Характеристика внимания. Виды, свойства

В современной психологической науке нет единого подхода к пониманию феномена внимания: оно рассматривается как психический процесс, как состояние и как свойство личности.

Внимание можно определить как психофизиологический про­цесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредото­ченности на сравнительно узком участке внешней или внут­ренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психиче­ские и физические силы человека в течение определенного пе­риода времени. Внимание — это процесс сознательного или бес­сознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Источником активности внимания человека являются его потребности, которые заставляют избирательно реагировать на те явления внешней среды, мысли и чувства, которые могут служить удовлетворению потребностей. У каждого человека в течение жизни формируется система потребностей, она изменяется и перестраивается. Эта система также включает в себя разнообразные способы удовлетворения потребностей. И в соответствии с изменением этой системы изменяется избирательность и направленность внимания, степень его интенсивности.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые принято называть свойствами внимания. Все свойства внимания делят на первичные и вторичные. К первичным относятся объем и устойчивость внимания, к вторичным – переключаемость и распределение внимания. Между ними существует определенная взаимосвязь, в результате чего индивидуальное внимание человека приобретает достаточно сложную функциональную структуру.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении, от других.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с од­ного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5–7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

Все перечисленные выше характеристики внимания – первичные и вторичные – представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет мно­горазличных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологиче­ские процессы, способствует организованному и целенаправлен­ному отбору поступающей в организм информации в соответст­вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избиратель­ную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

В научной литературе выделяют три основных вида внимания.

Наиболее простым и генетичес­ки исходным является непро­извольное внимание. Оно имеет пассив­ный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его дея­тельности событиями. Особенности внешних предметов или ситуации внешнего явления могут привлечь и удержать внимание человека, если они выделяются из общего фона, тогда они сигналят о возможной опасности или активизируют познавательные потребности. На основе непроизвольного внимания развивается произвольное внимание.  При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, которые начинают управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны и не значимы для человека в данный момент, еле заметные по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный для этого период младший школьный возраст. Природа произвольного внимания отличается от природного непроизвольного внимания. Механизмом произвольного внимания является волевое действие, которое имеет сложную структуру и состоит из таких этапов или шагов, как постановка цели, анализ ситуации, планирование действий, подбор нужных способов действия, инструментов и приемов, следование плану при выполнении действий, преодоление внешних и внутренних препятствий. Произвольное внимание формируется в процессе освоения разных видов деятельности под руководством взрослого.

В повседневной жизни каждый человек мобилизует свою волю для управления вниманием в случае освоения новой деятельности или в начале работы. В процессе врабатывания напряжение уменьшается и включается другой механизм управления вниманием, который называется послепроизвольным вниманием. Его особенность заключается в том, что внимание включается в алгоритм привычных действий и контроль за действиями осуществляется автоматически, подсознательно; как только человек совершает ошибку и алгоритм нарушается, включается произвольное внимание.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!