Холодная война

  1. Итоги ВМВ. Предпосылки нового раскола мира

 

Вторая мировая война во многом изменила сложившуюся на мировой арене си­туацию. Противостояние двух военно-политических блоков — НАТО и Варшавского Договора, во главе с США и СССР, сфор­мировало двухполюсную структуру международных отношений. Конфликт между двумя блоками был отражением глобального идеологического, политического и военного противостояния противоположных общественных моделей.

Практическим воплощением этого конфликта стала «холод­ная война» между СССР и США - идеологическая борьба и гео­политическое противостояние двух сверхдержав. Противоре­чия между союзниками по антигитлеровской коалиции - США и Великобританией, с одной стороны, и СССР - с другой нача­ли расти уже к концу второй мировой войны, когда на повестку дня встали вопросы о послевоенном урегулировании. О пол­ном разрыве между прежними союзниками и фактическом на­чале «холодной войны» впервые открыто объявил бывший пре­мьер-министр Великобритании У.Черчилль. В своей речи в городе Фултон (США) 5 марта 1946 г. он призывал создать анг­ло-американский военный союз для борьбы с СССР и планами экспорта коммунизма в капиталистические страны. Советский Союз, в свою очередь, рассматривал успехи в борьбе с нацизмом и укрепление позиций на международной арене как предпосыл­ку для формирования мировой социалистической системы.

При всей своей беспрецедентной военной и политичес­кой мощи США не стали и не могли стать единоличным лиде­ром послевоенного мира. На международном уровне США при­ходилось считаться с существованием другой сверхдержавы - СССР, столь же решительно борющейся с любым посторонним вмешательством в зоне своего влияния.

Советский Союз вышел из войны могущественной военно-политической державой, претендующей, как и США, на роль сверхдержавы. Сыграв главную роль в разгроме гитлеровской Германии, Советский Союз добился беспрецедентного усиления своего веса и влияния в мире. В результате послевоенного уре­гулирования целая группа стран Восточной Европы (Болгария, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Польша, Албания и Югосла­вия) и Азии (Китай, Вьетнам, КНДР и др.) оказалась в сфере непосредственного влияния СССР. Тем самым сложились пред­посылки для образования мировой социалистической системы, к которой в начале 60-х годов присоединилась также Куба. СССР и другие социалистические страны решительно поддержали на­ционально-освободительное движение колониальных и зависи­мых стран и народов. В результате значительно возросли их роль и влияние в третьем мире.

Завершение войны в Европе поставило в практическую плоскость необхо­димость ликвидировать последствия войны. О том, сколь тяжелы были эти последствия, свидетельствуют такие цифры. СССР потерял в войне треть национального богатства, Англия оказалась в прямой зависимости от амери­ки. Ее государственный долг вырос за годы войны в 3 раза. Что касается Франции, то поражение 1940 г. и фашистская оккупа­ция приведи к тому, что объем промышленного производства составлял к концу войны всего 30% от довоенного. Не лучше было и положение в дру­гих странах - жертвах фашистской агрессии.

Единственной крупной держа­вой, которая вышла из Второй мировой войны укрепившейся в экономичес­ком отношении, были Соединенные Штаты Америки. Во-первых, военные действия не коснулись их территории; во-вторых, размещение военных зака­зов в промышленности привело к бурному росту производственного аппара­та; в-третьих, милитаризация экономики привела к значительному увеличе­нию прибыли монополий. США вышли на первое место в капиталистичес­ком мире по уровню развития производительных сил; пользуясь слабостью конкурентов, захватили основную долю мирового капиталистического рын­ка; первыми испытали и поставили на вооружение новый вид оружия массо­вого уничтожения - атомную бомбу. Все это питало ненасытные амбиции американских монополий на господство в послевоенном мире. Отведя себе роль всемирного полицейского, американский империализм активно стре­мился навязать европейским странам такой экономический порядок, кото­рый бы закрепил доминирующую роль США в послевоенном развитии.

