Гуманизация и гуманитаризация

План
Введение ................................................................................................с.3
1. Гуманизация и гуманитаризация. Сущность понятий .....................с.4
2. Гуманизация и гуманитаризация как основные
направления реформирования современного образования ............ ..с.6
3. Задачи гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения ......................с. 9
Заключение ..........
Список литературы

Ведение

Сегодня существует достаточно ясное понимание того, как должна реализоваться гуманизация и гуманитаризация образования, основными направлениями которой являются:
— демократизация образования, в том числе управления образованием и самого учебного процесса.
— обеспечение эффективного изучения нового комплекса знаний о человеке и обществе;
— разработка системы основных и факультативных курсов по наиболее значимым  проблемам,  обеспечивающих эффективную  гуманизацию  и гуманитаризацию процесса обучения;
— гуманизация и гуманитаризация преподавания всех изучаемых предметов и многое другое.
Рассмотрим основные особенности гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания в нашей стране, охарактеризуем основные направления данных процессов.

1 Гуманизация и гуманитаризация. Сущность понятий
В XX в. образование превратилось в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности, расходы на него постоянно возрастают. В настоящее время в развитых странах в сферу образования вкладывается 5—8% ВНП. Образование стало делом большой политики. Именно здесь закладываются основы стратегии развития каждой страны и всего человечества. Образование — это чрезвычайно важная сфера человеческой деятельности. Масштабы тех успехов и проблем, которые связаны с современным образованием, дают полное основание считать, что XX век является веком образования.
Успехи образования поражают воображение. До XX в., несмотря на достижения в науке и культуре наиболее развитых стран, мир был неграмотным
— подавляющее большинство людей не умели читать и писать. Во второй половине XIX в. начался переход ко всеобщему обязательному начальному образованию, затронувший лишь немногие страны.
В XX в. в мире было предпринято мощное наступление на неграмотность, особенно после Второй мировой войны. Сегодня свыше 80% населения планеты грамотные люди. В развитых странах среднее образование обязательно; высшее образование перестало быть элитарным и охватывает около 40% выпускников средних учебных заведений. Мир осознал, что решение социально-экономических проблем не может быть достигнуто без высокого уровня развития образования (7,с.107-108).
Непрерывное образование. Динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили новую проблему
— образование взрослых. Теперь нельзя быть специалистом, не пополняя постоянно своих знаний. Но это очень трудно сделать без соответствующей материальной базы, без методического и кадрового обеспечения образования, без специальных усилий государственных и общественных организаций,  направленных на совершенствование образования. Поэтому во всем мире, и особенно в развитых странах, опережающими темпами наращиваются услуги по повышению квалификации и образованию взрослых.
В настоящее время появилась необходимость разработки системы непрерывного образования, которое сопровождало бы человека всю жизнь и стало бы неотъемлемой компонентой его образа жизни. Если в экономически отсталых странах идет интенсивная борьба с безграмотностью, то индустриально развитые страны все в большей степени укрепляют систему непрерывного
образования. Реализация прав человека на образование, удовлетворение его потребностей в этой области становятся главными задачами и государства, и общества.
Основные направления реформирования образования. В условиях быстро меняющегося содержания знаний, их активного приращения остро встает вопрос о том, чему и как учить людей. Ни одна страна не удовлетворена своей системой образования. Каждое государство решает свои проблемы с учетом экономических возможностей и сложившихся традиций в культуре. Однако можно выделить основные направления современных реформ в сфере образования. Это — демократизация,    гуманитаризация,    гуманизация,    фундаментализация, компьютеризация, интеграция. В данной контрольной работе мы рассмотрим два основных направления - гуманизацию и гуманитаризацию
Гуманитаризация Она связана с тем, что возрастает доля гуманитарных знаний в подготовке специалиста. В обществе имеется ясное понимание того, что образование должно не только включать специальную подготовку, но и формировать личность, воспитывая у нее гражданские качества, учить человека жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения. Это требует и увеличения количества специалистов в области гуманитарных наук, потребность в которых возрастает по мере демократизации общества.
