христова, принятого во всех европейских странах. По старому русскому календарю новый год начинался с 1 сентября и счет годам велся от сотворения мира, которое, как считали, произошло за 5508 лет до рождения Христа. Переход к новому летосчислению совер­шился на основе юлианского календаря (старый стиль); в боль­шинстве стран Западной Европы в то время использовали григо­рианский календарь (новый стиль)4.

Изменился общественный быт петровского времени, появились новые формы общения, развлечений, многочисленные светские праздники с иллюминацией, фейерверками и маскарадами. С этого времени берет начало празднование Нового года с наря­женной елкой и "огненными потехами".

В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр.На Красной площади в "Комедийной хоромине" труппа иностранных актеров разыгрывала светские пьесы: трагедии из античной жиз­ни, комедии Ж.-Б.Мольера и др.

1718 г. - год официального введения ассамблей. Они устраива­лись согласно указу царя в домах вельмож. На ассамблею при­глашалось избранное общество: высшие офицеры, вельможи, чиновники, богатые купцы, ученые, впервые на них присутство­вали женщины. Здесь танцевали, вели беседу, играли в шашки, шахматы, в отдельной комнате мужчины могли курить. В обще­стве курить считалось неприличным.

Впоследствии ассамблеи превратились в балы и сохранялись на протяжении длительного времени как форма общения и отды­ха дворянства.

В среде образованного русского общества распространялись музицирование, игра на клавикордах, скрипке, флейте. Светская музыка исполнялась на ассамблеях, торжественных праздне­ствах, во время прогулок в Летнем саду, в домах вельмож, где стали устраиваться концерты любительских оркестров. Особый царский указ делал обязательным посещение этих концертов для столичного дворянства.

Вместе с новой концепцией жизни государство внедряло новые, часто непривычные для русского человека стереотипы поведе­ния. Сводом правил для молодого дворянина, вступающего в свет, стало знаменитое "Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов" (1717). Это сочинение определяло поведение светского человека - обра­зованного, воспитанного, знающего правила хорошего тона. Но государство хотело видеть в нем прежде всего подданного и служащего. В "Зерцале" подчеркивалось требование о "прилеж­ности" отрока "во всех службах".

Культурные преобразования первой четверти XVIII в. опреде­ляли основное направление историко-культурного развития. Од­нако культура этого времени представляла еще своеобразный сплав новаций и традиций: появление светской школы и сохра­нение патриархальных форм обучения; развитие светских знаний и предоставление Синоду права цензуры; новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости, бесправного положения основной массы народа; во многом переходный еще характер литературы и искусства. Новая культура проникала еще в довольно ограниченные круги дворянства и купечества, не воспринималась основной массой податных сословий, видевших в ней "чужую", "господскую культуру".

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!