С победой Советского Союза в войне стало очевидным, что ни одна ми­ровая проблема не может больше решаться без участия СССР, учета его на­циональных интересов. В этих условиях СССР стал главным препятствием на пути гегемонистских планов Америки в Европе, стремившейся, по выражению президента США Г. Трумэна, сделать Зем­лю «по крайней мере, на 85%» похожей на американский эталон. Именно это стремление заокеанских политиков и экономических боссов явилось решающим фактором того, что уникальный шанс строительства прочного мира для многих поколений, дававшийся после разгрома агрессоров во Второй мировой войне, остался неиспользованным.

Аналогичная европейскому направлению ситуация сложилась и на ази­атско-тихоокеанском направлении международной политики. Контуры послевоенного урегулирования были очерчены в Потсдамской декларации США, Англии и Китая в июле 1945 г., в августе в соответствии с договоренностью между государствами - союзниками по антигитлеров­ской коалиции к ней присоединился и Советский Союз. Конкретные пла­ны государств - победительниц на Дальнем Востоке оформились на Мос­ковском совещании министров иностранных дел СССР, США и Англии в декабре 1945 г. (12)

Согласованная программа союзных держав предусматривала демилита­ризацию Японии, создание на ее территории миролюбивого и демократи­ческого государства.

Твердая позиция СССР в обеспечении условий для независимости ази­атских стран сорвала планы американского империализма заполнить обра­зовавшийся после капитуляции Японии вакуум военно-политического присутствия и экономической экспансии в этом регионе.

СССР отстаивал необходимость объединения и демократизации Китая, в котором в течение двух десятилетий обстановка определялась не только внешними обстоятельствами, но и внутриусобной войной. В этих условиях СССР выступал за создание единого национального правительства и пре­кращение гражданской войны между силами Гоминьдана и народно-осво­бодительной армии, возглавляемой коммунистами. Отказ от иностранного вмешательства во внутренние дела Китая был непременным условием ста­билизации обстановки в центре Азиатского континента. Защищая интере­сы китайского народа, СССР добился возвращения Китаю территорий ос­трова Тайвань и островов Пэнху (Пескадорских) (10).

СССР последовательно выступал за создание независимого и суверен­ного Корейского государства. Советский вариант разрешения корейской проблемы предполагал учреждение пятилетней опеки на полуострове для оказания помощи в экономическом и государственном самоопределении Кореи при создании демократического правительства этой страны.

В результате победы над японским милитаризмом пришли в движение и народные массы других стран Юго-Восточной Азии. Уже в августе 1945 г. было провозглашено создание независимых государств Индонезия, Вьетнам.

 

  1. Первые шаги к железному занавесу

 

Реакция в странах Запада на действия СССР была двоякой. Часть политических дея­телей стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии.

Другой точки зрения придерживался Черчилль. Высту­пая 5 марта 1946 г. в родном штате президента Трумэна Миссури, в городе Фултон, он, в присутствии президента, обрисовал складывающуюся ситуацию в Европе как опас­ную для судеб западных демократий. Отдав должное муже­ству советских людей и признав за СССР право на безопас­ные границы после такой страшной войны, он, тем не менее, с тревогой выделил все симптомы растущего советского экс­пансионизма. Чтобы защитить западные демократии, по его мнению, нужно было давать отпор СССР, действуя "всею мощью англосаксонского мира", т.е. объединив усилия США и Великобритании.

Поиск путей ответа на совет­ский вызов шел и в государственном департаменте США. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, спе­циалист по России Джордж Кеннан. В феврале 1946 года, работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон  изложил основные принципы политики "сдерживания". По его мнению, правительству США над­лежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Далее, для того чтобы успешно противостоять проникновению коммунизма, странам Запада следует стремиться к созда­нию здорового, благополучного, уверенного в себе общест­ва. Политика "сдерживания" рассматривалась им как спо­соб предотвращения войны и не была нацелена на нанесе­ние СССР военного поражения.

