Гуманизация — главное направление будущей культуры

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В истории человечества открывается новая глава - развертыва­ние общемировой социальной конвергенции. Процессы планетар­ного мироустройства проходят в системе координат общечелове­ческих ценностей.

Осознанию приоритета общечеловеческих ценностей, человека как явления Вселенной и одновременно явления уникального, способствовали люди разных культур, национальностей, политиче­ских и идеологических ориентации, разных религий и художествен­ных пристрастий. Их объединял XX век: Ромен Роллан и Франсуа Мориак, Эрнест Хемингуэй и Бернард Шоу, Томас Манн и Лао Шэ, Токутоми Рока и Махатма Ганди, Альберт Швейцер и Лев Толстой и многие другие выдающиеся представители духовной культуры.

Мир уже находится в планетарной эре, но еще нет общеплане­тарной культуры, потому что еще не осознана, не прочувствована острейшая необходимость человеческой солидарности. «Разобщен­ность человечества угрожает ему гибелью. Лишь планетарное со­трудничество в условиях интеллектуальной свободы, высоких нравственных идеалов позволит людям преодолеть и угрозу всеоб­щей войны, и голод лишения, и оглупления в дурмане «массовой культуры» и со многими иными бедами и трудностями, которые поджидают человечество в III тысячелетии» (6),-подчеркивал А.Д. Сахаров.

В этих условиях возрастает роль духовной, в том числе художе­ственной культуры, как стимулирующей моральное прозрение со­временного человека.

Гуманитарный вектор цивилизации - как главный ориентир выживания человечества - это «открытие» второй половины XX века. Гуманизм III тысячелетия вбирает в себя все те гуманистиче­ские ценности, которые культивировались на протяжении всей истории человечества и открывает новые черты, важные для нашего времени.

Человек во всех сферах деятельности - политике, экономике, науке, искусстве должен поступать как ЧЕЛОВЕК, и как человек ВСЕЛЕННОЙ, то есть ощущать свою причастность Вселенной, нести ответственность не только за себя, но и за Вселенную, поступать не только по своим «человеческим меркам» но и по «меркам Вселенной». Такой опыт человечество уже накопило в художественной культуре, теперь важно его перенести на всю культуру. Художественная культура - одна из немногих сфер дея­тельности человека, где гуманистические ценности наиболее полно, последовательно и ярко воплощались в произведениях искусства на протяжении всей ее истории, «подпитывая» и «очищая» человече­ство, не давая ему забывать о гуманизме.

Гуманизм сегодня и тем более завтра - это новая система ценностей и регуляторов поведения человека в мире. Приоритет гуманистических ценностей - условие решения радикальных про­блем современности.

Осознание своей принадлежности к общечеловеческим ценно­стям, ощущение себя частью человечества не предполагает усред-ненности, нивелировки уникальности и самобытности каждого человека. Наоборот, понимание себя человеком мира, человеком Вселенной открывает огромные возможности для проявления ин­дивидуальных способностей, для культивирования в себе духовной уникальности и исключительности. Вся практика развития художе­ственной культуры демонстрирует реальность и реализуемость гу­манитарного вектора существования человечества.

Гуманитарный подход - это интегративный подход с позиций общечеловеческих ценностей ко всем сторонам жизни: в эконо­мике - это примат кооперативных усилий над конкурентными; в политике - примат гармонии над насилием и подавлением, в куль­туре - примат плюралистичности над насильственной монистич-ностью и «единомыслием» и т. д.

Происходит осознание необходимости общественного обуст­ройства на приоритетах личности. Общество в будущем может выбирать или традиционное устройство, где на вершине находится государство, а все граждане - пассивный объект воздействия, уп­равления, манипулирования со стороны государства; или устройст­во, где приоритетна личность с ее суверенными и неотъемлемыми правами и свободами, где государство и его властные структуры лишь средство, обеспечивающее равные исходные возможности своим гражданам. Перспективное общество, построенное на прин­ципах демократии. Они сегодня наиболее совершенные принципы политической организации, единственный эффективный способ гуманизации общественной жизни. В условиях демократии наиболее ярко развивается личность, расцветает духовная жизнь, благо­приятно живет художественная культура. Демократия позволяет обществу не только выживать, но и совершенствоваться.

Сама по себе форма демократии - тот набор характеристик, которые проявляются в выборности руководства, всеобщем и рав­ном избирательном праве, в плебесцитах и референдумах, в наличии общественного мнения. Это не абсолютная гарантия гуманизации общества, но демократические условия позволяют обеспечить «волю большинства» и «законные права меньшинства», развивают и по­ощряют общественное мнение, даже оппозиционное и не подавляют личного мнения; создают атмосферу, где талант приобретает опре­деленные привилегии реализации.

В этих условиях ценится не только небольшая группа лиц, в чьих руках сосредоточена власть, но и активность широкой обще­ственности. В конце XX века народы активнее вмешиваются в международные отношения, влияют на принятие тех или иных политических решений. Опыт нашего времени подсказывает, что именно широкие общественные организации призваны создавать новые структуры, отношения, ценности, на которых может стро­иться новый мир.

Гуманизация жизни современного общества по-новому может высветить проблему соотношения высших универсальных ценно­стей и культурного своеобразия.

Есть всеобщие человеческие ценности - право человека на жизнь, свободу, труд, право на мир, кров и еду, на возможности приобщиться к культурным, художественным ценностям. Эти права человека - лишь «прихожая» перед зданием обязанностей человека в этом мире. Общечеловеческие ценности - это равновесная сис­тема прав и обязанностей человека перед обществом, а общества перед человеком.

