Характеристика педагогических методов социальной работы

14 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Методы - сложнейший компонент педагогического процесса, инструмент формирования необходимых качеств личности, обога­щения ее опыта социально значимых отношений. Частным выра­жением метода является прием как актуализирующее действие в конкретных обстоятельствах. Правда, в реальном педагогическом процессе между приемом и методом нет четких границ. В то же время каждому методу в определенных условиях соответствует свой набор приемов педагогической деятельности.

В социально-педагогической литературе особое место отводит­ся методу убеждения, который выражается в эмоциональном разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения в новых ситуациях, в развитии чувств и со­знания личности. Результатом его воспитательного влияния на лич­ность становится собственная точка зрения человека на волную­щую его проблему.

Многие авторы считают психологической основой данного ме­тода принцип опережающего отражения в сознании личности тех действий и поступков, которые в будущем ей придется реализовывать. Опережающее отражение поведения базируется на приоб­ретенном опыте и глубоком знании норм и правил общественно полезной деятельности.

Метод убеждения требует от специалиста высокого профессио­нального мастерства. В частности, он должен знать возрастные осо­бенности клиента, закономерности формирования и обогащения его социального опыта, диагностировать уровень развития само­сознания и выявлять положение в системе межличностных отно­шений, видеть и учитывать трудности, определять перспективы, поддерживать, закреплять достижения, находить способы оказа­ния адресной помощи.

Метод убеждения представляет собой интеллектуально-эмоцио­нальное воздействие на сознание, чувства, волю человека, осно­ванное на логике, поэтому его использование требует от социаль­ного работника больших временных затрат, владения разнообраз­ными сведениями, ораторским искусством.

К методам, которые конкретизируют сложные социальные нор­мы и понятия, относят также этический рассказ, этическую бесе­ду, диспут.

Этический рассказ чаще используют в работе со школьниками, чтобы вызывать у них положительные нравственные чувства, фор­мировать образец идеального поведения.

Этическая беседа как метод привлечения клиента к обсужде­нию, анализу и выработке нравственных оценок призвана помочь ему осмыслить повседневный опыт, расширить представления о нравственных мотивах, руководящих поступками людей, глубже вникать в сущность поведения других, адекватно ситуации оцени­вать собственные действия.

Диспут мобилизует активность конкретного человека при ори­ентировании его в выборе соответствующих норм и правил пове­дения. Большие нравственные проблемы, которые находятся в цен­тре обсуждения на диспутах, позволяют стимулировать размышле­ния клиента о сущности и характере нравственных требований, принципов, об особенностях связей между ситуацией, условия­ми, собственными поступками и их реальными последствиями.

Каждый из названных методов в состоянии реализовать свой по­тенциал, если соблюдаются определенные допущения и ограниче­ния. Например, рассказ на этическую тему требует учета настрое­ния слушателя, умения создавать эмоциональность обстановки, т. е. целесообразно использовать музыку, иллюстрации, технические средства. Этическая беседа в свою очередь предполагает разнообразие форм включения клиента в обсуждение, обращенность к проблеме, поступку (а не конкретной личности), избегания категоричности умозаключений, оценок со стороны социального работника.

Диспут - более сложный способ взаимодействия специалиста и клиента, поэтому требует тщательной подготовки со стороны организатора (не только продуманности методической цепочки, но и отбора темы, проблемы для диалога). Главная забота того, кто прово­дит диспут, - добиться желания клиента продолжить разговор.

Одним из эффективных педагогических методов социальной работы, позволяющих сформировать у клиента необходимые со­циальные привычки, укрепить их, является упражнение, которое чаще всего трактуется как многократное повторение действий и поступков в целях их образования и закрепления. В процессе ис­пользования социальным работником метода упражнения практи­куются: показ необходимых способов деятельности; организация первоначального воспроизводства образцов поведения в рамках пред­ложенного алгоритма; подкрепление желания повторить отдель­ные (менее удачно выполняемые) действия с целью их совершен­ствования; последующие тренировки для закрепления необходи­мых способов деятельности; приучение к самоконтролю на опре­деленных этапах освоения действий; создание разнообразных си­туаций, в том числе и нестандартных, которые могут потребовать совершения отрабатываемых действий, расширяют горизонты при­менения полученных клиентом умений и навыков.

