Христианство как доминанта художественной культуры Византии

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Христианство в Византии утвердилось не сразу. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Еще более длительным было утверждение христианства как государственной религии. На обширной террито­рии Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философских школ и большое количество верований, от которых люди отказывались с трудом. И не редко, будучи вынужденными принять новую религию, сохраняли старую. Это в обыденной жизни. А на теоретическом уровне шла напряженная умственная работа. Культура мысли в ранней Византии была очень высокой.

Одной из самых глубоких философских теорий была философия неоплатонизма (Афинская школа), представленная утонченной ди­алектикой Прокла и Дамаскина, обогащенная исканиями Псевдо-Дионисия Ареопагита. Это была элитарная философия, развивав­шая идею эманации (творения, созидания, перетекания) из духов­ного начала всего материального мира. Такая сложная философия была недоступна и неизвестна народу. Тем не менее, стремясь утвердить единую веру, Юстиниан I в 529 г. закрыл Афинскую школу. Он же осудил (проклял) другие религиозно-философские течения, что не только понизило теоретический уровень, сущест­вовавший в империи, но и отрезало христианскую мысль от неко­торых ее истоков.

Христианство сложилось из многих философских теорий и религиозных учений. В нем нашли свое место иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия Филона Александрийского, римского стоика Сенеки и некоторых других. От иудаизма в христианство пришла вера в единого Бога, в мессию (спасителя); десять заповедей, которые по преданию Бог начертал на скрижалях и передал Моисею, стали основой десяти заповедей Нагорной проповеди Христа. От манихейства в христианство пришел аскетизм, отречение от земных радостей, идея мученичества. Неоплатонизм привнес идею приори­тета духовного над материальным, земным. Философия стоиков — решение морально-этических проблем: утверждение, что при пра­вильном понимании и восприятии действительности, при достой­ном образе жизни человек достигает атараксии — спокойствия и невозмутимости духа.

В трудах религиозных философов того времени — Василия Ке-сарийского, Григория Нисского, Григория Назианзина — идеи ран­него христианства сочетаются с неоплатонической философией.

Христианство стало носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и полисным статусом. Многое выше человеческой жиз­ни: боги смеясь вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве высшие ценности — сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, такому же как ты, человеку.

Античная философия такой любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь божественную как безличную кос­мическую силу, но не знали любви к ближнему, не знала сострада­ния. А в христианстве — «Бог есть любовь».

Милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь-идеал христианского гуманизма.

Эти проблемы рассматриваются в трудах Григория Нисского и Псевдо-Дионисия. Речь идет о духовной любви, высшим проявле­нием которой является блаженство, душевный покой, обретаемый любовью к Христу.

В понимании возможностей достижения такого состояния были и мистически утонченные формы. Идея блаженства, духовного наслаждения является важнейшим стимулом духовной жизни «во Христе». Аскетический образ жизни вне мира и земных радостей, умозрительное созерцание дают высшее духовное блаженство, по учению исихастов. Основоположники исихазма Григорий Палама и Григорий Синаит считали «умное делание» идеальным средством для ухода от мирской суеты, «забвения низших и тайное видение высших».

Христианство привлекает и еще одной своей особенностью: оно считает всех людей равными перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины — все равны перед Ним. Это особенно привлекало порабощенных, угнетенных, униженных, давая им возможность чувствовать себя такими же людьми, как и другие, в том числе и более преуспевающими в жизни.

Сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Хри­стианство выявляет мучительное раздвоение внутри человека. Но земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.

Такая религия не могла не привлечь и своим отношением к человеку, и вселяемой в него надеждой на спасение. В этом тоже причина утверждения, распространения христианства и его жизнен­ности.

Но свою каноническую форму христианство приняло не сразу. В IV—V вв. проходили постоянные богословские споры, вследствие которых появилось большое количество сект и ересей. Становление христианства идет в борьбе с «ересями» — своеобразным неканони­ческим толкованием различных религиозных догм. Причин для появления «ересей» было не мало. Они рождались из привержен­ности людей к сложившимся традициям, неприятия эллинистиче­ской культуры или новых христианских доктрин. Центром ересей становилась сельская местность.

Богословы расходились в определении места Христа в Троице (тринитарные споры), в выяснении природы Христа (христологи-ческие споры) и в других, имеющих религиозно-философское зна­чение вопросах.

Была здесь и более глубокая причина: в этих спорах решался вопрос о приоритете, о главенстве между западной и восточной церквами — римской и константинопольской.

Эти споры и противоречия обострились в IX—Х вв. В них по-прежнему выражалась борьба за главенство, но были и богослов­ские причины. В 1054 г. произошел окончательный разрыв между христианскими церквами, который существует и до сих пор.

За западной (римской) церковью закрепилось название «като­лическая» («вселенская»), за восточной — «православная» («орто­доксальная»).

Еще ранее, в VIII—IX вв., Византию потрясла борьба иконобор­цев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей — не сотвори себе кумира — и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесен искусству.

В 572 г. издается императорский указ против иконопочитателей, по которому в храмах замазываются фрески и мозаики и уничтожа­ются иконы.

Борьба эта длится долго. В какой-то период иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно вос­становилось только в 843 году.

Постепенно христианство принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!