Идеи отставного британского премьера были развиты и детализированы в феврале 1947 г. в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США и получили название "доктрины Трумэна". "Доктрина Трумэна" содержала конкретные меры, которые должны были как минимум не допустить расширения советской сферы влияния и распространения коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма"), а при благоприятном стечении обстоятельств вернуть СССР к его прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма") (8, с. 25).

Экономическая составляющая "доктрины Трумэна" была подробно разработана в плане госсекретаря США Дж. Маршалла в том же 1947 г. На начальном этапе в обсуждении "плана Маршалла" был приглашен принять участие В.М. Молотов. Однако оказание экономической помощи США связывали с определенными политическими уступками со стороны Москвы, что было для руководства СССР абсолютно неприемлемо. После того как требование сохранения за советским правительством свободы в расходовании выделенных средств и самостоятельного определения экономической политики было отвергнуто Западом, СССР отказался участвовать в "плане Маршалла" и оказал прямое давление на Польшу и Чехословакию, где план вызвал интерес. Разоренной войной Европе США оказывали колоссальную экономическую помощь - за 1948-1951 гг. страны Европы получили в общей сложности 12,4 млрд. долларов инвестиций. Логика амбициозного поведения усугубила и без того тяжелое экономическое бремя Советского Союза, вынужденного во имя своих идеологических интересов инвестировать значительные средства в страны народной демократии. К середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская.

Трумэн, Черчилль и Кеннан были едины в том, что именно США должны взять на себя основ­ную роль в сдерживании СССР. Это ставило в сложное по­ложение президента Трумэна. Изменившееся в годы войны отношение к СССР, вместе с естественной усталостью от тягот войны, создали в США массовую базу для политиков типа Уоллеса, считавших возможным, несмотря ни на что, продолжать сотрудничество с СССР. Сторонники такого курса ссылались на опыт войны, когда Рузвельту удавалось находить компромиссы со Сталиным, а авторитет Рузвельта был слишком высок, чтобы пренебрегать им. Кроме того, было очевидно, что переход к политике "сдерживания" в корне изменит политику США; теперь Америка должна бы­ла бы постоянно присутствовать в Европе.

5 июня 1947 года государственный секретарь США Джордж Маршалл заявил, что для укреп­ления европейских демократий им необходимо оказать срочную помощь. СССР расценил этот план как нацелен­ный на экономическое закабаление Европы Америкой и ока­зал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Одновременно был ускорен процесс перехода власти в руки коммунистов в этих странах; к 1948 году он, в основном, завершился. 16 западных стран в апреле 1948 года подпи­сали план Маршалла, по которому должны были получить от США 17 млрд. долларов помощи в течение 4 лет. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммуни­стов из состава правительств. К 1948 году ни в одном пра­вительстве Западной Европы коммунистов уже не было. Раскол Европы стал фактом.

Таким образом, война изменила геополитическую карту Европы и соотношение сил на международной арене. Согласно решениям Потсдамской конференции политическое влияние СССР распространялось на Польшу, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, а также советскую оккупационную зону Германии. Несомненный рост влияния СССР на международной арене не ограничивался только политической сферой. Не меньшее значение имели идеологический и морально-нравственный факторы, наиболее сильно проявившиеся на фоне общественных потрясений, вызванных войной.

В 1944 г. на международной конференции в Думбартон-Оксе был предварительно разработан Устав Организации Объединенных Наций (ООН), подписанный 26 июня 1945 г. государствами-участниками учредительной конференции в Сан-Франциско и вступивший в силу в конце октября того же года. Советский Союз был представлен в ООН тремя самостоятельными делегациями: СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР (две союзные республики получили самостоятельный голос в ООН как наиболее сильно пострадавшие от фашизма). Наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем СССР стал постоянным членом Совета Безопасности - органа, составляющего ядро Организации Объединенных Наций, решения которого принимаются на основе принципа единогласия, а право вето члена Совета Безопасности является одним из основных международно-правовых механизмов поддержания мира. Объективно ООН создавала предпосылки для абсолютно новых международных отношений "без угрозы силой или ее применения" в духе союзнических обязательств периода войны. Однако, создание ООН не смогло остановить «холодную войну».

