Характеристика проблемного типа обучения: уровни проблемности

Традиционное, сообщающее обучение не развивает мышления, поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному (в отличие от ре­продуктивного) мышлению, навыкам творческого мышле­ния. Так появляется проблемное обучение.

Еще Сократ (469-399) учил своих слушателей умению логиче­ски мыслить, искать истину размышляя, отсюда название метода обучения - сократическая беседа, поисковая, эвристическая. Руссо (1712-1778), чтобы ученик захотел узнать и найти знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере проблемное обучение получило разработку в педагогике Д.Дьюи (1659-1952) и ученых XX века. Дьюи выступил с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовое знание, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Он предложил модель обучения, где учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у мне проблемы и получают необходимые им знания, учась ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Он называл это обучением через делание, в дальнейшем - через исследование. Обучение как ис­следование проблем разрабатывали Дж.Бруннер (США}, в России И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев; А.М. Матюшкин. М.И. Махмутов и др.

Проблемное обучение - такой вид обучения, при кото­ром учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваи­вают новые знания, умения и развивают общие способ­ности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Характер преподавания и учения в сравнении с сообщающим обучением резко меняется: уче­ники делают мини-исследование или творческую практи­ческую работу (например, делают аквариум, изобретают устройство). В ходе этого "делания" и "исследования" формируются новые знания: факты, закономерности, по­нятия, принципы, теории: правила, алгоритмы. При этом структура процесса обучения такова.

  1. Создание проблемной ситуации и постановка про­блемы.
  2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких.
  3. Опытная проверка принятых гипотез в естественно-математических предметах и анализ материалов, источни­ков для доказательства выдвинутых положений в гумани­тарных науках.
  4. Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

Учитель на каждом этапе выполняет функции руково­дителя, организатора учения. Степень активности его и учеников определяется рядом факторов: сложностью мате­риала, подготовленностью и уровнем развития учеников, наличием оборудования и материалов.

Для освоения проблемного обучения учителю следует хорошо осознать главные понятия: проблемная ситуация, проблема, проблемная задача (задание), гипотеза.

Проблемная ситуация - это психологическое состоя­ние затруднения, невозможность объяснить факт или ре­шить задачу с опорой на имеющиеся знания. Она может иметь вид задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма, препарата, материала из прессы или личных наблюдений учеников.

На примерах видна разница между проблемным во­просом, заданием и вопросом, не содержащим проблемы. Проблема - это теоретический или практический вопрос, требующий анализа. Сформулировать проблему — значит поставить такой вопрос и определить, что дано и/или из­вестно и что требует решения. Проблему чаще ставит учи­тель, но надо готовить учеников к самостоятельной поста­новке проблемы.

Гипотеза - это предположение о возможном объясне­нии противоречия, заключенного в проблеме, о связи фактов или явлений, причин наблюдаемого. Выдвижению гипотез способствует хорошее знание материала и получе­ние новой информации, что и делают ученики на уроке: наблюдают опыты, изучают источники и т.д. Вместе с тем здесь большую роль играют эвристические, творческие способности, природа которых сложна и поэтому трудно объяснима. Однако имеются приемы и правила обучения творчеству, эвристике (Альтшулер) и такой метод, как синектика - использование метафор, образов, аналогий, со­единение далеких друг от друга вещей с целью создания новых идей (В.Гордон).

Для решения проблемы, то есть проверки истинности гипотезы, учитель также может осуществлять определен­ные действия: дать дополнительную информацию, указать ученикам, где информацию получить, организовать опыт, практическую работу, дискуссию, какие-либо специфиче­ские операции с материалом (анализ художественного текста, грамматический разбор, лабораторная работа).

На заключительном этапе учащиеся осознают, форму­лируют то новое знание, которое они получили: законы, принципы, правила, научные факты, понятия. Ученые считают, что в естественных науках проблемы при разных гипотезах имеют одно решение. А в гуманитарных, техни­ческих и художественных дисциплинах проблемы могут иметь несколько не исключающих, а дополняющих друг друга решений. Таким образом, у школьников формирует­ся конвергентное и дивергентное мышление. Новое зна­ние должно быть включено в уже имеющуюся систему знаний, чему тоже способствует учитель в беседах или комментариях. Ученики используют полученные знания в решении учебных задач и практической работе, что слу­жит контролю, показывает уровень усвоения. Ученые считают, что проблемное обучение является естественным обучением: как в жизни мы что-то узнаем, когда сталкиваемся с необходимостью что-либо сделать, так и ученики, сталкиваясь с какими-либо затруднениями, ищут способы решения. Разница, однако, в том, что в учебном процессе учителю все-таки приходится организо­вывать "встречу" с проблемной ситуацией, хотя последние возникают и в спонтанной деятельности детей.

Дидактикой разработаны некоторые разновидности классического проблемного обучения: деловые и имитаци­онные игры, моделирование процессов (в том числе на компьютере), метод анализа конкретных ситуаций, мозго­вая атака, эвристическая беседа и др. В основе всех этих методов лежит наличие проблемы, подлежащей решению. Этот широкий набор говорит учителю о том, что можно вводить в учебный процесс "элементы проблемности", по­знавательного поиска учеников в разных формах и степе­ни, осознавая суть своих действий с позиций дидактической науки.

К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную и/или практическую деятельность, при этом они испыты­вают сильные положительные эмоции (интерес, удовлет­ворение). У учащихся формируются интеллектуальные умения: восприятие объектов, наблюдение, воображение, анализ, классификация, доказательство и другие. К ним относятся также творческие умения: видеть проблемы, ставить вопросы, искать решения. Эксперименты показы­вают, что проблемное обучение дает более глубокие зна­ния. Ученики не только воспроизводят информацию, но устанавливают связи, интерпретируют, применяют, оцени­вают.

Все это возможно, однако, только при определенных условиях. Проблемное обучение приносит неудовлетвори­тельные результаты и отрицательные эмоции, если учени­ки не подготовлены к нему по своему развитию и уровню знаний. Оно также требует высокой предметной и методи­ческой квалификации учителя, способности его самого ставить и решать проблемы и научить этому учеников. Проблемное обучение требует больше времени. Поэтому рекомендуется использовать его в соответствии с дидакти­ческими задачами и в сочетании с другими видами обуче­ния: сообщающим, программированным.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!