Групповые нормы

3 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Все группы имеют установленные, но чаще всего неписаные нормы поведения, т. е. допустимые стандарты поведения, прини­маемые всеми членами группы. Например, в нормально функцио­нирующей рабочей группе крайне редко можно столкнуться с при­людной критикой руководителя. И дело здесь не в трусости подчи­ненных или опасении мести со стороны начальника. Просто так поступать не принято. Нормы диктуют, что членам группы следует и не следует делать при определенных обстоятельствах. Нормы раз­личаются в разных группах, объединениях и сообществах, но явля­ются их неотъемлемой частью. Более того, они способствуют устой­чивости и стабильности группы, играя роль консервативного факто­ра в ее жизни.

Официальные нормы записаны в руководствах организации и определяют правила и процедуры, которым должны следовать со­трудники. Забегая вперед, нужно сказать, что нормы в организациях не всегда «прописаны» в правилах. Человеку ведь не нужен кто-то, кто бы указал, что длительная болтовня по телефону или компью­терные игры в рабочее время — неуместное поведение. Все также знают, что беседуя в ходе интервью перед приемом на работу о при­чинах неудовлетворенности предыдущим местом, не следует упоми­нать о некоторых вещах, например, о трудностях в общении с кол­легами или начальником, в то время как вполне уместно рассказать, например, о сложностях в продвижении по службе или работе, не способствующей росту профессионального мастерства.

Нормы, устанавливающие порядок работы в группе, подобно почеркам, являются уникальными. Все же исследователям удалось выделить некоторые общие классы ^орм, существующие в боль­шинстве рабочих групп. Это нормы выполнения работы, внешнего вида, социальной организации и распределения ресурсов.

Нормы выполнения работы — это, пожалуй, самый общий класс норм. Членам рабочих групп обычно даются категорические указа­ния на то, как усердно работать и добиваться выполнения задания, каким должен быть уровень производительности труда, допустимое количество опозданий и т. п. Данные нормы чрезвычайно сильно воздействуют на работу каждого сотрудника: они способны корен­ным образом менять ее планы и отношение к выполнению задания.

Второй класс норм включает нормы внешнего вида и поведения. К ним относятся: соответствие требования к одежде, негласные «предписания», как демонстрировать преданность организации, по­нимание того, когда нужно выглядеть занятым и когда допустимо расслабиться и продемонстрировать это. В некоторых организациях имеются формальные требования к одежде. Но даже если таковые отсутствуют, нормы часто сами диктуют вид одежды, надлежащий для работы. Демонстрация преданности важна во многих рабочих группах и организациях. Например, в ряде организаций, особенно среди специалистов и административных чинов, не одобряется от­крытый поиск другой работы или существуют определенные ритуа­лы выражения преданности организации, например, возгласы вос­торга и удовлетворения по поводу возросших показателей ежеме­сячных продаж.

Следующий класс норм затрагивает нормы социальной организа­ции. Они идут от неформальных рабочих групп и, в основном, регу­лируют социальное взаимодействие внутри группы. Эти нормы оп­ределяют: с кем члены группы дружат на работе и вне нее и вступа­ют в общественное взаимодействие. Также они могут допускать (а чаще — запрещать) «служебные романы».

Последний класс норм имеет дело с нормами распределения ре­сурсов. Они могут возникать в самой группе или организации и ка­саться таких моментов, как зарплата, надбавки за повышенную трудность работы, летнее время предоставления отпусков, распре­деление новых инструментов и оборудования, предоставление бо­лее удобных мест для работы и т. п. Часто «по традиции» (т. е. в соответствии с групповыми нормами) преимущества получают, например, работники с большим стажем работы, или женщины, имеющие маленьких детей, или наиболее квалифицированные спе­циалисты и т. п.

Как развиваются нормы? Почему они существуют в реальной жизни? Обычно нормы развиваются постепенно, по мере того, как члены группы понимают, какое поведение способствует эффектив­ному ее функционированию. Конечно, кризисные события в группе могут ненадолго прервать этот процесс, однако, даже если кризис внесет существенные изменения в состав и работу группы, процесс формирования норм продолжится.

Американский исследователь Роббинс отмечает, что большинст­во норм развивается в одном или сразу в нескольких из следующих четырех направлений:

1) категорические утверждения, высказанные каким-то членом группы — чаще начальником или влиятельным членом. Лидер группы имеет право, к примеру, запретить личные звонки во вре­мя работы или установить не более чем 10-минутные перерывы для кофе;

2) кризисные события в истории группы. Они устанавливают важ­ные прецеденты. Посторонний, стоявший слишком близко к рабо­тающей в цеху машине, был ранен, и во избежание повторения по­добных случаев, члены рабочей группы напоминают новому опера­тору о необходимости следить за тем, чтобы никто, кроме него, не подходил к машине ближе, чем на пять метров;

3) первенство. Самая первая модель поведения, возникшая в группе, часто формирует групповые представления в будущем. Дружные группы студентов часто бронируют места друг возле друга в первый день учебы и недовольны, когда новичок занимает «их» место в ходе последующих занятий;

4) модели поведения, заимствованные из ситуаций в прошлом. Чле­ны группы привносят свои представления из других групп, в кото­рых они когда-то находились. Это объясняет, почему рабочие груп­пы предпочитают набирать новых сотрудников из числа работавших в подобных условиях и имеющих схожий опыт. Данное обстоятель­ство увеличивает вероятность того, что привносимые новичками представления совпадают с представлениями, уже усвоенными группой.

Но группы не устанавливают и не проводят в жизнь нормы для каждой возможной ситуации. Нормы должны быть важными для группы. Что же делает норму важной? Роббинс следующим образом отвечает на этот вопрос. Норма важна, если она:

- способствует дальнейшему существованию группы. Группам не нравится терпеть неудачи, поэтому они стараются проводить в жизнь нормы, увеличивающие их шансы на успех. Это означает, что они попытаются защититься от вмешательства со сто­роны других групп или индивидов;

- повышает возможность предсказания поведения членов группы. Нормы, увеличивающие предсказуемость, дают возможность членам группы предвидеть действия друг друга и подготовить адекватные ответные действия;

- уменьшает количество межличностных проблем у членов группы. Нормы становятся важными, когда они обеспечивают удовле­творение сотрудников и предотвращают межличностный дис­комфорт;

- позволяет работникам выражать главные ценности группы, дей­ствовать в рамках ее идентичности. Такие нормы укрепляют и поддерживают целостность группы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!