Гуманизация Человек должен быть не только хорошо образованным, но и решительно бороться против зла и насилия, утверждать в обществе подлинно человеческие отношения к другим людям, к плодам их труда, к природе. В настоящее время общество испытывает потребность в гуманных людях, ибо их гуманистическая ориентация все в большей мере становится необходимым условием выживания всего человечества (Девятов, с. 109).
К. Цейкович под гуманизацией предлагает понимать «процесс введения (и утверждения) человеческой личности и человеческих ценностей в центр образовательной системы. Если мы говорим о гуманизации образования, это значит, что вся система образования поворачивается к человеку, к его ценностям» (8,с. 17).
Мусалова Л. считает, что гуманизация связана прежде всего с многообразным духовным наследием, не преследующим цели полезности, с ориентацией на некие высшие идеалы, к которым устремляется человек. Когда человек подготовлен таким образом, он подготовлен к жизни, которая, как и сама история, постоянно развивается (8,с. 19).
Уже сегодня в области образования осуществляются международные проекты, расширяется сотрудничество между различными странами, более активным становится обмен учащимися. Из приблизительно 60 млн. студентов, обучавшихся в вузах мира в начале 90-х годов, около 1 млн. были иностранными студентами. Европейское сообщество ставит задачу уже в ближайшие годы довести количество студентов, обучающихся за пределами своей родины, до 10%.
2 Гуманизация и гуманитаризация как основные направления реформирования современного образования
Гуманизация и гуманитаризация образования и воспитания — стратегическое направление развития общества. Одним из ведущих направлений реформирования современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, представляющие собой важнейшие факторы демократизации общественной жизни, обеспечения прав человека и создания для всех людей достойных их условий. Демократизация российского общества наделяет каждого человека свободой в принятии решений и ответственностью. Чем в большей степени демократизируется общество, тем острее в нем ощущается потребность в знаниях о человеке, обществе и его истории, а также необходимость культурного развития каждого гражданина. Демократия несовместима с невежеством. Она либо отвергает его, либо, неспособная справиться с ним, неминуемо деградирует в диктатуру.
Обновление нашего общества невозможно без значительного повышения уровня культуры народа. Нужно предпринять огромные усилия по преодолению острейшего дефицита экономических, социально-политических, философских, правовых и других гуманитарных знаний. Если мы стремимся создать справедливое, культурное, экономически развитое общество.
Это мы обязаны сделать все, чтобы мировой опыт и мировая наука стали доступными народу.
Человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет и какой путь выбирает Задача заключается в том, чтобы предоставить каждому члену общества широкие возможности для такого выбора, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир, сформироваться в полноценного гражданина. Разностороннее гуманитарное образование и его гуманистическая направленность необходимы всем людям
Науки об обществе и человеке предоставляют индивиду богатейшую галерею прецедентов поведения, жизненных ситуаций, которые помогают человеку выработать систему знаний и ценностных установок. Через знания человек воспринимает социальную действительность. Они являются основой его духовного мира. Знания об обществе необходимы человеку и потому, что он тысячами нитей связан с другими людьми, живет заботами о семье, народе и его культуре, о настоящем и будущем страны, всего человечества. Эти знания важны для каждого человека в его профессиональной деятельности.
Динамика   общественных   процессов,    невиданные   возможности преобразования социальной и природной среды, воздействия на человека. которые дал научно-технический прогресс, делают сегодня особенно опасными любые проявления некомпетентности, ограниченности мышления, неумения вступить в контакт с другими специалистами.
В России переход к новому образу жизни требует массового общекультурного образования на новом уровне, с новым содержанием и новыми ценностными ориентациями. Каждому человеку сейчас, как никогда прежде необходимо целостное мировоззрение, опирающееся на современную науку.
