Христианство в контексте языческой культуры Древнего Рима

4 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Оглавление

Введение 3

Глава I. Христианство и язычество: традиции и новаторство 8

1.1. Языческий политеизм римской Империи 8

1.2. Христианская религия и культ: языческие традиции и новаторство 14

Глава II. Христианство и римская культура 22

2.1. Распространение христианства во II – III вв. н.э. 22

2.2. Отношение к христианству в римском обществе 28

Заключение 35

Список источников и литературы 37

Введение

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Спасителем в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Третий век нашей эры для Римской империи явился периодом ослабления авторитета императорской власти, политической анархии, произвола армии и бюрократии. Тяжелые последствия политического кризиса, охватившие Империю, сами, в свою очередь, были проявлением серьезных социально-экономических изменений в римском обществе. В конечном итоге они были вызваны системным кризисом античного способа производства, исчерпанием заложенных в нем потенциальных возможностей для развития хозяйства и культуры.

Именно в III-IV века н.э. в Римской Империи происходит распространение христианства. В третьем веке христианство распространялось в полулегальных или полностью нелегальных условиях, и влияние христианства на языческие культы было незначительным. Да и в количественном отношении самих христиан было слишком мало. Церковь, раздираемая ересями и противоречиями между мелкими общинами и не являлась стройной и сильной организацией. Однако уже к V веку Римская империя стала христианской империей, и христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества.

Таким образом, изучение взаимоотношений христианства и языческой культуры в Римской империи представляет большой научный интерес и является чрезвычайно важным для понимания сущности христианской религии, начального периода ее истории и дальнейшего развития.

Следует отметить, что в последние годы по разным аспектам истории античного христианства публикуется множество исследований.

При всем многообразии исследований в зарубежной историографии иностранные источники нам по большей части недоступны, поэтому мы использовали исключительно переводную литературу. Как правило, это общие работы по этому историческому периоду. Сюда можно отнести работы Э.Гиббона [11], П.Гиро [12], А.Джонса [15] и др. В частности мы использовали большой труд А.Джонса, представляющий фундаментальное и кропотливое исследование почти всех сторон жизни Поздней Римской империи. Автор уделяет большое внимание событиям религиозно-политической борьбы в III-IV вв. [15]

Определенный интерес для нас представляет работа А.Дюранта «Цезарь и Христос», однако из за ее популярного изложения, яркой эмоциональной окрашенности, ценность данного исследования существенно снижается [16].

Отечественную историографию по истории религиозной жизни Римской империи в III-IV века представляют преимущественно церковные авторы или историки, находившиеся под сильным влиянием церкви, а в советское время -исключительно авторы атеистического направления, почти не представленного в зарубежной историографии.

Ярким примером такого рода исследований являются учебные пособия того времени. Например, С.И.Ковалев [23] сильно преувеличивал роль рабов в распространении христианства. Однако в то же время появлялись общие труды (В.С.Сергеев), в которых предлагалась более широкая историческая картина, делался акцент на сложность и неоднозначность процессов в истории Поздней Римской империи.

Следует отметить основательное исследование истории раннего христианства до Константина включительно, осуществленное в 1980-х годах И.С.Свенцицкой [27]. Одна часть этого труда посвящена анализу апокрифической литературы, а вторая - исследованию процесса формирования христианской церкви из раннехристианской общины. Автор анализирует широкий круг источников и доводит свое изложение до эпохи Константина, не уделяя, к сожалению, внимания последующему развитию христианской церкви.

В ряде работ отечественных ученых советского и постсоветского периода затрагивались проблемы истории христианства в Римской империи и религиозно-политической борьбы в IV в. на конкретно-историческом уровне. Так, А.П.Каждан исследовал судьбы христианства при Константине с точки зрения советской исторической науки [20].

Определенное внимание проблемам истории христианства в Римской империи уделяют отечественные византинисты, особенно Г.Л.Курбатов. З.В.Удальцова исследовала основные направления развития византийской культуры в IV-V вв. и в том числе взаимодействие и борьбу язычества и христианства, а также творчество последних античных историков и первых историков церкви. Эстетику поздней античности и эстетические воззрения отцов церкви исследовал В.В.Бычков [7].

Таким образом, взаимоотношение христианства и язычества в отечественной исторической науке, хоть и получила определенное освещение, однако явно недостаточное.

Проблема взаимоотношений христианства и язычества отражена в источниках достаточно широко. Определенные аспекты этих взаимоотношений отражены в археологических памятниках, литературных источниках, трудах представителей античной историографии, правовых актах императорской власти и т.д. Рассмотрим ниже те виды источников, которые использованы нами в данной работе.

Археологические данные представлены многочисленными христианскими погребениями, из которых особо выделяются римские катакомбы, служившие местом погребения и мемориальным памятником; остатки христианских зданий, а также предметы культа, найденные на местах христианских собраний. Так, расположение христианских погребений может дать представление о характере обряда погребения, широте распространения культа.

Разнообразные фрески, мозаики, скульптурные изображения дают возможность проследить процесс формирования взаимоотношений христианства и язычества в искусстве и поэтапное становление христианской эстетической системы. Сочетание языческих элементов с христианскими позволяет пролить свет на такие аспекты христианизации, как преодоление языческого мировоззрения, степень христианизации того или иного региона Римской империи, отражение в искусстве борьбы христианства с язычеством.

Важны для нас и эпиграфические источники. Так, христианские надписи сопровождают и погребения, и места отправления обрядов, и некоторые здания, и зарождающуюся христианскую живопись. Все они могут быть использованы как исторический источник, и некоторые из них могут содержать материал большой значимости. Важны для нас различные посвятительные надписи языческого характера – они позволяют оценить степень языческой оппозиции христианству, характер связей с христианством.

Нумизматические данные позволяют уточнить датировку отдельных событий, а также могут свидетельствовать о религиозной политике римских императоров и проникновении христианской символики в их медали и монеты [5].

Особенно ценны для выявления характера взаимоотношений христианства и язычества являются агиографические источники. В эту группу входят акты христианских мучеников и биографии святых. Источники данной группы важны потому, что этот литературный жанр возник в III веке, во время гонений на христианство римских императоров.

Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Христианство в контексте языческой культуры Древнего Рима».

Объектом исследования выступает религиозная борьба христианства с язычеством в Риме.

Основными методами настоящего курсового исследования являются: диалектический, исторический, системный, сравнительно-исторический.

Территориальные рамки исследования определяются в основном границами Римской империи, хотя в ряде случаев в данной курсовой работе затрагивается варварская периферия и некоторые страны за пределами Римской империи.

Хронологические рамки данного исследования мы определили следующим образом – от эпохи возникновения христианства (I век н.э.) до конца IV века н.э., когда христианство стало государственной религией Империи.

Цель работы выяснить специфику взаимоотношений христианства и язычества в римском государстве в I-IV века н.э.

В соответствии с целью исследования предусматривается решение следующих задач:

1) охарактеризовать исторические причины возникновения и языческие корни христианства;

2) рассмотреть особенности взаимоотношений языческих культов и христианства;

3) проанализировать гонения и попытки примирения меду римским обществом и христианством;

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!