Группа как социально-психологический феномен. Характеристики группы

Понятие социальной группы является ключевым понятием соци­альной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности, может обозначаться как социальная группа. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляет­ся через разнообразные социальные группы, значительно разли­чающиеся между собой. Семья, компания друзей, очередь в мага­зин, толпа на улице, публика в театре или аудитория на лекции -все это социальные группы, которые имеют мало общего. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой общности: социальной, производственной, экономической, бытовой, возрастной, эмоциональной, целевой и т.д. Социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. Педагогика рассматривает социальную группу как отно­сительно устойчивую совокупность людей, связанных системой от­ношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятель­ность, вещная среда и т.д. - все эти феномены выступают в каче­стве особых компонентов социальной группы, определяющих ме­ру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них относительно продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профес­сиональный коллектив - наиболее значимые для личности соци­альные группы. Именно они, в силу своей устойчивости, оказы­вают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Во-первых, наличие интегральных психологических ха­рактеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и т.д., которые формируются с возникновением и развитием группы. Конкретный человек не может обладать интегральной характеристикой груп­пы, которая обусловливается особым психологическим полем, возникающим при взаимодействии индивидов.

Социальный контроль, который существует в каждой группе, без­условно, влияет на формирование и развитие интегральных пси­хологических характеристик.

Вторым признаком социальной группы является существова­ние основных параметров группы как единого целого. Параметр в данном случае - это показатель, характеризующий определенное свойство. Социальная группа имеет следующие параметры: ком­позицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого.  Структура группы рассматривается с точки зрения тех функ­ций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точ­ки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющие­ся показатели группы как социального процесса отношений. Впол­не понятно, что анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал группу в течение определенного пе­риода. Особое значение здесь придается психологическим и орга­низационным процессам сплочения (лидерство и руководство), уровню развития группы как социального единства (стадии разви­тия коллектива), процессу группового давления (конформизм), про­цессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедея­тельности социальной группы (деятельность, общение, отношения членов группы) могут рассматриваться как групповые процессы.

Одним из основным признаков социальной группы выступает способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает не­обходимую общность, единство действий, направленных к дости­жению цели. Степень согласованности действий зависит от уров­ня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или руководителя. В то же время способность действовать незави­симо от группы и влиять на ее решения характеризует социальную силу личности.

Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и пове­дении отдельных участников, обусловленных их принадлежно­стью к группе. В связи с этим выделяют следующий признак груп­пы - действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления вы­ступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.

Для педагогов наиболее важным признаком группы является установление определенных отношений между ее членами. Все со­циальные отношения бывают двух типов: конвенциональные (формальные) и межличностные (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе. Таким обра­зом, группа имеет две структуры - формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает весьма значимую информацию об особенностях данной группы.

В целом, проблема критериев и признаков групп разрабатыва­ется в зависимости от цели исследования. В одном случае наибо­лее значимыми признаками выступают одни, в другом - другие. Педагогический взгляд на проблему актуализирует такие призна­ки, как существование параметров группы, установление опреде­ленных отношений и способность к согласованным действиям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!