Для того чтобы метод упражнения успешно решал свои задачи, следует помнить о необходимости более частого повторения дей­ствий на начальной стадии работы, об обязательном напомина­нии последовательности шагов, о чередовании успеха и проверки качества сформированного действия через ситуации проб. В то же время не следует пренебрегать чувством меры. Поэтому если кли­енту не ясен смысл действий, необходимо разъяснить важность овладения конкретными действиями для решения проблемы и от­работать точность их выполнения. Именно эти условия будут га­рантировать, что в будущем человек окажется в состоянии с их помощью самостоятельно организовывать свою деятельность, вы­страивать свои отношения с окружающими, решать свои жизнен­ные проблемы.

Формирование опыта действовать особенно эффективно в игре, как в сюжетно-ролевой, социально-ориентирующей, так и в ими­тационной. Следовательно, специалист может включать игры в программу собственной деятельности.

Методы убеждения и упражнения тесно связаны с примером, как образцом поведения других людей, с конкретизацией для кли­ента сложных этических и социальных понятий, вариантов пове­дения.

Психолого-педагогической основой влияния на личность поло­жительного примера является подражательность, стремление ко­пировать в собственных действиях поступки других, значимых, лиц (идеальных, реальных, виртуальных). Наблюдая, анализируя, ре­конструируя образцы поведения других, человек делает для себя выводы о значимости, желательности, достоинстве тех или иных поступков, постигает сущность социальных, нравственных отно­шений, открывает для себя новые свойства в привычных явлени­ях, новые грани в повседневности.

Важно, чтобы специалист по социальной работе, социальной педагогике, используя положительный пример в своей деятельно­сти, обращал внимание на возраст клиента, уровень его знаний, характер жизненного опыта, особенности предпочтений. Нежела­тельно забывать и о том, что пример как образец действия тесно связан с другими методами педагогического воздействия и может использоваться в убеждении, упражнении. Кроме того, желая сфор­мировать у клиента тот или иной способ поведения, характер дея­тельности в конкретной ситуации, любой специалист может ис­пользовать и собственные действия как образец для подражания.

Среди педагогических методов, которые выполняют побужда­ющую и запрещающую функции, особое место отводится методу требования.

Требование - способ непосредственного побуждения человека к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улуч­шение поведения, обогащение опыта. Требование имеет большую силу воздействия на личность, так как помогает человеку осознать и пережить противоречия между наличным и необходимым уров­нем развития, между интуитивным и осмысленным действием.

Педагогическое требование как метод влияния на личность мо­жет иметь разное назначение: выражать нормы общественного по­ведения или способствовать приобщению человека к новым жиз­ненном отношениям; уточнять или обогащать социальный опыт клиента, представлять собой реальную задачу, которую необходи­мо выполнить в процессе определенной деятельности; обеспечи­вать организацию жизнедеятельности человека, помогая ему при­нять адекватное ситуации решение, подсказывая нужное действие.

Формы предъявления требования могут быть разными: а) пря­мыми (приказания, указания), которые предъявляются решитель­ным тоном, носят деловой, инструктивный характер, и косвенными (совет, намек, просьба), которые апеллируют к мотивам самого человека и являются ненасильственными по своей сути; б) инди­видуальными и коллективными; в) побуждающими к действию (просьба, задание, приказ) и запрещающими (запрет, ограни­чение).

Назначение данного метода заключается в том, чтобы специа­лист оперативно отреагировал на поведение клиента и своевре­менно вносил в содержание программы его действий желаемые изменения.

Еще одним инструментом прикосновения к личности считает­ся воспитывающая ситуация, которую определяют как совокуп­ность внешних условий и факторов, действующих на человека и определяющих его деятельность наряду с субъективными условиями. Воспитывающие ситуации - это сложившиеся обстоятельства, которые заполняют жизнь человека и оказывают существенное влияние на его жизненную позицию.

По мнению Г.И.Щукиной, которая данный педагогический метод относит к методам формирования положительного опыта поведения, таковыми являются ситуации соревнования, органи­зованного дежурства, длительных общественных поручений, иг­ровые и специальные. Главный стержень данного педагогического метода заключается не только в вооружении человека необходи­мыми способами деятельности и поведения, но и в развитии мно­гообразных отношений между участниками общения и общих дел.

