Хронологические границы и этапы развития средневековой культуры

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Средневековье — новая эпоха в развитии истории и культуры. Хронологические границы Средневековья от IV—V веков до XIV века. Начало Средневековья (IV в.) связывают с великим переселением народов — движением варварских племен (германцев, готтов, гуннов и др.) с севера на территорию Римской империи, послужив­шим прологом к ее падению.

Значение эпохи Средневековья для истории культуры оцени­вается в основном с двух прямо противоположных позиций. Одна из них — апологетическая. Другая же, долгое время господствовав­шая, исходила из того, что между концом античности и началом эпохи Возрождения лежала пропасть — Средние века. С этой точки зрения культура возродилась только в последующую эпоху, которая именно поэтому и называется Возрождением. Это суждение опира­лось на очевидное отличие средневековой культуры, искусства от античных. И в самом деле искусство Средневековья далеко от норм отношения с реальностью, выработанных античностью.

Основой античного искусства, греческой классики V в. до н. э. было, как его часто называют, мифологическое мышление, наив­но-художественное отношение к миру. Нерасчлененность такого мышления, непосредственность отношения к действительности способствовали представлению о равенстве физического и духов­ного начал, где преобладающим оказывалось физическое — по зна­менитой формуле «calos — cagatos», что можно перевести «в здоровом теле — здоровый дух». Нельзя забывать о культе физиче­ского совершенства, существовавшем в античности и нашедшем свое выражение в спортивных играх, соревнованиях, воспитании юношества и, наконец,— статуях победителей спортивных состяза­ний, равных по характеру и значимости статуям богов. В них — торжество естественной гармонии, совершенства, наслаждение пре­красной видимостью, безмятежное спокойствие, счастливая радость бытия. Произведение античного искусства существует как произве­дение самой природы, и в этом его убедительность.

Искусство Средних веков весьма отлично от античного: взамен идеальной гармонии — сомнение, обращение в первую очередь к духовному миру, противоречие между реальностью и духовным идеалом. Искусству трудно примирить эти два начала. Сверхчувст­венное берет верх над реальным. Особенно сложны эти соотноше­ния в изобразительном искусстве, где нельзя отказаться от зримой, чувственной формы. Ее надо видеть: даже абстрактное нефигура­тивное искусство оперирует видимыми формами: цвет, линия и т. д.

В противоположность античности средневековое искусство по­нимает красоту физическую как отражение красоты духовной, его достижением было выражение духовной сущности мира, и это стало важнейшим качеством искусства Возрождения.

Именно поэтому невозможно считать Средневековье провалом, темной эпохой, «ямой» между великой античностью и светлым Возрождением. Напротив, Средневековье — это звено цепи, тяну­щейся от античности к Возрождению: именно в спиритуализме Средних веков и рождается великое искусство Возрождения, звено необходимое, без которого, быть может, скорее, чем без античности, не могло бы возникнуть Возрождение. Такую позицию утверждал французский историк Ж. Мишле в 20-х годах XIX века. Во главе сторонников этой позиции стоял классик литературы Франции Виктор Гюго, и эта оценка Средневековья восторжествовала в кругах романтиков во второй четверти XX века.

В средневековой культуре различают три этапа:

1. Культура варварских государств (V—IX вв.). " 2. Культура времени господства романского стиля (X—XII вв.)

3. Культура готики (XIII—XIV вв., в некоторых случаях, напри­мер, в Англии — XIII—XVI вв.).

Самая значительная особенность первого этапа, культуры вар­варов — вливание свежей струи новых, молодых племен, их пред­ставлений в уже, как ее определяют, «дряхлую культуру» римской античности. Это сказывается во вкусах и понятиях: расцвете юве­лирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости, нарочитой броскости, орнаменту, посредством которого дает знать о себе неудержимость стихийных сил мира.

Для второго этапа — романского стиля — характерно господство церкви, стремящейся словно бы отъединиться от мира, создание монастырей — очагов культуры того времени с их ученостью, писа­нием книг. Для романского стиля типично строительство крепостей, стен, самостоятельность отдельных частей архитектурных сооруже­ний, слагаемых из больших каменных блоков. Очень распростране­на скульптура, представляющая собой лишь часть, придаток архитектуры.

Для третьего этапа — готики — важнейшим является развитие городов, знаменующее рождение новой силы общества, горожан — залог большей свободы человека. Вместе с тем утверждается при­дворная, светская, изысканная рыцарская культура, лирика, культ «прекрасной дамы».

Каждый из этих этапов отличается значительными завоеваниями в области культуры: в литературе, истории, открытиями в архитек­турной конструкции и т. п.

«Из камней феодализма и обломков римского права стала складываться огромная, почти универсальная цивилизация Средних веков,— писал Гильберт Кит Честертон (1874—1936), английский религиозный писатель (он же известный автор детективов) (1, 89).

Историю этого времени, включающую сведения о разных сто­ронах жизни варварских племен и специально историю германских племен, дает возможность изучать сочинение Публия Корнелия Тацита (ок. 54—120) «Германия» (98 г.), построенное на личных впечатлениях, беседах, документах. Тацит описывает верования, храмы, жрецов, поклонение солнцу, матери-земле, ритуалы, моле­ния в рощах, где «живут» духи, эльфы, культ мертвых, остатки веры в тотемы.

Средневековые отношения стали складываться собственно по­сле указа римского императора Константина Великого, изданного в 332 г., о прикреплении колонов (крестьян) к земле — первые зачатки феодализма. В дальнейшем колоны были по существу крепостными. Другой формой зависимости от сеньора был оброк, который лично свободные, но при этом всецело зависящие от хозяина крестьяне должны были платить ему оброк за выделенную им землю и исполнять все работы. Перечень работ изложен в сочинении Эсту ле Гозе, названном в лирическо-эпическом духе «Поэма о версонских вилланах» (вилланами называли именно таких крестьян). Ле Гоз подробно перечисляет и описывает все работы:

«Первая работа в году — к Иванову дню. Вилланы должны косить луга... Чистить мельничные канавы... Но вот наступает август, а с ним новая работа... А потом подходит время ярмарки "на лугу"... Затем наступает день святого Дионисия» и т. д. (2, 47—49).

Поэма ле Гоза относится к середине XIII века, и описанные в ней отношения сложились не сразу, и были заложены уже на последней стадии родоплеменного строя варваров, где общество делилось на «эделингов» (знать), «фрилингов» (простых свободных людей) и несвободных (их называли «ласси»). Отдельные округа управлялись местными властителями. Более мелкие и слабые сень­оры становились «вассалами» других — мощных и богатых. Вассалы должны были помогать сеньору денежно и преданно нести военную службу, что было особенно важно при тогдашних междоусобных спорах, постоянных набегах и посягательствах.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!