4 апреля 1949 г. по инициативе США был подписан Североатлантический договор, определивший международно-правовую базу военно-политического союза проамериканского блока. Этот союз получил название Организации Североатлантического договора, или НАТО (от англ. North Atlantic Treaty Organization - NATO). В НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, в 1952 г. Турция и Греция. В рамках НАТО было создано объединенное военное командование стран-участниц, что стало основой первого военного блока государств в послевоенном мире. Создание НАТО позволяет говорить о переходе конфронтации из идеологической и политической области в военную, что качественным образом меняло международную обстановку, вело к существенному обострению международной напряженности.

Основным каналом материальной помощи странам "социалистического лагеря" стал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) - межправительственная организации, учрежденная в январе 1949 г. Сначала в СЭВ входили шесть стран - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. СЭВ имел штаб-квартиру в Москве, и СССР играл в нем доминирующую роль. Экономическая интеграция, при всей ее объективно положительной компоненте, была сильно политизирована и поставлена в зависимость от интересов СССР. Поскольку Советский Союз располагал огромными сырьевыми ресурсами, а социалистические страны - довольно узкой специализацией в сбыте готовой продукции, то их зависимость от сэвовских интеграционных программ была гораздо сильнее. Вся экономическая деятельность в рамках СЭВ была основана на планово-распорядительном, а не рыночном механизме, что негативно сказывалось на всех участниках хозяйственных связей.

 

  1. Развитие международно-правовой системы в период холодной войны.

 

Для расширения и укрепления международного со­трудничества большую роль сыграла ООН, ставшая одним из центральных элементов созданной после Второй мировой войны международной системы. Уже в разгар войны возник вопрос о создании международной организа­ции, которая заменила бы Лигу Наций и занималась бы обеспечением мира и международной безопасности в послевоенный период. Этот вопрос получил окончательное решение на конференции в Сан-Фран­циско, состоявшейся в апреле 1945 г. На ней было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН) и ее Устав.

На протяжении всего послевоенного периода создавались все новые специализированные подразделения, которые довольно ус­пешно действовали в различных сферах международной жизни. В 1948 г. была создана специальная организация ООН — ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития культуры и науки. В 1972 г. создана еще одна специальная организация ООН - ЮНЕП, в за­дачу которой входит разработка и осуществление мер по сохране­нию среды обитания.

Важную роль играют международные организации в решении проблем сырья и энергетики. Среди них особое место занимает Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерного оружия и сохранить развитие атомной энергии в мирных целях.

Благодаря усилиям ООН одним из основополагающих аспектов международной политики в современном мире стала защита прав че­ловека. Разумеется, сама концепция защиты прав человека отнюдь не нова. В той или иной форме ее реализации добивались многие соци­альные и политические движения и организации на протяжении всего XX столетия. Эта борьба нашла свое логическое воплощение во «Все­общей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамбле­ей ООН в 1948 г. Но все же в силу комплекса причин эпицентром политической борьбы проблема прав человека стала в последние де­сятилетия XX в. Значительное внимание ООН уделяет решению эко­номических проблем развивающихся стран. В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию и Программу действий по ус­тановлению нового международного экономического порядка.

Особенно велика была роль ООН в разрешении и улаживании ряда межгосударственных конфликтов. С 1948 по 1991 г. было про­ведено 23 операции ООН по поддержанию мира. У генерального секретаря ООН в распоряжении танки, грузовики, спутниковая связь, т.е. такие силы и средства, которым позавидовали бы многие главы государств. Сегодня службы ООН способны развернуть в любом уголке земного шара лагерь в 50 тыс. палаток или накор-

мить 1 млн беженцев. Ее продовольственная программа в состоянии поддержать жизнь населения целых стран.

Однако продовольственная помощь слаборазвитым странам в рамках ООН неизмеримо мала по сравнению с объемами и масш­табами проблем, которые эта международная организация должна решать. Одной из главных причин, ограничивающих деятельность ООН в этой сфере, являются финансовые трудности.

