Характер. Понятие, структура, свойства

В самом общем виде характер может быть определен как си­стема устойчивых свойств личности, проявляющихся в от­ношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отноше­ние личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудо­любие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, прояв­ляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к само­му себе (самокритичность-завышенное самомнение, скром­ность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это совокуп­ность отношений человека к вещам (аккуратность-безала­берность, щедрость-скупость и др.).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

1) свойства, определяющие поступки человека в вы­боре целей деятельности и общения (расчетливость, рацио­нальность и т. д., или альтернативные им черты);

2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеу­стремленность, последовательность и др., а также противо­положные им качества);

3) свойства, имеющие чисто инструментальное значе­ние, непосредственно связанные с темпераментом (интро-версия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержан­ность-импульсивность, пластичность-ригидность и т. д..).

Основную роль в формировании и развитии характера ре­бенка играет его общение с окружающими людьми. В характер­ных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкреп­ления он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с го­товностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкреп­ления нужных форм поведения.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится спосо­бом обращения его со своими детьми, когда ребенок становит­ся взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие чер­ты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразли­чие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личност­ного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляют«я в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответ­ственность, настойчивость, другие «деловые» качества, - скла­дываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стиму­ляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного воз­раста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, ко­торые постоянно получают поддержку (положительные подкреп­ления).

В начальных классах школы оформляются черты характе­ра, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых - учи­телей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домаш­них условиях, получает в школе поддержку, то соответству­ющие черты характера у него закрепляются и чаще всего со­храняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, дру­гими взрослыми не подтверждает как правильные те харак­терные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обыч­но сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка харак­тера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и ком­промисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепля-чотся волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в ос­новном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальней­шем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым Для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!