Особое внимание в работе специалиста социальной сферы тре­буют так называемые специальные ситуации, к которым относятся возникающие в процессе выполнения специальных психологиче­ских упражнений, создания обстановки взаимодействия в повсе­дневной жизни, организации процесса совместного обучения или труда разных людей. Эти ситуации позволяют сформировать но­вые, внести коррективы в имеющиеся социальные навыки, спо­собствуют развитию умения работать в команде, решать собствен­ные проблемы.

Совместная с клиентом деятельность в педагогической регули­руемой ситуации позволяет специалисту соединять прошлые и настоящие ценности, связывать между собой чувства и мораль, учат быть более терпимыми, гибкими, внимательными, владеть простыми жизненными принципами.

Своеобразные педагогические ситуации используют, например, когда нужно помочь человеку ощутить единение с другими; все­лить надежду; показать, что значит уважение; научить принимать самостоятельно и в группе решения; помочь ясно мыслить, анали­зировать обстоятельства жизни; справляться со своими страхами; жить без насилия; развивать сильные стороны своей личности и минимизировать слабые1. Специальные ситуации, решающие та­кие задачи в социальной сфере, могут быть созданы в любом виде деятельности (трудовой, учебной, познавательной, спортивной, художественной, общественно полезной и др.).

В общей системе педагогических ситуаций важное место зани­мают специальные ситуации нравственного характера: рассчитан­ные на проявление глубоких нравственных переживаний; побуж­дающие к нравственным поступкам; носящие характер нравствен­ных коллизий; представляющие собой конфликтные ситуации нрав­ственного содержания.

В работе специалиста по социальным вопросам могут использо­ваться и ситуации-установки, в которых закладываются основы ответственного поведения подопечных, их исполнительности и самостоятельности, разъясняется смысл общественных требований, необходимых (ожидаемых) действий. Педагогически грамотное использование такого рода ситуаций социальным работником по­зволяет инициировать активность клиента в осознании проблем и осуществлении нравственного выбора.

Ряд педагогических методов стимулирует изменения в поведе­нии личности, характере и содержании ее социального опыта, способствует коррекции действий и поступков. Это - поощрение, поручение, соревнование, наказание. К ним специалисты обраща­ются в том случае, если хотят поддержать, усилить положитель­ные побуждения и ослабить, затормозить отрицательные.

Метод поощрения означает одобрение, признание, положитель­ную оценку поведения или качества личности клиента, результа­тов его поступков. На практике он осуществляется при помощи такого комплекса приемов, как похвала, благодарность, подчер­кивание достижений, успехов, награждение. Психологической основой реализации данного метода выступают внутренние пере­живания, чувство удовлетворения у клиента, стремление к улуч­шению своего опыта и личностных качеств, повышению своего социального статуса.

Побуждая человека к оценке результатов собственной дея­тельности, анализу поступков, их последствиям, обдумыванию обстоятельств и условий, обеспечивающих умение сопротивлять­ся соблазнам, требовательно относиться к себе, социальный ра­ботник вселяет уверенность клиента в правильности этих действий, рождает желание двигаться дальше в своем жизненном самоопре­делении.

Наказание выражается в предостережении, осуждении, неодоб­рении, отрицательной оценке действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам социального поведения. Его приемы: замечание, выговор, внушение, исключение, изоляция, лишение и др. Использование данного метода предполагает опре­деленные действия специалистов: анализ неблаговидного поступ­ка, оценку меры нарушения допустимого поведения, нахождение способа ликвидации возникшего противоречия, способа закреп­ления достигнутого результата.

Признавая правомерность использования поощрения и нака­зания в деятельности социального работника, не следует пре­увеличивать их значение, так как неразумное применение может принести больше вреда, чем пользы. Это замечание относится и к методам соревнования, поручения. Поэтому их относят к вспо­могательным педагогическим методам, которые усиливают по­тенциал других, помогая решению намеченных задач. Таким обра­зом, знание потенциалов каждого педагогического метода, уме­ние пользоваться ими будут способствовать действенности ока­занной помощи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!