Система ценностей, которой руководствуется человек в своей жизни, является его личным делом. Общество требует лишь соответствия действий человека конституции страны и общепринятым нормам поведения (7, с.113).
В демократическом обществе все люди имеют равные права независимо от их убеждений и отношения к религии. Государство не имеет права навязывать учащемуся какое-либо мировоззрение. Но оно обязано сделать все возможное. чтобы свободное самоопределение личности осуществлялось осознанно, на основе фундаментальных знаний. Система образования должна дать целостное видение мира, представление о наиболее важных проблемах, которые стоя! перед человечеством. Ее важнейшей задачей является воспитание патриота и гражданина, демократа и гуманиста.
Наша изоляция от мира ушла в прошлое. Мы ясно обозначили свое стремление войти в теснейшие связи с мировым сообществом. Рыночная экономика и демократизация всей жизни общества должны стать главными гарантами успеха реализации этого намерения. Наша страна в который уже раз выбрала для себя новый путь, предполагающий не противостояние миру а единение с ним. Обеспечить исторический переход к новому обществу интеллектуальной энергией и нравственными ориентирами — важнейшая задача народного образования.
Основные направления гуманизации и гуманитаризации образования. Процесс гуманизации и гуманитаризации образования в нашей стране определяется следующими обстоятельствами:
— социально-политическими и экономическими реформами и их влиянием на государственную политику в сфере образования;
— возросшими потребностями в гуманитарном образовании;
— новыми формами управления образованием и его самоуправления, многообразием форм негосударственных образовательных учреждений;
— радикальным изменением содержания знания о человеке и обществе;
— появлением новых методик и средств гуманизации и гуманитаризации образования;
— взаимодействием формальной и неформальной систем образования;
— необходимостью развития системы непрерывного образования.
За последние два года в России немало сделано для реорганизации общего гуманитарного образования.
В школе в 8-9 классах начали изучаться предметы: «Человек и общество», «Граждановедение», «Политика и право», «Введение в экономику», «Мир человека»; в 10 классе — «Человек и общество», «Социальная философия». «Социология», «Экономическая теория», «Политология», «Право»; в 11 классе— «Современный мир». Появилось большое количество различных спецкурсов. Кроме того, возникло много учебных заведений, классов с углубленным изучением гуманитарных предметов.
В вузах страны в базовое гуманитарное образование входят: «Философия», «Культурология», «История», «Правоведение», «Социология», «Экономика» «Политология», «Психология и педагогика». Для бакалавров гуманитарных специальностей в настоящее время вводится дисциплина «Концепции современного естествознания», которая должна раскрыть культурное значение достижений естественных наук. Как предполагается, подготовка магистров будет включать изучение общих проблем «Философии и методологии науки», а также философских  и  методологических  проблем  той  науки,  по  которой специализируется учащийся. Была проведена большая работа по изданию программ и учебных пособий нового поколения. Удалось значительно продвинуться в направлении выработки государственных стандартов по этим дисциплинам. По всей стране осуществляется систематическое повышение квалификации и переподготовка учителей и преподавателей общественных наук вузов.
Гуманизация и гуманитаризация образования и воспитания в нашей стране осуществляется. Однако по уровню образованности населения Россия откатилась на 35 лет назад, оказавшись в начале 60-х гг. Это — факт. Если у нас сегодня в среднем по России 4,3% неграмотных в возрасте 15 лет и старше, то среди 15-19-летних — 0,5% и столько же в возрасте 50-54 лет. Доля имеющих только начальное образование: 10% — в среднем по России, 8,5% — в возрасте 15-19 лет, столько же в возрасте 50-54 года.