 

  1. Международные отношения в 1953 – 1959 гг.

 

Состояние "холодной войны" оставалось стержнем международных отношений в середине 1950-х годов. Странам проамериканского блока, объединенным в НАТО, противостоял "социалистический лагерь". Баланс сил между ними напрямую зависел от обладания современными средствами вооружения и был крайне неустойчив. Создание Советским Союзом ядерного оружия и успешное испытание в августе 1953 г. водородной бомбы давало СССР временное военно-стратегическое преимущество. Понимая важность выхода из тупика "холодной войны", советское руководство предприняло меры по снижению уровня военного противостояния. В 1953-1956 гг. определенные шаги в этом направлении были сделаны как в практической сфере, так и на доктринальном уровне. Противоречия внутри кремлевского руководства затрагивали и внешнеполитическую сферу, что порой придавало конкретным инициативам непоследовательный и спорадический характер.

После марта 1953 г. в большинстве стран Восточной Европы нарастало политическое напряжение. С особой силой кризис проявился весной-летом 1953 г. в ГДР.Форсированные темпы строительства социализма, навязанные Сталиным в 1952 г., вызвали резкое ухудшение уровня жизни, массовую эмиграцию в Западную Германию, а в июле 1953 г. - рабочие выступления. Массовые акции были подавлены советской армией. Под влиянием кризиса в ГДР советское руководство советовало лидерам братских партий самим возглавить либерализацию. Наибольшую настойчивость в этом вопросе Маленков, Берия и Молотов проявили в июне 1953 г. на советско-венгерских партийно-политических переговорах в Москве. Они высказали критику в адрес руководителей Венгерской партии труда (ВПТ) и прежде всего Ракоши. Пожелания касались ослабления монополии на власть, изменения экономических приоритетов с учетом особенностей развития Венгрии, увеличения числа венгров в руководстве партии, где преобладали евреи, и начала политической реабилитации. Основным упреком стали массовые репрессии, жертвами которых за неполный 1952 г. стало более полумиллиона человек. Во избежание кризиса советская сторона настаивала разделить должность Генерального секретаря ВПТ и Председателя Совета Министров страны, назначив на последнюю И.Надя. В июле 1953 г. Надь, поддерживаемый в Москве Маленковым, был назначен главой правительства Венгрии, объявил об экономических реформах и освобождении политических заключенных. В 1954 г. из тюрьмы был освобожден Я.Кадар, бывший заместитель Генерального секретаря ВПТ и министр внутренних дел, получивший в 1951 г. пожизненный срок. Однако вскоре сам Надь стал жертвой политической интриги. После критики Маленкова на пленуме ЦК КПСС в январе 1955 г. Ракоши, скопировав хрущевские обвинения и оперевшись на его поддержку, быстро и решительно устранил своего политического конкурента. В апреле 1955 г. Надь был лишен всех постов и исключен из партии. Реформы и десталинизация в Венгрии прекратились, кризис в стране усиливался, внутри ВПТ созревала оппозиция.

Второй "горячей точкой" социалистического лагеря стала Польша, где сторонники либерализации столкнулись с группировкой сталиниста Берута. Десталинизация в Польше характеризовалась особым вниманием к развитию темы вины за преступления прошлого, что было вызвано остротой вопроса "четвертого раздела Польши" по пакту Риббентропа - Молотова, "проблемы Катыни", Варшавского восстания 1944 г. В 1954-1955 гг. в стране началась реабилитация политических заключенных и была ослаблена цензура, что вызвало появление большого числа критических статей и вело к радикализации ситуации. Был освобожден из тюрьмы бывший Генеральный секретарь Польской рабочей партии В.Гомулка - идеолог "польского пути к социализму" (12, с. 176).