Отдавая предпочтение универсальным культурным ценностям, важно уважать национальную, региональную самобытность культу­ры. Культура имеет право на своеобразное проявление, с учетом национальных, региональных, этических, психологических особен­ностей народов, их традиций и обычаев.

Культурная интеграция не должна завершаться тоталитарным единообразием, которое убивает культуру. Новая система ценностей предполагает бережное и деликатное обращение с национальной самобытностью культур. А этой самобытности угрожает не только политика и идеология, но и технические достижения. Технический прогресс по своей природе космополитичен и он может оказать нивелирующее действие на самобытность языков, художественных культур. Поэтому особенно важно заботиться о сохранении непов­торимости и своеобразия культур, художественных традиций.

Гуманитарная глобальная культура предполагает не нивелирование культур, в том числе художественных, а их синтез, гармони­ческое соотношение и плодотворное сочетание.

Творчество представителей различных национальных культур - Коперника и Шопена, Гете и Чайковского, Рабле и Шоу, Сметаны и Пикассо, сохраняя национальное своеобразие, принадлежит об­щей культуре, культуре всего человечества.

Процессы консолидации разных народов и культур, при береж­ном отношении к их самобытности, происходят в Европе. Европа уже сейчас может стать регионом, который не знает границ, является миром для людей. Здесь открыт доступ к свободному общению между людьми, сняты преграды для путешествия и туризма, а это позволяет лучше знать, понимать, чувствовать культуры других народов, ценить их. Духовная жизнь Европы не задерживается у пограничных столбов Европейского сообщества. Происходит сбли­жение между культурами Востока и Запада, есть стремление понять друг друга, сотрудничать в разнообразных сферах и областях. При этом проявляется забота о культивировании уважения особенностей традиций каждой из культур.

Гуманизация пронизывает и такую сферу культуры, как наука. Изменяется сама сущность науки. Принципиально меняется харак­тер познания. В процессе познания в помощь человеку подключа­ется компьютерная система. Это создает основу для расширения возможности науки, обогащения и облегчения научного поиска. Освобождается время человека для подлинно научного творчества.

В науке происходят процессы, которые можно определить, как ее гуманизацию.

Зарождаются и получают общественное признание новые обще­научные теории - теория адаптации и оптимизации, синергетика и другие, которые непосредственно выходят на социальные пробле­мы, раскрывают гуманистический потенциал современной науки.

Происходит формирование нового мышления, интегративного по своим подходам к изучаемым объектам и ноосферное по своей сути, по определению академика Н.Н. Моисеева (4). На основе этого мышления можно преодолеть традиционное противопоставление общества и природы, изменить традиционную ориентацию на са­модостаточность и изолированность систем знаний о природе и систем знаний об обществе и человеке. Обе системы осознаются как взаимосвязанные по предмету - человеку, они активнее ис­пользуют взаимно наработанный научный инструментарий. Науки о природе, в конечном счете, тоже о человеке, они изучают условия жизни и развития человека. Результаты изысканий в области аст­рономии, геологии, физики, химии и так далее имеют жизненно важное значение для человека.

В современной науке происходит интересный процесс интегра­ции методов и средств познания между такими сферами, как наука и искусство. Если традиционная «точная» наука долгое время скептически относилась к возможностям художественного позна­ния и понимания мира, то современная наука более чутко и заинтересованно прислушивается к возможностям художественного отражения и даже черпает в искусстве способы образного, поэти­ческого восприятия мира, что помогает обогатить арсенал ее средств познания.

Происходит процесс синтеза рационального знания, основан­ного на логике, и иррациональной информации, которая может быть не менее достоверной.

Математика, физиология, другие естественные науки проника­ют сейчас в области, традиционно считавшиеся прерогативой об­щественных и социальных наук. Точные и гуманитарные науки сближаются, обогащая друг друга и вместе постигая мир.

Гуманитарные знания, которые нередко раздражали своей не­точностью представителей традиционных естественнонаучных дис­циплин, сегодня ими же воспринимаются как способ познания не менее достойный, чем в точных науках. Б.В. Раушенбах, размышляя над этой проблемой, приходит к выводу, что образность, эмоцио­нальность, непосредственность, художественность информации не слабая сторона познания, а один из возможных вариантов понима­ния мира, без которого будущая наука не сумеет обойтись (7).

Объектом современной науки все чаще становятся не отдельные, фрагментарные, частные явления, а большие системы действитель­ности. И, одновременно, современных ученых все больше интере­сует - и к этому их «подталкивает» логика современных исследований - изучение объектов уникальных, неповторимых, единичных, где сложно использовать только традиционные методы, не прибегая к художественным средствам постижения.

Гуманитарность современной науки проявляется в том, что художественное познание все шире используется в современном естествознании, в точных науках, а наука и технические достижения все активнее проникают в сферы духовной, художественной куль­туры, давая ей новое звучание, новое содержание, обогащая «язык искусства».

В середине XX века культура пережила потрясение, когда осоз­нала, что две ветви ее - наука и искусство - разошлись в разные стороны и утратили перспективы взаимного сближения. Эта тема будоражила европейскую и мировую общественность, возникали дискуссии и дебаты о перспективности искусства. Порой высказы­вались мысли, что искусство исчерпало себя и не будет востребовано в условиях научно-технического прогресса. Конец XX века убеди­тельно показывает, что искусство, художественная культура важны в жизни человечества, необходимы как доминанта в решении острейших проблем современности.

Гуманитарный вектор развития современной культуры позволя­ет говорить о той эволюции, которую проделывает культура в жизни общества, о тех внутренних изменениях, которые происходят в системе «культура».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!