Следующий факт: данные международного исследования оценки качества естественнонаучного и математического образования. Во время первого исследования советские школьники были среди пяти стран-лидеров. Во время второго исследования уже оказались в группе середняков. Мы утрачиваем позиции традиционно высокого уровня подготовки в области естественнонаучного и математического знания (8,с.21). Я думаю, это вопрос для размышления. Конечно. я не хочу сказать, что такие результаты — следствие гуманизации и гуманитаризации образования. Они обусловлены многими другими факторами, но ясно одно — уровень образованности общества за последние годы начал заметно снижаться. И это тоже гуманизация...
3 Задачи гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения
Цели и задачи обучения и воспитания. В документах ЮНЕСКО подчеркивается, что в современных условиях, когда увеличивается пропасть, разделяющая бедных и богатых, когда широко распространены проявления нетерпимости, расовой и этнической дискриминации, насилия над личностью, важнейшей стратегической задачей системы образования является всемерное содействие экономическому и социальному развитию общества, утверждению в нем демократических принципов, обеспечению свобод и прав человека.
Эта задача наиболее важна и в реформировании образования в России.  В ходе обучения и воспитания у человека должна быть сформирована система навыков, ценностей и моделей поведения, общей основой которых являются всемирно признанные ценности.
Образование должно быть направлено на формирование личности, которой присущи:
• порядочность, честность, справедливость;
• открытость, готовность обсуждать и выслушивать;
• доброжелательное отношение к людям;
• самоуважение;
• уважение и терпимость по отношению к другим (отдельным лицам. представителям этнических и культурных групп}, их образу жизни
• забота о благосостоянии общества;
• приверженность идеалам демократии;
• патриотизм и гражданственность;
• понимание ценности образования как открывающего путь к новым
представлениям, понятиям, творческим возможностям. Обучение и воспитание должны:
• обеспечивать правильное понимание ценности свободы, условий ее реализации, ее значения как для развития общества, так и для жизни человека;
• формировать у каждого человека чувство личной ответственности, добиваться понимания ценности служения обществу, чувства солидарности при решении проблем построения демократического общества;
• содействовать формированию способности признавать различия в оценках реальности, а также навыков общения и сотрудничества с другими;
• вырабатывать умение действовать в духе терпимости и ответственности в отношении социальных, политических, культурных и экологических аспектов жизни общества;
• развивать умение идти на уступки и стремиться к поиску возможных уступок при решении различных задач строительства демократического общества и плюралистического мира;
• формировать понимание того, что, отстаивая свои взгляды, необходимо быть готовым вести диалог, проявляя при этом уважение к
другим, чувства солидарности и сопричастности;
• развивать способность делать обоснованный выбор, исходя в своих решениях и действиях из правильного анализа ситуаций и информации;
• содействовать формированию у граждан чувства ценности окружающей среды и понимания необходимости ее охраны в качестве основы устойчивого развития человечества;
• формировать ценностные ориентации и обеспечивать овладение знаниями, необходимыми для понимания международного аспекта устойчивого развития;
• развивать самостоятельность, критичность мышления;
• учить преодолевать трудные и неопределенные ситуации.
Для достижения перечисленных целей в системе образования необходимы изменения как в педагогическом процессе, так и в методах управления Они должны включать: корректировку учебных планов, изменение содержания программ, разработку и распространение новых методов обучения, создание методических пособий, оснащение современным оборудованием, подготовку учителей и других работников образования, введение новых форм управления учебными заведениями.
Все эти изменения должны осуществляться с учетом специфики местных условий, поэтапно, с опорой на реальные материальные и интеллектуальные ресурсы, при особом внимании к культурному и социальному многообразий общества. При реализации этих задач на местном (национальном, региональном) уровне следует сочетать понимание проблем и взаимодополняемость различных подходов и действий.
Изменения должны охватывать все виды, формы и уровни формального и неформального образования, обеспечивая участив всех структур общества, непосредственно или косвенно связанных с образовательным процессом (учебные и педагогические заведения,  семья,  специалисты,  средства информации, неправительственные организации).
формах и методах .

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!