Признание Москвой национальных особенностей построения социализма нашло свое выражение в выходе из советско-югославского конфликта. Этот процесс шел крайне сложно. Если еще в конце 1953 г. нормализация отношений с Югославией выдвигалась против Берии как одно из основных обвинений, то в течение 1954 г. Хрущев, преодолевая сопротивление Молотова, постепенно готовит урегулирование конфликта с Тито. После обмена послами в конце мая - начале июня 1955 г. Хрущев, Булганин и Микоян прибыли в Белград. Хрущев выразил Тито "сожаление" по поводу прошлых разногласий и по всем спорным вопросам принял его точку зрения. Примирение с Югославией летом 1955 г. стало, пожалуй, наиболее важным событием этого периода.

Восточная Европа представляла для Советского Союза сферу не только идеологических, но и геополитических интересов. На фоне реального перерастания "холодной войны" в европейский вооруженный конфликт особое опасение советского руководства вызывала милитаризация ФРГ.После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией, ФРГ и другими западными государствами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и была принята в НАТО. Это шло вразрез с решениями Потсдамской конференции 1945 г. После вступления соглашений в силу в мае 1955 г. угроза военного противостояния на Европейском континенте усилилась, поскольку Западная Германия отказывалась признать сложившиеся после войны границы Польши и Чехословакии. Ответным шагом на эти события было подписание 14 мая 1955 г. Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Албания обязывались "воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а в случае нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы".

Особой остроты кризис в "социалистическом лагере" достиг после ХХ съезда КПСС, распространившего противоречивый процесс десталинизации на широкие общественные слои. В Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) ситуация усугубилась в связи со смертью ее руководителя Берута и активизировавшейся борьбой за лидерство. В марте 1956 г. на VI Пленуме ЦК ПОРП, в котором принял участие Хрущев, был найден временный компромисс, и руководителем партии избран Э.Охаб - сторонник центристской политической линии. Тогда же было решено ознакомить партийные организации ПОРП с "секретным докладом" Хрущева, что вызвало резкую радикализацию обстановки во всех политических партиях Польши, поток вопросов об оценке Варшавского восстания, расстреле поляков в Катыни, протесты по поводу пребывания советских войск на польской территории. Споры о Сталине весной - летом 1956 г. пронизывали все польское общество, усиливая антисоветские настроения. В конце июня в Познани прошла демонстрация под лозунгами "Свободы!", "Хлеба!", "Бога!", "Долой коммунизм!", которая была подавлена регулярной армией и силами безопасности, что привело к человеческим жертвам.

Польский кризис вызвал обострение ситуации в Венгрии, где руководитель ВПТ Ракоши не собирался отказываться от прежнего курса и восстанавливать в партии реабилитированных Кадара и Реваи, о чем сообщал в Москву тогдашний посол в Венгрии Ю.В.Андропов. Разобраться на месте с ситуацией в июне 1956 г. в Будапешт выехал сначала Ворошилов, затем Микоян, которые убедились в снижении уровня жизни, падении авторитета Ракоши, росте антисоветских настроений. Под давлением Москвы руководителем ВПТ стал Кадар, что вызвало противоречивую реакцию, но в целом несколько ослабило напряжение в стране.

Одновременно нарастал польский кризис. В начале августа 1956 г. В.Гомулка был восстановлен в ПОРП, а в середине октября вошел в Политбюро. Пренебрегая контактами с Москвой, сторонники Гомулки готовили пленум ЦК ПОРП для оформления своего лидерства в партии, их поддержка населением непрерывно росла. Советско-польский межпартийный конфликт шел по нарастающей, вмешательство в события дислоцированных в Польше советских частей становилось все более реальным. 19 октября 1956 г. в Варшаву прибыли Хрущев, Молотов, Микоян и Каганович. В результате чрезвычайно острых переговоров между Гомулкой и советской стороной был достигнут компромисс: Гомулка оставался Первым секретарем ПОРП, Польша - членом Варшавского договора, однако маршал СССР Рокоссовский, назначенный в 1945 г. министром обороны Польши, должен был уехать в Москву. Такое разрешение кризиса воспринималось в других странах "социалистического лагеря" как победа поляков, а мягкость Хрущева, не использовавшего военную силу, ставилась впоследствии ему в упрек консервативной частью Президиума ЦК.

Эхом польских событий стали массовые студенческие выступления в Венгрии. Основные требования сводились к десталинизации руководства ВПТ, возращению Надя на пост премьер-министра страны, снижению налогов на крестьян, расширению демократии и выводу из Венгрии советских войск. 23 октября в Будапеште под этими лозунгами прошла многотысячная демонстрация, участники которой предприняли попытку демонтировать памятник Сталину, после чего по ним был открыт огонь. Противостояние перерастало в вооруженные действия: в Будапеште была подожжена радиостанция, в провинции совершены нападения на местные организации ВПТ и органы МВД.В Москве обсуждался вопрос о вводе войск в Будапешт, мнения по которому в Президиуме ЦК разделились. Между тем советские войска были приведены в состояние боевой готовности, начались столкновения с повстанцами. 24 октября 1956 г. Надь стал премьер-министром Венгрии, а Кадар - Первым секретарем ЦК ВПТ. 26 октября в Венгрии была образована Директория - временный орган с функциями правительства и ЦК ВПТ, стали возникать рабочие Советы, повсюду слышались требования вывода советских войск из Венгрии. 27 октября было сформировано новое правительство Венгрии, куда вошли представители некоммунистических партий. В руководстве ВПТ ситуацию оценивали по-разному: если Кадар считал, что "народные массы вышли из-под нашего контроля", то Надь назвал выступления демократическим и народным движением, а органы госбезопасности распустил. Надь становился в Венгрии самым популярным политиком.

Однако Хрущев потребовал ужесточить позицию СССР в Венгрии, создав Временное революционное правительство во главе с Кадаром. После решения Президиума началась интенсивная подготовка к силовому подавлению восстания. Причина резкой позиции СССР заключалась в нарушении геополитического баланса сил, возникшего в результате вторжения Израиля в Египет с ночь с 29 на 30 октября 1956 г., и начала боевых действий Англии и Франции против Египта.

4 ноября 1956 г. началась операция "Вихрь" по "восстановлению порядка в Венгрии". Формальным основанием для вторжения стало приглашение Временного правительства Кадара, созданного 3 ноября. За два дня все очаги вооруженного сопротивления были подавлены. 7 ноября Кадар на советской бронемашине в сопровождении двух танков прибыл в Будапешт. В ходе советской интервенции погибло 2.5 тыс. венгров и около 20 тыс. человек было ранено. Погибло 720 и было ранено 1540 советских граждан. 200 тыс. венгров эмигрировало из страны. Венгрия фактически оказалась оккупирована советскими войсками. Руководители ГДР, Болгарии, Чехословакии, Китая и Югославии поддержали ввод советских войск.

Таким образом, нарушение шаткого равновесия между блоками приводило к незамедлительным мерам со стороны СССР по его восстановлению. В этой ситуации отдельные страны становились заложниками геополитической ситуации. Силовое поддержание баланса между СССР и США, а также обеспечение мира "с позиции силы" после событий в Венгрии стало основной линией внешнеполитического поведения Советского Союза. Тенденция некоторой либерализации внешнеполитического курса была прекращена, более жестким стал идеологический контроль внутри советского общества и над политической обстановкой в странах "социалистического лагеря". В 1957 г. в Москве было проведено совещание представителей коммунистических и рабочих партий, ставшее новой формой пропаганды "особой роли СССР и его опыта социалистического строительства" и в соответствующем духе оценившее события в Польше и Венгрии (12).

Сферой столкновения интересов СССР и США стало национально-освободительное движение, возникшее в результате объективных факторов: Второй мировой войны и социально-экономического кризиса, ослабления влияния Англии и Франции в колониях. В этих условиях СССР предпринял все усилия по вовлечению молодых независимых государств в орбиту своего влияния. В обмен на нейтралитет, понимаемый советской стороной как неприсоединение к проамериканскому блоку, этим государствам оказывалась огромная материальная, военная, научно-техническая и всякая иная помощь. Осенью 1955 г. Хрущев и Булганин посетили Индию, Бирму и Афганистан, предоставив им крупные кредиты. Так, внешнеторговый оборот между СССР и Индией с 1953 по 1956 г. увеличился в 31 раз, полным ходом шло строительство металлургического комбината в Бхилаи с проектной мощностью 1 млн т стали в год. Важным фактором такого сближения стал отказ Индии войти в сентябре 1954 г. в СЕАТО - Организацию договора Юго-Восточной Азии (от англ. South-East Asia Treaty Organization, SEATO), создаваемую США как аналог НАТО в этом регионе.

Непростую ситуацию в национально-освободительном движении высветила конференция 29 государств Азии и Африки, состоявшаяся в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия). Острая политическая и идеологическая дискуссия продолжалась в течение всей конференции, в ходе которой Китай играл ключевую роль. СССР на конференцию приглашен не был, и активная политика Китая выражала в тот момент общую советско-китайскую линию. Именно на этой конференции китайское руководство установило теплые отношения с Египтом, вовлеченным впоследствии в сферу советского влияния.

Политика Гамаля Абделя Насера, пришедшего к власти в Египте в результате национально-освободительной революции 1952 г., отличалась самостоятельностью. Борьба за влияние в Египте стала одним из ключевых элементов глобального противостояния, после того как Англия и США отказали ему в обещанных займах на строительство Асуанской плотины. В июле 1956 г. правительство Насера национализировало англо-французскую компанию Суэцкого канала. Ответным шагом стала агрессия в зону канала, начатая Израилем в ночь на 30 октября 1956 г. и последовавшее за ней вторжение английских и французских войск. Москва, как известно, ответила ужесточением политики в отношении Венгрии и серией организованных пропагандистских митингов во всех крупных городах. На официальном уровне СССР выразил решимость "пойти на применение силы, чтобы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке". Под давлением СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о прекращении огня и выводе иностранных войск из Египта. Окончательный вывод войск состоялся после угрожающего заявления Москвы о том, что "соответствующие органы не будут препятствовать выезду советских граждан-добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость". После этого в декабре 1956 г. Египет покинули войска Англии и Франции, а в марте 1957 г. - Израиля. Влияние в Египте дорого обходилось Советскому Союзу: советские специалисты оказывали помощь в строительстве Асуанской плотины, финансовые вливания достигали колоссальных размеров и составляли половину всех затрат правительства Насера на социально-экономическое развитие (8).

По аналогичному сценарию СССР действовал осенью 1957 г. в Сирии, на которую было оказано военное давление со стороны США.

С середины 1950-х годов борьба за сферы влияния обострилась в Африке. Стали независимыми Судан, Марокко, Тунис, Гана, Гвинея, вооруженная борьба за независимость перманентно обострялась в Алжире, Бельгийском Конго, Северной и Южной Родезии. В 1955-1958 гг. СССР установил дипломатические отношения с Ливией, Либерией, Суданом, Тунисом, Ганой, Марокко, Гвинеей. Процесс деколонизации имел важное значение для советской пропаганды, так как позволял говорить о "поступательном движении человечества к социализму". Африканским странам оказывалась внешнеполитическая поддержка и помощь по уже известной схеме, ставившая целью ослабление влияния метрополий в недавно освободившихся колониях.

В ситуации противостояния с США вовлечение стран "третьего мира" в орбиту своего влияния было для Советского Союза единственной возможностью удержать баланс сил. Отказ от поддержки национально-освободительного движения, в первую очередь в материальном отношении, автоматически означал усиление позиций США.Под эту геополитическую ситуацию было подведено теоретическое обоснование на ХХ съезде КПСС, когда национально-освободительное движение, наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением, было названо одной из трех ведущих сил революционного процесса в планетарном масштабе.

"Третья ведущая сила" поддерживалась Советским Союзом по всем направлениям: проводилась твердая антиколониальная внешнеполитическая линия и поддержка молодых независимых государств, осуществлялись колоссальные вливания в создание независимых национальных экономик, оказывалась военная поддержка и поставки вооружения. Основным рычагом влияния на "третий мир" была экономическая помощь.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!